1. | Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности | Выработка внутренней готовности к учебной деятельности. | Фронтальная. | Приветствие -Ребята, если вы готовы к уроку, улыбнитесь друг другу, хлопните в ладоши. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. У нас сегодня много гостей. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им. Сегодня снова на пути Открытия вас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? - Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики? - Сможете стать такими? Если «ДА», похлопайте в ладоши! В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть. -Откройте тетради. Запишите слова «Классная работа». Подчеркните в словах орфограммы. | Приветствуют учителя. Приветствие гостей интересный познавательный плодотворный развивающий активные думающие работоспособные внимательные аккуратные дисциплинированные дружные Записывают дату и Классная работа | Личностные УУД: - проявление творческого отношения к процессу обучения; -проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; | Наблюдение |
2. | Актуализация | Повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания». | Фронтальная. Работа в парах | У вас на партах лежит маршрутный лист, на котором мы будем отслеживать и оценивать прохождение этапов урока. Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в парах. - У вас на столах лежат карточки с печатными буквами: нн, кк, сс, жж, мм, пп, рр, лл, бб, ии (На экране такие же буквы) Что вы можете сказать о записи? Чем буквы отличаются от звуков? Расположите данные пары букв в алфавитном порядке - Проверим, как вы выполнили задание (проверка по эталону). А теперь оцените свою работу в группах при помощи смайликов. Приклейте в маршрутный лист смайлик нужного цвета (зеленый смайлик – задание выполнено правильно, без ошибок, красный - есть ошибки) Определите закономерность написания букв. - На экране печатные буквы- близнецы, а в тетрадь нужно записать письменные буквы «Чистописание» Запишите пары в алфавитном порядке в свою тетрадь | На экране и у на столах буквы напечатаны парами Буквы мы видим и пишем, а звуки – слышим и произносим бб, жж, кк, лл, мм, нн, пп, рр, сс Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы- близнецы | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 6. Обобщать и классифицировать по признакам. | Наблюдение |
4. | Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Решение учебной задачи. | Поиск решения учебной задачи, конструирование нового способа действия. | Фронталь ная Работа в парах. | Мы отправляемся с вами в путешествие Отгадайте. На каком транспорте мы отправимся в путь На большие расстоянья Мчится он без опозданья. Пишется в конце два «с», Называется … (экспресс) Словарная работа: Запишите слово: «экспресс» Что означает это слово? В «Толковом словаре» Ожегова записано: «экспресс» – поезд или автобус, судно, идущие с высокой скоростью без остановок или с остановками только в крупных пунктах. В русский язык это слово пришло из французского языка: Французское слово - «express», в –русском языке стали записывать - «экспресс». Наш экспресс ждет нас в определенном месте. Отгадайте, где именно… Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда. Двойное «р» содержит он И называется (перрон) Что означает слово «перрон»? В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «перрон» – каменное крыльцо Энциклопедический словарь Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции Это слово опять было заимствовано из французского языка Происхождение слов: Французское - «perron» Русское - «перрон» Запишите в словарь новые слова: экспресс, перрон Чтобы занять свои места в вагоне экспресса нам нужно купить билет. Прочитайте стихотворение и выпишите слова с удвоенной согласной буквой. В кассе заперся кассир И закрыл окошко У окошка – пассажир С пуделем и кошкой Что означает слово «касса»? Это слово было заимствовано из итальянского языка. Итальянское «cassa», а в русском языке записывают «касса» От слова «касса» -образовалось родственное слово «кассир». Известно ли Вам, что оно означает? Если кассир не продаст билет пассажиру, то он не сможет отправиться в путешествие. А знаете ли Вы, из какого языка к нам прибыло это слово? Это слово имеет немецкое происхождение. На немецком языке оно записывается таким образом – «рassagier». При записи на русском языке -это слово записывается так: «пассажир» В чем заключается особенность этих слов? Обратите внимание на то, что заимственное слово сохраняет удвоенную согласную букву при записи на русском языке. Запишите новые слова в свою тетрадь. У Вас должны быть записаны слова: экспресс, перрон, касса, кассир, пассажир Проблемный вопрос - Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? Какой напрашивается вывод? Можно ли проверить написание удвоенной буквы в корне слова? ЗАПОМНИ ПРАВИЛО! Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание слов с удвоенными согласными в корне надо проверять по словарю. Мы купили билет в кассе, вышли на перрон, сели в экспресс и отправились таинственный город. Игра «Аукцион» Кто за 1 минуту придумает и запишет на свой планшет как больше слов названия городов, где в написание содержится удвоенная согласная. Победителю вручу смайлик от жителей этого города. Сверьте с эталоном на экране: Будённовск (в Ставропольском крае), Новороссийск (на юге России в Краснодарском крае), Одесса (город на юге Украины), Таллин (столица эстонской республики), Тольятти (город Самарской области), Уссурийск (в Приморском крае, в 112 км от Владивостока) Запишите одно название города. Подчеркните орфограммы Жители города Мы подъехали к нашему городу. Этот город полон загадок. Как вы думаете, что означают эти надписи над домами? В нем живут необычные люди. В именах людей обязательно должно содержаться удвоенная согласная буква. Победителю вручу смайлик от жителей этого города. «Аукцион №2» Женские имена: Агнесса, Алла, Анна, Белла, Ванесса, Виолетта, Джульетта, Жанна, Изабелла, Инна, Инесса, Камилла, Марианна, Мирра, Нелли, Нонна, Стелла, Сусанна, Римма, Шарлотта, Элла, Эмма Мужские имена: Аполлон, Виссарион, Геннадий, Илларион, Иоанн, Иннокентий, Ипполит, Кирилл, Савва, Филипп, Эммануил. Ученики сравнивают свою запись с записью на экране, подсчитывают свои слова, записанные без ошибок. На планшетах записывают цифру, которая соответствует числу записанных слов. Подведение итогов аукциона. Вручение смайлика победителю. Как переносятся слова с удвоенной согласной? Запишите 5 имен разделяя на слоги для переноса. | Ответы детей Ответы детей Записывают в тетрадь слова: касса, кассир, пассажир «Касса» –помещение, учреждение, в которых производятся денежные операции «Кассир» – работник кассы, занимающийся выдачей и приемом денег, продажей билетов. Ответы детей В них пишется удвоенная согласная Вывод: удвоенная согласная пишется там, где согласный звук тянется долго. Нет. Эти слова надо запомнить Название городов: Будённовск, Новороссийск, Одесса, Таллин, Тольятти, Уссурийск Дети поднимают планшеты, на которых записаны цифры, обозначающие количество правильно записанных слов. Ответы детей Ответы детей | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
5. | Динамичес кая пауза. | | | «Доскажи словечко» Если в слове – отгадке удвоенная согласная находится на конце слова, то мы будем приседать, а если в середине слова, то мы будем хлопать в ладоши (Ответы появляются на экране) Есть спортивная игра, В ее названии два “к” Играя клюшкой шайбу бей Игра известная … (хоккей) С мамой в магазин ходили Для занятий все купили За ластик, ручку, пасту Несу я деньги в …. (кассу) Потрудился я вчера, Голова болит с утра И чихаю и охрип, У меня, наверно … (грипп) В середине, по бокам Цветы и липы тут и там. Идти нам веселее По липовой … (аллее) | | | По долинам, по оврагам Мчит широкая дорога. И она, как знают все Называется …….(шоссе) Где доска и парты есть Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный … (класс) Во мне два К не забывайте. Таким, как я, всегда бывайте! Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом (аккуратный) В конце двойное «Л» пиши, А как зовут меня-реши: Без мастера граненым стал Блестящий, правильный (кристалл) | Снимают физическое и психологическое напряжение. | Выполняют движения. | Смена вида деятельности учащихся. |
6. | Первичное закрепление во внешней речи | Поиск решения учебной задачи, конструирование нового способа действия. Составление алгоритма применения эталона. | Самостоятельная работа, работа в группах Работа в парах | Жители города очень любят заниматься спортом. Попробуйте отгадать, какими видами спорта они любят заниматься Запиши слова с двойными согласными: 1) название вида спорта, в котором используются: а) клюшка; б) ракетка; 2) название спортивного бега по местности; 3) название искусственного водоема для плавания; 4) название стиля плавания Подчеркни в словах двойные согласные Где в слове можно встретить удвоенную согласную букву? Итак, посмотрите на пробное задание, у вас получилась схема или эталон Проговорите друг другу, как же связаны элементы получившейся схемы. – Какой ваш следующий шаг на уроке? Жители нашего города просят нас о помощи. Они умеют писать только свои имена и виды спорта, но желают научиться писать трудные слова, образовывая при помощи суффикса «н» имя прилагательное. Нужно им помочь. | 1) а) хоккей б) теннис 2) кросс 3) бассейн, 4) брасс, баттерфляй Вывод Двойные согласные могут стоять в корне слова: В середине слова – хоккей, теннис, бассейн, баттерфляй В конце слова – кросс, брасс 3. В начале слова – жжение, ссора | Наблюдение | |
7. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | Организовать самостоятельную деятельность для развития умения составлять примеры невидимых нитей в весеннем лесу и применить полученные знания в жизни. | | Чтобы убедиться в том, что вы хорошо усвоили новые знания, обратимся к следующему пункту нашего маршрутного листа «Самостоятельная работа». Откройте учебник на странице 122. Прочитайте задание упражнения № 235 и выполните его Машина – машинный, луна- лунный, камень – каменный, длина-длинный, сон-сонный, окно-оконный, лимон –лимонный, конь –конный, осень - осенний Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте по эталону. - Оцените свою работу в маршрутном листе. - Мы еще раз убедились, что Сделайте вывод, где в слове пишется | Двойные согласные могут находиться в корне слова: искусство, грамм Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: бессрочный, воззрение, поддержать Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: каминный, лимонный | Взаимопроверка | |
8 | Контроль | Организовать самостоятельную деятельность для развития умения составлять примеры слов с удвоенной согласной буквой в слове и применить полученные знания в жизни. | Груп повая | Групповая работа № 236 (стр. 122) Записать слова в столбик Работа по рядам 1 ряд Двойные согласные могут находиться в корне слова: перрон, ванна, шоссе, аккуратный, суффикс Коллектив, ссора. 2 ряд Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: беззвёздный, ввозить рассказать 3 ряд Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: картинный , матросский осинник | 1. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова. 2.Запоминать как можно больше таких слов. 3. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |