СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Основные способы образования слов в русском языке"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему "Основные способы образования слов в русском языке"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Основные способы образования слов в русском языке"»

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС.

Тема: Основные способы образования слов в русском языке.

Предмет: русский язык.

Класс: 6.

УМК «Русский язык. 6 класс под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема урока

Основные способы образования слов в русском языке.

Цель

Формирование представлений о способах словообразования в русском языке.

Задачи

Для учителя

Для учащихся

направленные на достижение предметного результата

  1. Помогать освоению базовых понятий лингвистики: словообразование, словообразовательная пара, цепочка.

  2. Развивать умения проводить морфемный анализ слова, осмыслять особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка.

  1. Освоить базовые понятия лингвистики: словообразование, словообразовательная пара, цепочка.

  2. Проводить морфемный анализ слова, осмыслять особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка.

Направленные на достижение метапредметного результата:

Владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение

  1. Совершенствовать приёмы отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования.

  1. Овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования.

Направленные на достижение личностного результата:

  1. Помогать осознавать эстетическую ценность русского языка; воспитывать уважительное отношение к родному языку, побудить к речевому самосовершенствованию

  1. Осознавать эстетическую ценность русского языка; воспитывать уважительное отношение к родному языку, стремиться к речевому самосовершенствованию

Формируемые УУД

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Словообразование, морфемы, морфемные модели, способ образования.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Интернет-ресурсы

http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net, http://www.proshkolu.ru/, http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru, blestki.com, http://allforchildren.ru


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.1 Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).


Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.















Приветствие учителя, сообщение о готовности класса к уроку, оформление тетради (запись числа, темы)




- Здравствуйте, ребята!

С каким настроением вы сегодня пришли на урок?



Тренировочный диктант

Ветчина, грейпфрут, апельсин, винегрет, железо, каучук, бисер, экология, километр, верблюд, насекомое, горизонт.



Проверяем.

Молодцы! Поставьте карандашем на полях себе оценку.



Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;







1.2. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.



Настраивает на работу с однокоренными словами, одновременно повторяя морфемы









Составляют слова,

дают ответ:



У каждого из вас на столе лежат осенние листья. Подберите и запишите однокоренные слова со словом лист . листик

Листок листочек

Листва

Лиственный лиственник лиственница

Листопад

листать


Способ образования, морфема, морфемный разбор

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические)

1.3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта.


Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, задаёт проблемный вопрос.

Дают ответ:

Как образовались эти слова?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Что мы должны узнать?

Чему научиться?



Целеполагание

( Р)

Постановка вопросов ( К)

Самостоятельное формулирование цели, темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы (П)

II .Этап открытия новых знаний и способов действий.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.


Использует параграф учебника.







Предлагает работу с текстом для выбора слов других способов словообразования,

предлагает помощь в работе опорным конспектом.






Задаёт вопросы.


Самостоятельно работают с учебником, составляют опорный конспект отвечают на вопросы.





















Составляют опорный конспект

Все ли способы образования слов представлены в наших словах?

Тема нашего урока :Способы образования слов в русском языке».



Работа по группам (парами)

Определите способы образования слов

– развеселый, ( приставочный)

– овражек,(суффиксальный)

– лесовоз, (Сложение)

-подсвечник (приставочно- суффиксальный)









Составим опорный конспект.

Основные способы образования слов в русском языке

1 Приставочный листать – пролистать

2 Суффиксальный Лист - листок

3 Приставочно-суффиксальный листать-перелистывать

4 Бессуффиксный скрипеть - скрип

5 Сложение Лист + падать – листопад

6 Переход слов одной части речи в другую Прил. Сущ.

Столовая комната – столовая








Алгоритм применения правила на практике, морфемные модели.

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) информации.

III. Физкультминутка






IV. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально:

– в парах или группах.

2)закрепление способа действия на практике


Предлагает придумать свои примеры к схеме правила.

Записывают в тетради свои примеры по пунктам схемы


Использование алгоритма в самостоятельной работе

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

V. Обобщение и систематизация.

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся.


Организует самостоятельную работу детей.

Отвечают на вопросы.


Как вы будете применять полученные знания?

Упр 169, 172 стр 90

Способы словообразования

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

VI. Рефлексия деятельности.

Закрепление и коррекция способов действия.


Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия




Что нового вы узнали на уроке?

Как вы научились действовать?

Свободно ли вы ориентируетесь в данной теме?

Справились ли мы с задачей урока?



Все правила, повторяемые на уроке.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)










VII. Домашняя работа

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.


Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

  1. составить рассказ по теме о способах образования слов.