СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку по теме"Изменение имён прилагательных по родам"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме " Изменение имён прилагательных по родам"  Урок фиксациии и систематизации знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку по теме"Изменение имён прилагательных по родам"»



Технологическая карта урока

Учебный предмет

русский язык

Учебник

В.П. Канакина 2 часть Издательство « Просвещение» 2012г.

Программа

Школа России

Класс

3

Тип урока

урок фиксации и систематизации новых знаний

Технология построения урока

проблемно-диалогическая, частично - поисковая

Тема урока

Изменение имён прилагательных по родам

Цель урока

Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.


Планируемые результаты

Предметные

- изучить грамматические признаки имён прилагательных;

согласовывать имя прилагательное с именем существительным;

изменять прилагательные по родам, числам.

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.


Технологии

исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные




Компьютер, проектор, экран, карточки, тест, цветы, светофор, рисунок весенний пейзаж.




Оборудование










Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия






Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;



I.Орг. момент.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И работать начинаем

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Наталья Александровна

Я надеюсь, что мы найдём с вами общий язык и вы покажите как хорошо вы умеете работать.















Слушают учителя





Слайд№1-2


Отвечают на вопросы.


II. Минутка чистописания.

Словарная работа.

Цель:














- Послушайте загадку и скажите о чём идёт речь?

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

- Весна. (Слайд № 4)

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])

- Дайте ему характеристику. Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Напишите на одной строке заглавную букву В чередовании со строчной в.

- Назовите словарные слова, которые начинаются на эту букву.

Запишите словарные слова на букву в( вчера, ветер, вокруг, вдруг)

Проверка


Отвечают на вопросы.


Работа со слайдами №3-4










Рассматривают картину





Характеризуют звук

,] - согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»

Работа со слайдом №5

Письмо буквы В в




Называют словарные слова и записывают их в тетрадь.





Работа со слайдом №6

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения.







III. Орфографическая работа

























IV.Актуализация знаний





























V.Самоопределение к деятельности











































VI.Открытие новых знаний

1.Связь имён прилагательных с существительным



Физкультминутка















2. Определение

рода имён прилагательных






























3. Изменение имён прилагательных по родам


- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Давайте мы создадим словесную весеннюю картинку.

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы.

-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.








-Обратите внимание на получившийся ряд слов.

-Назовите «лишнее» слово. Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

- Определите род и число имен существительных.






План рассуждения

На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.

  1. Ландыш – м.р., ед.ч.

  2. Трава –,ж.р.,ед.ч.

  3. Солнце – с.р.; ед.ч.

  4. Ветер – м.р.; ед.ч.

  5. Птица – ж.р.,ед. ч.


-Проверка

- Мы вспомнили всё, что знаем об имени существительном.



- А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплый.

- Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

-Что мы уже знаем о прилагательном?

- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?

- Почему возникло затруднение?

А могут ли изменяться по родам имена прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

-Сформулируем тему нашего урока.

-Чему мы будем учиться?















- С какой частью речи тесно связано прилагательное?



Ребята, давайте немного отдохнём. Я вам буду говорить слова, если назову существительное, то вы хлопаете в ладоши, если прилагательное, то топаете.

Весна, голубой, яркий, капель, солнечный, скворец, ручей, красивый, сосулька, проталина, пёстрый.



- Составьте словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите род прилагательных.

1. Ландыш – м.р., ед.ч. душистый

2. Трава – ж.р., ед.ч. зелёная

3. Солнце – с.р.; ед.ч. яркое

4. Ветер – м.р.; ед.ч. сильный

5. Птица – ж.р., ед. ч. перелётная

Проверка.

- Как вы определили род имён прилагательных?

- Откроем учебники на с.72 и прочитаем правило.



-Ребята, давайте проведём небольшое исследование. Для того, чтобы узнать какие окончания бывают у прилагательных. Допишите окончание имён прилагательных, поставив их в нужную форму относительно существительных женского рода, мужского рода, среднего рода.

День (какой?) тёпл… Город (какой?) родн… Шарф (какой?) син….

Ночь (какая?) тёпл… .. Лента (какая?) син…

Село (какое?) родн... Платье (какое?) син..






- Что вы можете сказать об окончании прилагательных?










Слушают учителя.









Работа со слайдом №7-8


Дети называют слова, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму.



ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕР

ТЁПЛЫЙ

ПТИЦЫ





Беседа с учащимися.


Дети называют лишнее слово тёплый.

Дают характеристику группе слов. Выполняют практическую работу ( определяют род и число имён существительных)







Индивидуальная работа (каждый по 1 слову)


Слайд №9









Отвечают на вопросы

(Прилагательное -самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает её более выразительной и точной.

Другая часть речи

Работа со слайдом №10-11

Изменение имён прилагательных по родам

Научимся определять род имён прилагательных, правильно писать родовые окончания прилагательных.
















Отвечают на вопросы.

Связаны с существительным.


Выполнение определённых движений

















Работа со слайдом №12

Работа в парах

























Работа по учебнику




Рассказывают правила друг другу


Работа в группах по карточкам.

Каждая группа дописывает окончания имён прилагательных.

Слайд №13


План работы для каждой группы


1. Прочитайте словосочетание.

2.Найдите существительное и определите род имён существительных.

3. По роду имени существительного определите род имени прилагательного.

4. Выделите у прилагательных окончания.

5. Сформулируйте вывод-отчёт.

Мы узнали, что у имён прилагательных:

в мужском роде окончания ……….;

в женском роде окончания ………..;

в среднем роде окончания …………

Работа с таблицей с.73

Слайд №14


Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)





Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.





Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу; стремиться хорошо учиться.





Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска необходимой информации






Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.


Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;







Предметные УУД:

- изучить грамматические признаки имён прилагательных;

согласовывать имя прилагательное с именем существительным;

изменять прилагательные по родам в ед. числе.











Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;









Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.


Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;




Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;


Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.




Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)
















Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

VII. Первичное закрепление знаний

Цель:

- проверить умение работать с информацией;


Весна приготовила для нас ещё одно задание.

Дополни текст именами прилагательными в нужной форме. Укажите род прилагательных. Выделите окончание имён прилагательных.

М арт. Небо и . Такое небо бывает только весной. солнце светит и греет. На солнечной стороне тает …. снег. На крыше висит сосулька. Здравствуй, весна!

Слова для справок: яркий, чистый, весенний, грязный, длинный, голубой.

- Выпишите предложение.

1 группа – с прилагательным м. р.

2 группа – с прилагательным ж.р.

3 группа – с прилагательным ср.р.

Работа в группе.


Работа с текстом

Слайде №15




Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Тест

Выберите правильный ответ. Буквы правильных ответов запишите по порядку и прочитайте полученное слово.

Имя прилагательное

1.Имена прилагательные – это

а) слова, которые обозначают предметы;

м) слова, которые обозначают признаки предметов;

в) слова, которые обозначают действия предметов.

2.Имена прилагательные

г) бывают мужского, женского и среднего рода;

о) изменяются по родам.

3. Имена прилагательные изменяются по родам

л) в ед. числе н) во мн. числе.

4.Род имени прилагательного зависит

о) от рода имен существительных;

п) от глагола.

5.Укажите прилагательное м.рода

д) голубой; б) добрая; в) красивое.

6.Укажите прилагательное ср.рода

с) могучий; е) яркое; т) весенняя.

7. Укажите прилагательное ж.рода

у) лесной; х) пушистое; ц) ранняя

Проверка.

- Какое слово у вас получилось?

Индивидуальная работа с тестом




















































Молодец

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения


VIII.Рефлексия (3 мин)

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Оцените свою работу и работу одноклассников.

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам).

Чему научились?


Оценивают свою работу и работу одноклассников по схеме.

Слайд № 17









Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



IХ. Итог урока


Домашнее задание.



Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остался к вам вопрос?

Понравился вам урок?



Составить текст на тему « Весна». Подчеркнуть прилагательные и указать род.






Дети оценивают занятие, выбирая цветок определённого цвета






Слайд №18-19



Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности





Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, что и кто поможет освоить новые знания; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)









2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!