Знают и применяют орфограмму «Написание слов с разделительным твердым знаком»; правило переноса слов с разделительным твердым знаком
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | - Долгожданный дан звонок, начинается урок. - Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. В классе сразу стало уютней от улыбок. - Откройте тетради, напишите сегодняшнее число. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
II. Чистописание | 1) - Пропишите буквы, отметьте те, которые получились особенно красиво. ьъ ьъ ьъ 2) - Замените сочетание слов одним словом, запишите слова в нужном порядке: Мать, отец, дети; Снежная буря; Домики для пчёл ( вьюга, ульи, семья) - Устно разделите их для переноса. - Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему? | Выполняют письмо по образцу Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов Семья, вьюга, ульи |
IV. Актуализация знаний | -Прочитайте слова. В . юга, с . ел, п . ёт, под . езд, в . юн, с . ёмка - Разделите их на две группы. - По какому признаку разделили слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь) - В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ или Ь? | Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы: 1) вьюга, пьёт, вьюн 2) съел, подъезд, съёмка Анализируют данный материал и делают вывод о необходимых условиях для написания разделительного твердого знака (приставка, оканчивающаяся на согласную и буквы е, ё, ю, я в начале корня) и разделительного мягкого знака (в корне перед гласными е, ё, ю, я) |
V. Постановка учебной задачи | - Откройте учебник на с.138 – Внимательно прочитайте слова, предложенные в упр. 273 учебника. Подумайте, по какому принципу слова разделены на группы? (Слова с разделительным Ь, слова с разделительным Ъ.) – Что обозначает чёрточка в каждом слове? (Знак переноса.) – С каким правилом нам необходимо сегодня познакомиться? (С правилом переноса слов с разделительным твердым знаком.) - Нам известно такое правило? А где его можно посмотреть? (в учебнике) - Попробуйте сформулировать задачи нашего урока: 1) различать слова с Ъ и Ь; 2) познакомиться с правилом переноса слов с Ъ; 3) научиться переносить слова с Ъ | Слушают учителя. Анализируют языковой материал, высказывают предположение о принципах классификации слов на группы. Высказывают предположения о задачах работы на уроке |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с учеб- ником (упр. 273, правило на с. 138) Знакомство с правилом Работа в группах | – Прочитайте слова из упр. 273, которые нельзя перенести на другую строку. (Льет, фильм, съесть, въезд.) - Почему их нельзя перенести? – Понаблюдайте над тем, как расставлены знаки переноса в словах с Ъ разделительным знаком. - Какому правилу нужно следовать? – Прочитайте правило в учебнике (с. 138) и проверьте правильность ваших собственных выводов. – Спишите слова из второй группы со знаком переноса. - Самостоятельно расставьте знаки переноса в словах подъёмный, печенье, объезд (подъ–ёмный, пе-ченье, объ-езд) - Проверим результаты самостоятельной и групповой работы | Знакомятся с правилом переноса слов с разделительным твердым знаком. Самостоятельно расставляют знаки переноса в словах «подъемный», «печенье», «объезд» Работают в группе, контролируют процесс и результаты деятельности, строят монологическое высказывание |
VII. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа по учебнику (упр. 274) 2. Работа в группах | - Прочитайте задание к упр. 274. Объясните написание пропущенных букв. Спишите по выбору 2 пословицы. Слова с разделительным Ъ и Ь разделите чёрточкой для переноса. - У вас на столах лежат конверты с рассыпанными словами. Ваша задача собрать рассыпавшиеся слова, приклеить на лист. - Проверим какие слова у вас получились (листья, подъезд, объём, муравьи, сошью, подъехал, налью, съем) | Слушают задание учителя, задают уточняющие вопросы. Самостоятельно выполняют упражнение в тетради Слушают задание, выполняют его. У доски распределяют слова по группам: слова с разделительным Ь и слова с разделительным Ъ. Записывают в тетрадь, разделяя чёрточкой для переноса |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - А теперь проверим, как вы усвоили новое правило (Положительный ответ отмечают знаком «+», а отрицательный ответ – знаком « - »). 1) При переносе слова нельзя отрывать ъ от предшествующей согласной. 2) Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и. 3) В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную. 4) Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. 5) Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь. (Проверка работ. Знаки «+» в вопросах 1, 2, 4, 5). - Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения: сегодня на уроке научился … понял … было интересно … было трудно … | Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей Заканчивают предложения в зависимости от своего впечатления от урока |
IX. Итог урока | – Какие задачи стояли перед нами? – Удалось ли их решить? – Что нового узнали о разделительном Ъ? | Осмысливают и анализируют свою деятельность на уроке |
Домашнее задание | - Чтобы знания были крепче, дома надо поупражняться. Выберите уровень домашнего задания в соответствии со своими возможностями и желанием. 1 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.277 2 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238, разделяя их для переноса 3 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238 разделяя их для переноса, дополнить словарный ряд новыми словами по этой теме. - Спасибо за урок. Желаю успехов! | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |