1 Задание. Соберите предложения из кусочков текстов. Ответьте на вопрос: «Сможете ли вы объединить эти предложения в одну группу? По какому (-им) критерию (-ям)? 1, 2 группы: - К вечеру гроза начала стихать. - Кто-то тихо храпел. - Почва была совершенно промёрзшей. (двусоставные предложения) 3, 4 группы: - На экскурсии видим много интересного. - Передайте, пожалуйста, билет. - Желаю всего хорошего! (односоставные, определённо-личные) 5, 6 группы - Почту разносят по утрам. - Вас ждут дома. - Тебе передали книгу? (односоставные, неопределённо-личные) (у каждой группы останется лишнее слово, прикрепляем его на доску) ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ – ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ - Давайте из лишних слов соберём предложение. - Что у нас получилось? (пословица) - Как вы охарактеризуете это предложение по строению грамматической основы? (односоставное) - В какой форме стоят глаголы? (любишь – 2л; люби – 2л, возить – инф) - Значит, эта фраза относится к какому-то конкретному лицу, человеку? (нет, она может относиться к любому человеку, в общем) - Изучали ли мы такие предложения? (нет) - Как называются такие односоставные предложения? Какова тема урока? (обобщённо-личные предложения) - Запишите тему урока. - Определите цели урока: 1.Вспомнить отличие односоставных и двусоставных предложений; 2. Дать понятие обобщённо-личных предложений; 3.Научиться находить обобщённо-личные предложения. 2 Задание. На экране – обобщённо личные предложения Запишите их. Выделите грамматическую основу, определите, в какой форме употреблены здесь глаголы. - По одёжке встречают – по уму провожают. (3л, мн.ч., наст.вр.) - Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра. (2 л., ед.ч., буд.вр.) - Тише едешь – дальше будешь. (2л, ед.ч., наст. и буд.вр.) - Какие предложения мы называем обобщённо-личными? (Обобщенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которое обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу, группе лиц, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно). - Почему обобщённо-личные предложения – пословицы? (В пословицах выражена мудрость народа, полезная для каждого человека). - Где мы можем проверить наши выводы? (в учебнике – стр. 96). - Какая информация оказалась новой? (В жизненных ситуациях в качестве вывода, в сочинении в качестве примера, эпиграфа, можно встретить в художественной литературе, в газете – заголовки). |