Тема урока: Е. Велтистов «Приключения Электроника.Чемодан с четырьмя ручками»
Цель: познакомить учащегося с произведением Е. Велтистова «Приключения Электроника».
Планируемые УУД
Предметные: научатся понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения.
Метапредметные
Познавательные: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение произведений великих классиков литературы как части русской национальной культуры.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.
Коммуникативные: пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; письменно фиксировать основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Самоопределение к деятельности
На столе лежит чемодан.
- Ребята, это ваш чемодан? (нет)
- А, хотите узнать, что там? (хотим)
Игра «Да, нет»
Вывешивается на доску карточка со словом «кибернетика»
- Как вы думаете, что это такое?
- Где можно узнать, что означает это слово? (От учителя, интернет, толковые словари).
Работа со словарями
- Итак, мы уже сказали, что этот предмет — неживой, связан с кибернетикой, с передачей информации, создан руками человека, для того, чтобы помогать ему в разных областях (это робот)
- Действительно, в чемодане лежит робот!
- Правильно, сегодня на уроке мы будем читать произведение про робота. Прочитайте тему урока (Приключения Электроника)
Учитель демонстрирует ребятам книгу «Приключения Электроника»
- Ребята, как вы думаете, можно ли эту книгу прочитать за один урок? (нет, она большая очень)
- Правильно, поэтому сегодня на уроке мы познакомимся только с отрывком из этой книги.
- А кто из вас догадается, к какому жанру относится наше произведении? (Повесть, так как по объёму произведение большое, состоит из нескольких глав, каждая глава имеет своё название)
- Давайте ещё раз прочитаем название. Электроник — это кто? От какого слово образовалось понятие –электроник? (От электричества).
- Что такое электричество? (совокупность явлений в которых есть движения заряжённых частиц).
ЭЛЕКТРОНИКА- наука о методах создания электронных приборов и устройств.
- Электроник — это робот. Или по другому — кибернетический мальчик.
3. Словарная работа
Воздушное такси - маленький вертолёт
Конгресс — это собрание учёных.
Футляр — вместилище для хранения чего -либо
Контрабас — это большой струнный музыкальный инструмент.
Генератор – устройство, которое вырабатывает энергию.
Приключение — это происшествие, неожиданный случай в жизни.
Нейлон — похожая на шёлк синтетическая ткань.
4. Чтение и анализ произведения.
Чтение 1 части до слов «…и директор удалился».
- Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке)
- Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса)
- Что предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы)
- Как директор гостиницы предлагает помочь Громову? (донести чемодан до номера)
- Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана)
- Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими?(Воздушное такси, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон)
Чтение до слов «Да, он много лет не был в этом городе».
- Что мы увидели, читая эту часть? (красивый город)
- Найдите и прочитайте те моменты, где автор описывает красоту и фантастичность города.
Чтение до слов «Предупреждаю, вас ждёт сюрприз!»
-Кто был в чемодане? (мальчик)
-Какой он? (электрический, кибернетический)
-Кто он? (робот)
- Предположите, что произойдёт дальше?
Чтение до конца.
- Правильно ли мы предположили содержание?
- Почему Электроник сбежал? (профессор его поставил заряжаться на большую мощность)
- Что хотел сделать профессор, зачем подключил Электроника к сети? (хотел зарядить его)
- Он в чём- то ошибся? (включил мощный заряд)
- После бегства Электроника профессор был очень встревожен. Что его испугало? (Электроник окажется среди людей, он не знает как вести себя с людьми, может попасть в неприятную ситуацию)
- Чем Электроник похож на обычного мальчика? (внешностью, поведением)
- Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека? (от робота — его нужно заряжать; от человека — внешность и поведение)
- Как вы думаете, что значит быть человеком? (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)
5. Характеристика героя
Задание: Выпиши из текста как выглядел Электроник (курносый нос, длинные ресницы, вихор на макушке, электрическая вилка, синяя курточка, летние брюки, умеет говорить, умеет бегать, капризный, смелый, отважный)
6. Закрепление
- Что из этого рассказа уже давно стало реальностью, воплотилось в жизнь? (видеотелефон).
Задание: прочитать, рассказать, как был устроен видеотелефон в прошлом веке, сравнить с современной видеосвязью по телефону (модели этого устройства: телевизор, видеокамера, телефон. Современная видеосвязь — достаточно нажать одну кнопку на смартфоне)
Тест
1. Кто приехал к гостинице» Дубки» с большим чемоданом?
а)Алиса б) Карлсон в) Громов
2. Откуда приехал почетный гость конгресса кибернетиков?
а) из Кудымкара б) из Москвы в) из Синегорска
3. Какой багаж был у профессора?
а) чемодан б) дипломат в) коробка с книгами
4. Что находилось в чемодане?
а) Электроник б)книга в) кукла
5. Кто такой Электроник?
а) ученик 4 класса б) кибернетический мальчик в) сын профессора Громова
6. Что случилось с Электроником в гостинице?
а) заболел б) был наказан за непослушание в) сбежал
7. Итог урока. Рефлексия.
- Назовите тему урока.
- Чему учит нас этот рассказ?
- Электроник, демонстрируя невероятные таланты в науках, становится другом для ребят. Но, к сожалению, так и не смог узнать, как стать человеком. Расстроенный Электроник скитается по городу, пока не находит смысл существования в помощи людям.
- Велтистову принадлежат слова «Хочешь быть человеком – будь им…». Как вы их понимаете? (оказывать помощь, сопереживать другим, быть внимательным, добрым..)
- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её?
- Оцени свою работу на уроке.
- Закрасьте у своего робота большие круги на туловище.
- Зелёный - на уроке мне было комфортно, всё понравилось.
- Красный - были затруднения, у меня не все получилось.