СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль речи". Рабочий лист урока

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль речи"»

Технологическая карта урока

по теме «Официально-деловой стиль речи»

6 класс

Предмет: русский язык

Класс: 6-ой

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с официально-деловым стилем, помочь освоить его особенности, совершенствовать умение составлять заявление, учитывая его структуру; обеспечить языковое развитие обучающихся; воспитывать внимательное отношение к слову.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать понятие «официально-деловой стиль речи», его особенности (сферу употребления, цель, языковые средства, стилевые черты), уметь реализовывать тексты заявления;

метапредметные:

регулятивные – целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже освоено и что ещё предстоит освоить;

познавательные – структурируют знания, извлекая информацию; формируют умения систематизировать материал в виде таблицы; превращать краткую запись таблицы в связный текст;

коммуникативные – соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные способность к самооценке своих действий, осознание своих эмоций.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная, в парах, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы в парах, толковые словари.

Основные понятия: официально-деловой стиль, заявление, стандарт, текст.










Ход урока

Этап урока и его цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД (личностные, коммуникативные, познавательные)

I.Организационный

момент

Цель – обеспечение сосредоточенного внимания при получении новых знаний

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово к уроку? Учебники, тетрадки, дневник на столе.

Начнем урок словами известной песенки Енота:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется,

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернется.

Улыбнитесь друг другу , и начнем урок.

Приветствуют учителя, готовятся к работе.


К.Уметь

слушать

учителя

Л. Осознавать свои эмоции

II.Актуализация знаний.

Цель – закрепление и обобщение изученного материала

1. Проверка дом.задания



2. - Расскажу я вам сегодня сказку, только вы должны мне помочь.

В стране Стилистика жили-были братья Стили речи. Были они совсем разные:

старший брат назывался Разговорный, появился-то он раньше всех и помогал людям (дети называют функцию) общаться.


Следующий брат назывался Художественный и помогал людям(функция?) выражать чувства, рисовать словами картинки,


другой брат назывался Публицистический, он ( функция) воздействовал на людей.


Научный отвечал За передачу знаний .


Определите, где и какой брат:

- Вот говорю тебе, что природу, брат, надо беречь. Ты часть её, а не хозяин. Она может быть ласковой, а может и сердитой. Рассерди

матушку- природу и увидишь, что будет.(разг.)


- Природа- самое ценное, что есть на Земле.

Кудрявые березки, веселые ручейки, могучие горы, необъятные степи – все дышит, живет ,волнует своей красотой нашу душу.(худ.)


- Люди! Берегите природу, она важна для человека, потому что мы – её часть. Каждая веточка, каждая капелька росы – создание Вселенной. Берегите все это!(публ.)


Директору

МБОУ «Подолешенская СОШ»

Кузубовой О.Т..
ученицы 6 класса
Петровой Ольги

заявление.

Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство города.

04. 09. 22г. Петрова.

-Что это за стиль?

-Так как звали еще одного брата?

- Это очень строгий брат, помогает людям писать заявления, справки, объявления. Может вы знаете, как он назывался?


Обмениваются тетрадями, проверяют по ключу д/з (тест), выставляют оценку в рабочий лист






Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры.












Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.



П. Уметь систематизи-ровать собственные знания, прослушивая высказывания одноклассни-ков

К. Уметь строить монологиче-ские высказывания

III.Целеполагание

Цель – развитие навыка в умении формулировать тему урока, ставить цель

Верно. Тема нашего урока «Официально – деловой стиль речи».

Записываем в рабочий лист.


- Мы сегодня повторим…..

- Мы изучим…

- Мы будем уметь…

- Мы сможем…


Формулируют тему урока, ставят задачи и определяют цель.

К. Уметь с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли

Р. Уметь планировать свою деятельность

IV.Открытие новых знаний

Цель – знакомство с особенностями официально-делового стиля


Для знакомства с особенностями официально-делового стиля нам следует прочитать п.19 и заполнить таблицу: (в парах)





Цель высказывания

(Зачем говорим?)

Особенности официально –делового стиля

Сфера употребления

(Где и с кем употребляем?)

Сообщение, передача деловой информации.

1.Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций; конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров.

2.Стандарт в оформлении деловых бумаг.

1) В официальной переписке людей с учреждениями (заявления, справки и т.д)

2)в переписке учреждений друг с другом ( договоры, акты и т.д).

3) для составления гос. документов. (законы, указы…)


Читают учебник.

Задают вопросы учителю. Отбирают нужный материал, заполняя таблицу:

1.В официальной обстановке:

законодательные документы и деловые бумаги.

2. Сообщение, передача деловой информации.

3.Слова только в прямом значении;

- специальные термины.

4. Точность изложения.

Стандарт в оформлении деловых бумаг.

П. Уметь ориентировать-ся в учебнике, находить нужную информацию

Р. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной целью,

систематизиро-вать информацию

V.Первичное закрепление

Цель – создание условий для осознания и осмысления новой и учебной информации

- Вы правильно отметили особенности

официально-делового стиля. Давайте выполним еще одно задание


2. Работа в группах по карточкам

Подберите к словам из официально – делового стиля синонимы из общеупотребительной лексики:

1.ходатайство 1. оштрафовать

2.хищение 2. в прошлом году

3. задолженность 3. просьба

4.в истекшем году 4. поблагодарить

5.наложить штраф 5. долг

6.объявить благодарность 6.кража


Давайте сделаем вывод: у этого стиля своя языковая лексика, т.е. свои слова




Работают в парах по карточкам, выполняя

задания по лексике.


Отвечают на вопросы.






П.Уметь применять знания, полу-ченные на уроке, делать выводы

К. Уметь контролировать действия

Р. Уметь анализировать собственную деятельность,

исправлять ошибки

Физкультминутка


Для глаз. Посмотрите на лампы, посчитайте их. Встаньте, попытайтесь дотянуться до ламп.



VI.Применение знаний

Цель - обеспечение осмысления структуры заявления.

- Одним из распространённых текстов данного стиля является заявление.

- Что вы знаете о заявлении?

- Давайте прочитаем определение по словарю. Посмотрите, кто автор словарей.



- Кому вы могли бы написать заявление?


- Ребята, а как построено заявление? ( см.Упр. 89)

- Давайте еще раз посмотрим на его структуру..

  1. Наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества. Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).

  2. Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа).

  3. Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова “заявление” ставится точка.

  4. Текст просьбы пишется с красной строки.

  5. Подпись заявителя (пишется внизу справа).

  6. 6. Дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

Отвечают на вопросы.


Работают со словарём.

С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Заявление – это письменная просьба о чём-н.

или официальное сообщение в устной или письменной форме.


Записывают структуру:

1.Кому;

2. от кого;

3. заголовок (заявление);

4. текст;

5. дата (слева);

6. подпись (справа).

Л. Иметь мотивацию к учебной деятельности

П. Уметь осуществлять поиск информации для

выполнения

учебных заданий с использовани-ем учебной литературы, справочников


VII.Практическая деятельность

Цель –

закрепление умений написания заявления


Помогите исправить заявления:

Директору птицефабрики

Петрову Ивану

птичницы Васильевой Ани

Заявление.

Прошу Вас, дорогой Иван, отпустить меня денёчка на два с работы, чтобы я смогла скатать к своим ненаглядным деткам. Я о них сильно соскучилась.

С приветом Анна Григорьевна. 23.06. 2017.




1.Индивидуальная работа. Исправьте заявление. Запишите правильно на листе.




Начальнику почты

Титову В.П.

от Реброва Сергея

Заявление.

Прошу Вас принять меня временно на работу разносчиком телеграмм. С 23 марта по 14 мая 2017 года. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться.


Ребров С.

24.05.21г


Исправляют текст и записывают в тетрадь.





П. Уметь самостоятельно выбирать решения, обосновывать выбор

Р. Уметь применять знания в нестандартной ситуации

VIII.Подведение итогов. Оценивание деятельности

Цель - обеспечение усвоения принципов

оценивания своей деятельности

- Ребята, удалось ли нам решить учебные задачи?

- Назовите основную цель официально-делового стиля? (сообшение, передача деловой иформации)

- Какова сфера применения данного стиля? (см. таблицу, колонка 3)

- В чём особенности официально-делового стиля? (точность изложения, стандарт)

- О каком жанре оф.-делового стиля мы сегодня говорили?(заявление)


- Как вы оцениваете свой результат деятельности?

Отвечают на вопросы.

Делают вывод об особенностях официально-делового стиля.

Оценивают себя.


К.Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы

Р. Уметь делать выводы, подводить итоги

Л. Способность к самооценке, основе критерия успешной учебной деятельности

IX.Домашнее задание

Цель – обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д.з.

П.19. Упр. 90.

Записывают домашнее задание.

П. Уметь при выборе вида работы обосновывать решение

X.Рефлексия

Цель – обеспечение усвоения принципов самоанализа

Анализ деятельности

- Что для меня было интересным?

- Где можно применить полученные знания?

- За что я могу себя похвалить?

- Что получилось и не получилось? Почему?

- Смогу ли выполнить домашнее задание?

Проводят рефлексию своей деятельности

К. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слышать и понимать речь других

Р. Уметь анализировать свою деятельность
















РАБОЧИЙ ЛИСТ

Ученика(цы) 6 кл.____________________________________________ (Ф.И.)

ТЕМА УРОКА:____________________________________________________________


Задания

Самооценка

от 2 до 5

1.

Проверка домашнего задания (тест)



2.

Цель высказывания

(Зачем говорим?)

Особенности официально –делового стиля

Сфера употребления

(Где и с кем употребляем?)




Работа в парах. Прочитайте параграф 19. Заполните таблицу


3.

Работа в группах. Подберите к словам из официально – делового стиля синонимы из общеупотребительной лексики. Соедините слова стрелками.

1.ходатайство 1. оштрафовать

2.хищение 2. в прошлом году

3. задолженность 3. просьба

4.в истекшем году 4. поблагодарить

5.наложить штраф 5. долг

6.объявить благодарность 6.кража



4.

1. Работа в группах. Исправьте заявления. Запишите правильный вариант на листочке.

Начальнику почты

Титову В.П.

от Реброва Сергея

Заявление.

Прошу Вас принять меня временно на работу разносчиком телеграмм. С 23 марта по 14 мая 2017 года. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться.


Ребров С.

22.04.21г.





Поставьте себе отметку за урок






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!