СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по рассказу Е. Велтистова "Приключения Электроника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по рассказу Е. Велтистова "Приключения Электроника"»

Тема урока: Е. Велтистов «Приключения Электроника.Чемодан с четырьмя ручками»

Цель: познакомить учащегося с произведением Е. Велтистова «Приключения Электроника».

Планируемые УУД

Предметные: научатся понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения.

Метапредметные

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; письменно фиксировать основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Ход урока

1. Орг.момент

2. Самоопределение к деятельности

На столе лежит чемодан.

- Ребята, это ваш чемодан? (нет)

- А, хотите узнать, что там? (хотим)

Игра «Да, нет»

Вывешивается на доску карточка со словом «кибернетика»

- Как вы думаете, что это такое?

- Где можно узнать, что означает это слово? (От учителя, интернет, толковые словари).

Работа со словарями

- Итак, мы уже сказали, что этот предмет — неживой, связан с кибернетикой, с передачей информации, создан руками человека, для того, чтобы помогать ему в разных областях (это робот)

- Действительно, в чемодане лежит робот!

- Правильно, сегодня на уроке мы будем читать произведение про робота. Прочитайте тему урока (Приключения Электроника)

Учитель демонстрирует ребятам книгу «Приключения Электроника»

- Ребята, как вы думаете, можно ли эту книгу прочитать за один урок? (нет, она большая очень)

- Правильно, поэтому сегодня на уроке мы познакомимся только с отрывком из этой книги.

- А кто из вас догадается, к какому жанру относится наше произведении? (Повесть, так как по объёму произведение большое, состоит из нескольких глав, каждая глава имеет своё название)

- Давайте ещё раз прочитаем название. Электроник — это кто? От какого слово образовалось понятие –электроник? (От электричества).

- Что такое электричество? (совокупность явлений в которых есть движения заряжённых частиц).

ЭЛЕКТРОНИКА- наука о методах создания электронных приборов и устройств.

- Электроник — это робот. Или по другому — кибернетический мальчик.

3. Словарная работа

Воздушное такси - маленький вертолёт

Конгресс — это собрание учёных.

Футляр — вместилище для хранения чего -либо

Контрабас — это большой струнный музыкальный инструмент.

Генератор – устройство, которое вырабатывает энергию.

Приключение — это происшествие, неожиданный случай в жизни.

Нейлон — похожая на шёлк синтетическая ткань.

4. Чтение и анализ произведения.

Чтение 1 части до слов «…и директор удалился».

- Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке)

- Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса)

- Что предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы)

- Как директор гостиницы предлагает помочь Громову? (донести чемодан до номера)

- Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана)

- Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими?(Воздушное такси, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон)

Чтение до слов «Да, он много лет не был в этом городе».

- Что мы увидели, читая эту часть? (красивый город)

- Найдите и прочитайте те моменты, где автор описывает красоту и фантастичность города.

Чтение до слов «Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!»

-Кто был в чемодане? (мальчик)

-Какой он? (электрический, кибернетический)

-Кто он? (робот)

- Предположите, что произойдёт дальше?

Чтение до конца.

- Правильно ли мы предположили содержание?

- Почему Электроник сбежал? (профессор его поставил заряжаться на большую мощность)

- Что хотел сделать профессор, зачем подключил Электроника к сети? (хотел зарядить его)

- Он в чём- то ошибся? (включил мощный заряд)

- После бегства Электроника профессор был очень встревожен. Что его испугало? (Электроник окажется среди людей, он не знает как вести себя с людьми, может попасть в неприятную ситуацию)

- Чем Электроник похож на обычного мальчика? (внешностью, поведением)

- Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека? (от робота — его нужно заряжать; от человека — внешность и поведение)

- Как вы думаете, что значит быть человеком? (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)

5. Характеристика героя

Задание: Выпиши из текста как выглядел Электроник (курносый нос, длинные ресницы, вихор на макушке, электрическая вилка, синяя курточка, летние брюки, умеет говорить, умеет бегать, капризный, смелый, отважный)

6. Закрепление

- Что из этого рассказа уже давно стало реальностью, воплотилось в жизнь? (видеотелефон).

Задание: прочитать, рассказать, как был устроен видеотелефон в прошлом веке, сравнить с современной видеосвязью по телефону (модели этого устройства: телевизор, видеокамера, телефон. Современная видеосвязь — достаточно нажать одну кнопку на смартфоне)

Тест

1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
а)Алиса б) Карлсон в) Громов

2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?

а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска

3. Какой багаж был у профессора?

а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами

4. Что находилось в чемодане?
а) Электроник б)книга в) кукла

5. Кто такой Электроник?

а) ученик 4 класса б) кибернетический мальчик в) сын профессора Громова

6. Что случилось с Электроником в гостинице?

а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал

7. Итог урока. Рефлексия.

- Назовите тему урока.

- Чему учит нас этот рассказ?

- Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках, становится другом для ребят. Но, к сожалению, так и не смог узнать, как стать человеком. Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям.

- Велтистову принадлежат слова «Хочешь быть человеком – будь им…». Как вы их понимаете? (оказывать помощь, сопереживать другим, быть внимательным, добрым..)

- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её?

- Оцени свою работу на уроке.

- Закрасьте у своего робота большие круги на туловище.

- Зелёный - на уроке мне было комфортно, всё понравилось.

- Красный - были затруднения, у меня не все получилось.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!