СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Деловая речь" (9кл.)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка. Тип урока - усвоение новых знаний.Урок посторен с использованием интерактивного обучения

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Деловая речь" (9кл.)»

Технологическая карта урока по русскому языку

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ – русский язык

ТИП ЗАНЯТИЯ: усвоения новых знаний

УЧИТЕЛЬ – Ермолова Наталья Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ: Романовская СОШ

КЛАСС – 9

ТЕМА: «Деловая речь».

ЦЕЛЬ: организовать среду для развития компетенций в области использования делового стиля речи.

Задачи:

1)Научить распознавать, а также самостоятельно создавать тексты делового стиля;2

2) развить следующие коммуникативные умения через все виды речевой деятельности:

- через чтение и аудирование осмысленно и бегло чи­тать тексты различных стилей, замечать и фиксировать в устных от­ветах товарищей недочёты;

- через анализ текста определять стиль речи, особенности текстов делового стиля;

-через создание текста строить собственные устные и письменные выска­зывания различных стилей, в том числе, официально-делового стиля.

ТЕХНОЛОГИИ: Интерактивного обучения

ФОРМЫ РАБОТЫ: общеклассная, работа в группах, индивидуальная.

ОБОРУДОВАНИЕ: Автоматизированное рабочее место учителя (АРМ), презентация


№ п\п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Медиаподдержка

Примечание

1.

Организационный момент. Мотивация к активной учебной деятельности

-Приветствие

- Упражнение-мотиватор (см. Приложение1)


-Приветствие

- Упражнение-мотиватор (см. Приложение1)



Организация учебного пространства: учащиеся стоят, образуя круг в центре класса

2.

Формулирование темы и целей урока

Организация исследовательской работы с текстом:

- С чего начинается Ваш день? А день в школе.

- Что Вы можете сказать по поводу текстов? Что между ними общего? Легко ли выполнить то, что предлагается в тексте? Почему?

А)Исследовательская работа с текстом (приложение2). Ответы на вопросы.

Выполнение ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

Формулирование темы урока и задач.

Организация учебного пространства: в центре класса – стулья поставлены полукругом; на каждом стуле – текст на цветной бумаге

3.

Актуализация субъектного опыта

Организация мозгового штурма через составление кластера «Деловая речь»

Участвуют в составлении кластера

Организация учебного пространства: свободно перемещаются к доске для составления кластера

4.

Формирование способов деятельности

Организация работы в группах по исследованию 2 текстов (Приложение№3).

Предложение примерного плана исследования, клише примерного ответа (приложения 4,5).

Организация беседы по итогам работы.


Исследовательская работа с текстами в 6 группах с использованием примерного плана исследования.

Составление связного текста по результатам исследования с использованием клише примерного ответа.

Представление результатов исследования с использованием взаимооценки.

Формулирование выводов об особенностях делового стиля

Организация учебного пространства: деление на группы согласно цвету; учащиеся за партами работают в 6 группах.

5.

Закрепление способов деятельности

Подготовка к написанию заявления (предложение ознакомиться с теоретическим материалом учебника на стр. 207).

Организация самостоятельной деятельности на основе личностного выбора (создание личностно-ориентированной ситуации)

Организует взаимопроверку с использованием заявления-эталона через документ-камеру

Знакомятся с теоретическим материалом в учебнике, обмениваются мнениями в группе, обсуждают условия личностно-ориентированной ситуации, осуществляют выбор.

Пишут заявление.

Участвуют во взаимопроверке, сверяя свое заявление с эталоном



6.

Домашнее задание

Инструкция по выполнению домашнего задания – написание объяснительной на основе личностного выбора (создание личностно-ориентированной ситуации).

Знакомятся с инструкцией по выполнению Д/з



7.

Итог урока. Рефлексия

Организует учащихся через использование приема «Закончи предложение»

Реализуют прием «Закончи предложение»:

- «Сегодня на уроке мне показалось интересным…»;

- «На уроке я узнал(а)…» и др.



Конспект урока.

1. Организационный момент. Мотивация к активной учебной деятельности.

( стоя вокруг стульев, взявшись за руки)

- Здравствуйте, ребята! - Я очень рада Вас видеть. А Вы? Если Вы согласны со мной, повернитесь к своему соседу справа и улыбнитесь.

- Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. А Вы? Если Вы согласны со мной, пожмите руку соседа слева.

- Я готова начать наш урок. Если Вы согласны со мной, подняв руки, скажите: «Мы готовы!»

( Предложить сесть на стулья, взять в руки цветные листы)

2. Формулирование темы и целей урока Организация исследовательской работы с текстом:

- С чего начинается Ваш день? А день в школе?

- Что Вы можете сказать по поводу текстов? Что между ними общего?

(предложить выполнить ФМ)

- Легко ли было выполнить то, что предлагается в тексте? Почему?= Тема урока, цели

3. Актуализация субъектного опыта. Организация мозгового штурма через составление кластера «Деловая речь».

- Что нам известно об официально-деловом стиле речи?

- Вывод: Суммирование полученных данных.


4. Формирование способов деятельности. Организация работы в группах по исследованию 2 текстов (Приложение№3)

- Каждой группе предлагается по 2 текста для проведения исследовательской работы. Кроме того, Вам предлагается примерный план исследования (приложение 4). В течение 5 мин. Проанализируйте данные тексты, результаты исследования изложите, использовав предложенное Вам клише Приложение 5).

(Пройти по классу, оставить стикеры для отвечающих)

- Через 5-7 мин. предложить ознакомить всех с результатами исследования, обратив внимание на то, что у 2-х групп – одинаковое задание. Поэтому, когда отвечает 1 гр., другая внимательно слушает, соглашается с выводами или оппонирует.

(Заслушивание результатов работы)

Вывод: Какими чертами обладает деловая речь? Где используется?


5. Закрепление способов деятельности. Беседа.

- А Вы в своей жизни сталкиваетесь с деловыми бумагами? Где и когда? (Выход на заявление)

- Знаете ли Вы точно, как составляется заявление?

- Проверьте себя, обратившись к стр. 207 учебника.

- В какой ситуации Вам нужно будет написать заявление? (Создание личностно-ориентированной ситуации)

- Попробуйте написать заявление о приеме Вас в 10 класс или о приеме в учебное заведение профессионального образования.

(Написание заявления – 5 мин.)

Организация взаимопроверки: 1 – образец (через документ-камеру), остальные – обменявшись с соседом.

Вывод: В чем особенность написания заявления?

6. Домашнее задание.

- Есть еще одна деловая бумага, которая пишется с использование такого же клише. Как Вы думаете, какая?(Объяснительная) Придумайте дома или вспомните такую ситуацию, в рамках которой Вам необходимо написать объяснительную. Адресатом данного документа может быть любое должностное лицо (запись в дневники)


7. Итог урока. Рефлексия.

- Закончите предложенные фразы, вспомнив свою деятельность на уроке.

- Поднимите руку, кто может с уверенностью сказать: «Я точно знаю, как писать заявление». А кто может сказать: «Я не только сам могу написать заявление, но и научить этому другого человека». Я рада, что наш урок помог Вам этому научиться.




Приложение 1.

Упражнение-мотиватор.

Учащиеся вместе с учителем стоят, взявшись за руки. Учитель организует отклик учащихся на фразы, которые он произносит:

- Я очень рада Вас видеть. А Вы? Если Вы согласны со мной, повернитесь к своему соседу справа и улыбнитесь.

- Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. А Вы? Если Вы согласны со мной, пожмите руку соседа слева.

- Я готова начать наш урок. Если Вы согласны со мной, подняв руки, скажите: «Мы готовы!»


Приложение 2.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п.

Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 – 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.


Приложение 3.

Тексты для анализа.

Группа 1, 4

Текст 1

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.


Текст 2


Когда заходит разговор о правах человека, то большин­ство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в заглавие настоящего очер­ка. И действительно: раз я — человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок. Но может ли быть так на самом деле? Ведь если все люди одновременно начнут требовать полной реализации своих прав, то к кому будут обращены эти требования? К соседу? К другу? К незнакомому прохожему? К врагу? Или к самим себе? В таком случае это уже будет не право, а бесправие. Точнее, вседозволенность. ( Из школьного сочинения)


Тексты для анализа.

Группа 2, 5

Текст 1

Бре́стский мир, Брест-Лито́вский (Брестский) мирный догово́р — сепаратный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России с одной стороны и Центральных держав (Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарского царства) — с другой. Ознаменовал поражение и выход Советской России из Первой мировой войны. Ратифицирован Чрезвычайным IV Всероссийским Съездом Советов 15 марта 2/3 голосов и германским императором Вильгельмом II — 26 марта 1918 года. Аннулирован ВЦИК РСФСР 13 ноября 1918 года. Ранее, 27 января (9 февраля) 1918 года, Центральные державы подписали сепаратный мирный договор с делегацией Украинской Центральной рады. Подписанию Брестского мирного договора предшествовали переговоры, которые велись в три этапа:

  • с 9 (22) декабря по 15 (28) декабря 1917 года,

  • с 27 декабря 1917 (9 января 1918) года по 28 января (10 февраля) 1918 года,

  • с 1 по 3 марта 1918 года. (Из энциклопедии «Википедия»)



Текст 2

Мирный договор между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с другой стороны

3 марта 1918 г.

Статья I

Россия, с одной стороны, и Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция - с другой, объявляют, что состояние войны между ними прекращено. Они решили впредь жить между собой в мире и дружбе.

Статья II

Договаривающиеся стороны будут воздерживаться от всякой агитации или пропаганды против правительства или государственных и военных установлений другой стороны. Поскольку это обязательство касается России, оно распространяется и на области, занятые державами Четверного союза.

Статья III

Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под ее верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте...*, являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией.

Для означенных областей из их прежней принадлежности к России не будет вытекать никаких обязательств по отношению к России.

Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением.


Тексты для анализа.

Группа 3, 6

Текст 1

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ,
МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРОЙ,
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ 
ВСЕРОССИЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ,
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ,
и прочее, и прочее, и прочее.

Объявляем всем верным Нашим подданным:

Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования.

Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского Правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.

Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием Наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров.

НИКОЛАЙ

Вступил 20 июля 1914 года.
N-3311, служ. 20 июля 1914 г.


Текст 2

Война объявлена

В.В. Маяковский

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
И на площадь, мрачно очерченную чернью,
багровой крови пролила́сь струя!
Морду в кровь разбила кофейня,
зверьим криком багрима:
«Отравим кровью игры Рейна!
Грома́ми ядер на мрамор Рима!»
С неба, изодранного о штыков жала,
слёзы звезд просеивались, как мука́ в сите,
и подошвами сжатая жалость визжала:
«Ах, пустите, пустите, пустите!»
Бронзовые генералы на граненом цоколе
молили: «Раскуйте, и мы поедем!»
Прощающейся конницы поцелуи цокали,
и пехоте хотелось к убийце — победе.
Громоздящемуся городу уро́дился во сне
хохочущий голос пушечного баса,
а с запада падает красный снег
сочными клочьями человечьего мяса.
Вздувается у площади за ротой рота,
у злящейся на лбу вздуваются вены.
«Постойте, шашки о шелк кокоток
вытрем, вытрем в бульварах Вены!»
Газетчики надрывались: «Купите вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
А из ночи, мрачно очерченной чернью,
багровой крови лила́сь и лила́сь струя.
20 июля 1914 г.



Приложение 4.

Примерный план проведения исследования.

1.Внимательно прочитайте оба текста.

2. Найдите общие черты. Поясните свою точку зрения.

3. Чем тексты отличаются? Ответ обоснуйте.

Приложение 5.

Клише примерного ответа по результатам проведенного исследования.

Наша группа работала с текстом_________ и текстом _________. Проведя исследовательскую работу с предложенными текстами, мы выяснили, что оба текста имеют __________ __________: _______________. Однако они обладают и отличительными признаками. Так, _____ текст относится к _________ стилю, а _____ текст – к _______ стилю. Доказать это можно, например, с помощью___________ ________, которая характеризуется следующими показателями: _________, _______, ________. Кроме того, _______ текст представляет собой ________, что свидетельствует о его принадлежности к ___________ стилю. Этот текст строится с использованием _______ - специального образца. Таким образом, текст ______ относится к ______ стилю, в отличие от ________ текста, который является примером ________ стиля.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!