СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Обобщенно-личные предложения" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Обобщенно-личные предложения" 8 класс»

Технологическая карта учебного занятия

1 блок. Общая характеристика занятия.

Тема занятия: «Обобщенно-личные предложения»

Тип занятия: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель занятия: Ввести новое понятие «Обобщенно- личное предложение»

Класс: 8 класс

УМК Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/А.Д. Шмелёв, Э.А.Флоренская.-М. Вентана-Граф, 2019-368с.



2 блок. Технологическая карта занятия.

В таблице в качестве примеров приведены этапы занятия и описание одного этапа.

Этапы занятия

Дидактические задачи этапа

Формы организации деятельности

Дидактические средства1

Время, мин.

Мотивационно-целевой

Создание комфортной атмосферы для успешной работы, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, активизация познавательного интереса к проблеме, построение рассуждения на основе известных понятий, организация самостоятельного формулирования проблемы и постановки целей.

Фронтальная форма

Учебник Русский язык 8 класс под редакцией А.Д.Шмелева, https://rosuchebnik.ru/

стр.111, упр25


1)Сравните две группы односоставных предложений. Определите форму сказуемого в односоставных предложениях.

1.Чужим умом не проживешь. Гуляй, да дела не забывай. 2. Проживешь у нас до конца каникул. Гуляй да на коньках катайся.


2) Подумайте, какие предложения указывают на конкретное лицо, а какие-нет. Какие примеры передают опыт, общий для всех людей?

5 мин

Поисково-исследовательский

Создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей ее решения.

Фронтальная форма

Учебник Русский язык 8 класс под редакцией А.Д.Шмелева, стр.112

Прочитайте текст, изучите таблицу, расскажите, что отличает обобщенно-личные предложения от уже известных вам типов односоставных предложений.

10 мин

Практико-ориентированный

Обобщение и закрепление полученных знаний, организация работы по совершенствованию навыка проверять результаты своей деятельности.

Групповая работа

1 Задание.

Соберите предложения из кусочков текстов.

Ответьте на вопрос: «Сможете ли вы объединить эти предложения в одну группу? По какому (-им) критерию (-ям)?

1, 2 группы:

- К вечеру гроза начала стихать.

- Кто-то тихо храпел.

- Почва была совершенно промёрзшей.

(двусоставные предложения)

3, 4 группы:

- На экскурсии видим много интересного.

- Передайте, пожалуйста, билет.

- Желаю всего хорошего!

(односоставные, определённо-личные)

5, 6 группы

- Почту разносят по утрам.

- Вас ждут дома.

- Тебе передали книгу?

(односоставные, неопределённо-личные)

(у каждой группы останется лишнее слово, прикрепляем его на доску)


ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ – ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ

- Давайте из лишних слов соберём предложение.

- Что у нас получилось? (пословица)

- Как вы охарактеризуете это предложение по строению грамматической основы? (односоставное)

- В какой форме стоят глаголы? (любишь – 2л; люби – 2л, возить – инф)

- Значит, эта фраза относится к какому-то конкретному лицу, человеку? (нет, она может относиться к любому человеку, в общем)

- Изучали ли мы такие предложения? (нет)

- Как называются такие односоставные предложения? Какова тема урока? (обобщённо-личные предложения)

- Запишите тему урока.

- Определите цели урока:

1.Вспомнить отличие односоставных и двусоставных предложений;

2. Дать понятие обобщённо-личных предложений;

3.Научиться находить обобщённо-личные предложения.


2 Задание.


На экране – обобщённо личные предложения Запишите их. Выделите грамматическую основу, определите, в какой форме употреблены здесь глаголы.

- По одёжке встречают – по уму провожают. (3л, мн.ч., наст.вр.)

- Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра. (2 л., ед.ч., буд.вр.)

- Тише едешь – дальше будешь. (2л, ед.ч., наст. и буд.вр.)

- Какие предложения мы называем обобщённо-личными? (Обобщенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу, группе лиц, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно).

- Почему обобщённо-личные предложения – пословицы?

(В пословицах выражена мудрость народа, полезная для каждого человека).

- Где мы можем проверить наши выводы?

(в учебнике – стр. 96).

- Какая информация оказалась новой?

(В жизненных ситуациях в качестве вывода, в сочинении в качестве примера, эпиграфа, можно встретить в художественной литературе, в газете – заголовки).


15 мин

Контрольно-оценочный


Фронтальная работа

Учебник Русский язык 8 класс под редакцией А.Д. Шмелева, стр.112, упр.28.

Аудиоприложение https://rosuchebnik.ru/audio/.

Запишите под диктовку предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите в скобках вид предложений по составу основы и тип односоставных предложений:

  1. Не боги горшки обжигают. (двусост.)

  2. Друзья познаются в несчастье. (двусост.)

  3. В сломанную дверь все камни летят. (двусост.)

  4. Внимательный слушатель вдохновляет оратора. (двусост.)

  5. Тысяча весел не сравнится с одним парусом. (двусост.)

  6. Незнанием законов не оправдаешься. (односост., обобщ.-личн.)

  7. Былой славой боя не выиграешь. (односост., обобщ.-личн.)

  8. Счастливые часов не наблюдают. (двусост.)

  9. Авторитет делами берут. (односост., обобщ.-личн.)

  10. На солнце во все глаза не взглянешь. (односост., обобщ.-личн.)

  11. После беды берутся за ум. (односост., обобщ.-личн.)

  12. Злые нравы портят добрые дела. (двусост.)

10 мин

Рефлексивно-обобщающий

Осмысление процесса и результата деятельности, проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Индивидуальная работа. Фронтальная работа

На доске – названия изученных видов односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные. Рядом – характеристика этих видов.

Три человека выходят к доске и сопоставляют характеристики с названиями видов предложений.

Пока идёт работа – игра «Продолжи пословицу» с классом. (начало пословицы на экране):


Не стыдно не знать, … стыдно не учиться.

Слезами горю … не поможешь.

Волков бояться … — в лес не ходить.

Век живи … — век учись.

Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело …  — гуляй смело.

Клин клином … вышибают.

Что посеешь, … то и пожнёшь.

Тише едешь … – дальше будешь.



-Что было наиболее интересным на уроке для вас?


5 мин

блок. Дидактические средства

  1. УМК Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/А.Д. Шмелёв, Э.А.Флоренская.-М. Вентана-Граф, 2019-368с.Учебник: https://rosuchebnik.ru/ Аудиоприложение: https://rosuchebnik.ru/audio/

  2. Список задач для самостоятельного решения:

А) вспомнить отличие односоставных и двусоставных предложений;

Б) дать понятие обобщённо-личных предложений;

В) научиться находить обобщённо-личные предложения.

  1. Технические средства: Проектор



4 блок. Контроль и оценивание деятельности обучающихся.

Критерии оценивания:

В задании 12 предложений.

Определен правильно вид (тип односоставных) 12-11 предложений – оценка «5»

Определен правильно вид (тип односоставных) 10-9 предложений – оценка «4»

Определен правильно вид (тип односоставных) 8-6 предложений – оценка «3»

Определео правильно вид (тип односоставных) 5 и менее предложений – оценка «2»


1 Дается ссылка на описание дидактических средств или список задач для выполнения.