СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку: "Правописание слов с удвоенными согласными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку Правописание слов с удвоенными согласными -3 класс Шустова Т.Ю»

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Шустова Татьяна Юрьевна

Класс: 3

УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема: «»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место урока в изучаемой теме: урок входит в раздел «Состав слова»; роль урока в изучаемой теме: формирование грамматических понятий, уточнение и систематизация знаний о двойных согласных в слове.

Цель: развивать умение правильно писать слова с удвоенными согласными




Технологическая карта урока


Планируемые результаты


Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Освоение знаний по теме:

«Правописание слов с удвоенными согласными»

учебно-языковые умения:

развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

- речевые умения: умение слышать удвоенную согласную в корне слова.


-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-выполнять задание в соответствии с целью;

-выполнять самопроверку учебного задания;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-контролировать свои действия во время выполнения учебного задания


формировать умения:

- поиск и выделение необходимой информации

- использование знаково-символических средств

- умение структурировать знания


-умение слушать и понимать других;

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.


-проявлять:

интерес к изучению темы;

- применять приобретенные навыки в практической деятельности;

- использовать усвоенные приемы работы для решения учебных задач;

- осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий.








Ход урока:





Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена

(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность учителя по организации деятельности учащихся

Деятельность учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов

1.

Организационный этап.

Мотивирование к учебной деятельности

Выработка внутренней готовности к учебной деятельности.

Фронтальная.

Приветствие

-Ребята, если вы готовы к уроку, улыбнитесь друг другу, хлопните в ладоши. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет вам радость познания.

У нас сегодня много гостей. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им.

Сегодня снова на пути

Открытия вас ждут.

А знанья, дружба, память, ум

К победе приведут

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? - Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

-

Сможете стать такими? Если «ДА», похлопайте в ладоши! В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

-Откройте тетради.

Запишите слова «Классная работа».

Подчеркните в словах орфограммы.

Приветствуют учителя.















Приветствие гостей











интересный

познавательный

плодотворный

развивающий



активные

думающие

работоспособные

внимательные

аккуратные

дисциплинированные

дружные



Записывают дату и

Классная работа

Личностные УУД:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;



-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;


Наблюдение


2.

Актуализация



















Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».

Фронтальная.





















Работа в парах

У вас на партах лежит маршрутный лист, на котором мы будем отслеживать и оценивать прохождение этапов урока.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в парах.

- У вас на столах лежат карточки с печатными буквами: нн, кк, сс, жж, мм, пп, рр, лл, бб, ии

(На экране такие же буквы)

Что вы можете сказать о записи?


Чем буквы отличаются от звуков?




Расположите данные пары букв в алфавитном порядке

-

Проверим, как вы выполнили задание (проверка по эталону).

А теперь оцените свою работу в группах при помощи смайликов. Приклейте в маршрутный лист смайлик нужного цвета (зеленый смайлик – задание выполнено правильно, без ошибок, красный - есть ошибки)

Определите закономерность написания букв.

-

На экране печатные буквы- близнецы, а в тетрадь нужно записать письменные буквы

«Чистописание»

Запишите пары в алфавитном порядке в свою тетрадь














На экране и у на столах буквы напечатаны парами


Буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и произносим

бб, жж, кк, лл, мм, нн, пп, рр, сс


Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы- близнецы




Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

6. Обобщать и классифицировать по признакам.



Наблюдение

3.

Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности




Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Согласовать цель и тему урока. Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта.




Как вы думаете, есть ли лишнее буквосочетание в этом ряду?


Почему?




Посмотрите на свои записи. Как вы думаете, можно ли встретить слова с удвоенными согласными буквами?

-Кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?



-Чему мы должны научиться на уроке?



-Какая будет цель нашего урока?


Буквосочетание «ии» - лишнее, потому что оно состоит из гласных букв, а остальные – согласные


Тема урока:

«Правописание слов с удвоенными согласными»


На уроке мы должны научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными

На уроке мы будем учиться правильно писать слова с удвоенными согласными



4.

Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения)

Решение учебной задачи.

Поиск решения учебной задачи,

конструирование нового способа действия.

Фронталь

ная












Работа в парах.

Мы отправляемся с вами в путешествие

Отгадайте. На каком транспорте мы отправимся в путь

На большие расстоянья

Мчится он без опозданья.

Пишется в конце два «с»,

Называется … (экспресс)

Словарная работа:

Запишите слово: «экспресс»

Что означает это слово?

В «Толковом словаре» Ожегова записано: «экспресс» – поезд или автобус, судно, идущие с высокой скоростью без остановок или с остановками только в крупных пунктах. В русский язык это слово пришло из французского языка:

Французское слово - «express», в –русском языке стали записывать - «экспресс».

Наш экспресс ждет нас в определенном месте.

Отгадайте, где именно… Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное «р» содержит он

И называется (перрон)

Что означает слово «перрон»?

В «Большом энциклопедическом словаре» написано:

«перрон» – каменное крыльцо

Энциклопедический словарь

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции

Это слово опять было заимствовано из французского языка Происхождение слов:

Французское - «perron»

Русское - «перрон»

Запишите в словарь новые слова: экспресс, перрон


Чтобы занять свои места в вагоне экспресса нам нужно купить билет.

Прочитайте стихотворение и выпишите слова с удвоенной согласной буквой.

В кассе заперся кассир

И закрыл окошко

У окошка – пассажир

С пуделем и кошкой

Что означает слово «касса»?

Это слово было заимствовано из итальянского языка. Итальянское «cassa», а в русском языке записывают «касса»





От слова «касса» -образовалось родственное слово «кассир». Известно ли Вам, что оно означает?

Если кассир не продаст билет пассажиру, то он не сможет отправиться в путешествие.

А знаете ли Вы, из какого языка к нам прибыло это слово?
Это слово имеет немецкое происхождение. На немецком языке оно записывается таким образом – «рassagier». При записи на русском языке -это слово записывается так: «пассажир»

В чем заключается особенность этих слов?

Обратите внимание на то, что заимственное слово сохраняет удвоенную согласную букву при записи на русском языке.

Запишите новые слова в свою тетрадь.

У Вас должны быть записаны слова: экспресс, перрон, касса, кассир, пассажир


Проблемный вопрос -

Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных?

Какой напрашивается вывод?









Можно ли проверить написание удвоенной буквы в корне слова?

ЗАПОМНИ ПРАВИЛО!

Удвоенная согласная в слове – это орфограмма.

Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по словарю.

Мы купили билет в кассе, вышли на перрон, сели в экспресс и отправились таинственный город.

Игра «Аукцион»

Кто за 1 минуту придумает и запишет на свой планшет как больше слов названия городов, где в написание содержится удвоенная согласная. Победителю вручу смайлик от жителей этого города.

Сверьте с эталоном на экране:

Будённовск (в Ставропольском крае), Новороссийск (на юге России в Краснодарском крае), Одесса (город на юге Украины), Таллин (столица эстонской республики), Тольятти (город Самарской области), Уссурийск (в Приморском крае, в 112 км от Владивостока)

Запишите одно название города. Подчеркните орфограммы

Жители города

Мы подъехали к нашему городу. Этот город полон загадок. Как вы думаете, что означают эти надписи над домами?

В нем живут необычные люди. В именах людей обязательно должно содержаться удвоенная согласная буква. Победителю вручу смайлик от жителей этого города.

«Аукцион №2»

Женские имена: Агнесса, Алла, Анна, Белла, Ванесса, Виолетта, Джульетта, Жанна, Изабелла, Инна, Инесса, Камилла, Марианна, Мирра, Нелли, Нонна, Стелла, Сусанна, Римма, Шарлотта, Элла, Эмма

Мужские имена: Аполлон, Виссарион, Геннадий, Илларион, Иоанн, Иннокентий, Ипполит, Кирилл, Савва, Филипп, Эммануил.


Ученики сравнивают свою запись с записью на экране, подсчитывают свои слова, записанные без ошибок. На планшетах записывают цифру, которая соответствует числу записанных слов. Подведение итогов аукциона. Вручение смайлика победителю.



Как переносятся слова с удвоенной согласной?

Запишите 5 имен разделяя на слоги для переноса.















Ответы детей





































Ответы детей

























Записывают

в тетрадь слова:

касса, кассир, пассажир



«Касса» –помещение, учреждение, в которых производятся денежные операции

«Кассир» – работник кассы, занимающийся выдачей и приемом денег, продажей билетов.



Ответы детей

















В них пишется удвоенная согласная













Вывод: удвоенная согласная пишется там, где согласный звук тянется долго.

Нет.

Эти слова надо запомнить

















































Название городов:

Будённовск, Новороссийск, Одесса, Таллин, Тольятти, Уссурийск















Дети поднимают планшеты, на которых записаны цифры, обозначающие количество правильно записанных слов.



Ответы детей















Ответы детей


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.




5.

Динамичес

кая пауза.



«Доскажи словечко»

Если в слове – отгадке удвоенная согласная находится на конце слова, то мы будем приседать, а если в середине слова, то мы будем хлопать в ладоши

(Ответы появляются на экране)

Есть спортивная игра,
В ее названии два “к”
Играя клюшкой шайбу бей
Игра известная … (хоккей)


С мамой в магазин ходили
Для занятий все купили
За ластик, ручку, пасту
Несу я деньги в …. (кассу)


Потрудился я вчера,
Голова болит с утра
И чихаю и охрип,
У меня, наверно … (грипп)


В середине, по бокам
Цветы и липы тут и там.
Идти нам веселее
По липовой … (аллее)




По долинам, по оврагам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все
Называется …….(шоссе)


Где доска и парты есть
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс)

Во мне два К не забывайте.

Таким, как я, всегда бывайте!

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом (аккуратный)


В конце двойное «Л» пиши,

А как зовут меня-реши:

Без мастера граненым стал

Блестящий, правильный (кристалл)

Снимают физическое и психологическое напряжение.

Выполняют движения.


Смена вида деятельности учащихся.

6.

Первичное закрепление во внешней речи


Поиск решения учебной задачи,

конструирование нового способа действия.
















Составление алгоритма

применения эталона.

Самостоятельная работа, работа в группах



Работа в парах


Жители города очень любят заниматься спортом.

Попробуйте отгадать, какими видами спорта они любят заниматься


Запиши слова с двойными согласными: 
1) название вида спорта, в котором используются: а) клюшка; б) ракетка; 
2) название спортивного бега по местности; 
3) название искусственного водоема для плавания; 
4) название стиля плавания



Подчеркни в словах двойные согласные

Где в слове можно встретить удвоенную согласную букву?


Итак, посмотрите на пробное задание, у вас получилась схема или эталон

Проговорите друг другу, как же связаны элементы получившейся схемы.

– Какой ваш следующий шаг на уроке?



Жители нашего города просят нас о помощи. Они умеют писать только свои имена и виды спорта, но желают научиться писать трудные слова, образовывая при помощи суффикса «н» имя прилагательное. Нужно им помочь.















1) а) хоккей б) теннис



2) кросс

3) бассейн, 



4) брасс, баттерфляй

Вывод


Двойные согласные могут стоять в корне слова:

    1. В середине слова – хоккей, теннис, бассейн, баттерфляй

    2. В конце слова кросс, брасс

3. В начале слова – жжение, ссора























Наблюдение


7.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону


Организовать самостоятельную деятельность для развития

умения составлять примеры невидимых нитей в весеннем лесу и применить полученные знания в жизни.


Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили новые знания, обратимся к следующему пункту нашего маршрутного листа «Самостоятельная работа».

Откройте учебник на странице 122. Прочитайте задание упражнения № 235 и выполните его

Машина – машинный, луна- лунный, камень – каменный, длина-длинный, сон-сонный, окно-оконный, лимон –лимонный, конь –конный, осень - осенний

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте по эталону.

- Оцените свою работу в маршрутном листе.

- Мы еще раз убедились, что

Сделайте вывод, где в слове пишется

Двойные согласные могут находиться в корне слова: искусство, грамм

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: бессрочный, воззрение, поддержать

Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: каминный, лимонный



Взаимопроверка


8

Контроль

Организовать самостоятельную деятельность для развития умения составлять примеры слов с удвоенной согласной буквой в слове и применить полученные знания в жизни.

Груп

повая

Групповая работа № 236 (стр. 122)

Записать слова в столбик

Работа по рядам

1 ряд

Двойные согласные могут находиться в корне слова: перрон, ванна, шоссе, аккуратный, суффикс

Коллектив, ссора.

2 ряд

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: беззвёздный, ввозить

рассказать

3 ряд

Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: картинный , матросский

осинник

1. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова.

2.Запоминать как можно больше таких слов.

3. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


9

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Создать условия для оценки деятельности

учащихся на уроке, формировать умение осуществлять самооценку.

Груп

повая

Организация рефлексии учебной деятельности.

- Какую цель ставили в начале урока?

Достигли вы этой цели?

- С написанием какой орфограммы познакомились на уроке?

-Ребята, оцените себя.

-А теперь, каждая группа оценит свою работу на уроке. Если вы считаете, что вы все поняли и усвоили, то приклейте к дереву зеленые листочки, если не совсем уверены – желтые, если ничего не поняли – красные.


Озвучивают цель урока, делают вывод.

Оценивают работу своей группы.


Регулятивные:

Оценивает и анализирует результаты своей учебной деятельности

Рефлексия






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!