СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку Русский алфавит, или Азбука.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку Русский алфавит, или Азбука.»

Конспект урока по русскому языку 1 класс

Учитель: Павленко Ирина Сергеевна

Название урока и класс

Русский алфавит, или Азбука.

1 класс

Цели:

формирование умения располагать заданные слова в алфавитном порядке, пользоваться словарями.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

формулировать вопрос, затруднение, с которым столкнулись учащиеся;

давать оценку своим действиям, оценивать результат; решать карточки на закрепление с помощью платформы Учи.ру.

Примечание

Так как у детей 1 класс нет телефонов, решать карточки будем на интерактивной доске через кабинет учителя.

Этап урока

Время (мин.)

Деятельность учителя

Ссылки на карточки Учи.ру

Организационный момент.

2

Встало солнышко с утра,

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем.

Здравствуйте ребята, у нас урок русского языка.

Чтобы приступить к уроку мы должны подготовим руки к письму.

Выполним пальчиковую гимнастику.

Рак.

- Как хватает рыбу рак?

- Да клешней своей - вот так!

- Манит он своей клешнею:

- "Пощипаемся с тобою!"

- Записываем число. (Напоминаю о посадке и положение тетради на парте).


Актуализация знаний учащихся.

5

Минутка чистописания

Сейчас у нас минутка чистописания.

- При выполнении чистописания какая задача стоит перед нами? (Писать красиво, чисто, аккуратно).

- Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д.).

- Ребята, посмотрите на слайд, скажите, что лишнее?

(На слайде дети видяте 3 буквы я И о.)

- Какая буква, на ваш взгляд , «лишняя» и почему?

- Запишем буквы я И о всю строку чередуя. Сначала запишем в воздухе. (Обратить внимание на плакат Пиши правильно)

— Самооценка. Обведите те буквы, которые у вас лучше всего получились.

Словарная работа.


- Ребята, отгадайте загадки и отгадки запишите через запятую на следующей рабочей строки.

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? (ворона)

- Буян-мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. ( воробей)

- Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

- Поставьте ударение в словах.

- Есть ли разница в произношении и написании этих слов? Подчеркните, это «опасные» места, это буквы, правописание которых нужно запомнить


Знакомство с темой урока.

15

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо поставить слова, которые вы видите на доске, в правильном порядке.

- Кто догадался, какая тема урока?

- Алфавит. Молодцы!

- А каким словом мы еще можем назвать?

- Азбука.

- Совершенно верно. Кто может сформулировать тему урока?

- Тема нашего сегодняшнего урока – азбука, или алфавит.

- Какие цели мы перед собой поставим?

- знать что такое алфавит;

- уметь применять алфавит.

- Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий с платформы учи.ру и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

- Сегодня мы отправляемся в город, который так и называется «Алфавит». В этом городе домики заселяют необычные жильцы. Как вы думаете, сколько жильцов в городе? (33)


На доске вывешивается иллюстрации домиков (красный, сине-зелёный, серый)

В красном домике живёт семья из 10 членов, они очень любят петь. Догадайтесь, кто жильцы этого домика?

- Гласные

-Отправляемся дальше. Этот домик выкрашен в два цвета: синий и зелёный. Домик этот очень большой, потому что живут в нём дружные соседи, их 21. Характер у них постоянно меняется. То очень сердитые, то, наоборот, ласковые, приветливые. Кто они такие? Кто догадался?

- Согласные. Обозначают согласные твёрдые или мягкие звуки.

На доске вывешивается «сине-зелёный домик».

- И вот мы у последнего домика. В этом домике живут два соседа, которые не умеют разговаривать. Но помогают другим быть мягкими или твёрдыми. Кто они?

- Ъ и ь знаки.

На доске вывешивается «белый домик» с буквами ъ, ь.

- Молодцы, ребята. Все наши буквы мы расселили по домам. Но в городе под названием «Алфавит» есть свои правила. Когда буквы выходят из домиков на парад, то все строятся в строго определенном порядке, каждый на своё место, т.е. по алфавиту и меняться местами строго запрещено.

- Рассмотрите алфавит на слайде.

- Сколько букв в русском алфавите? У каждой буквы свое имя – название.

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить назубок. Запомните, ребята: ошибки в названиях букв – грубое нарушение, а правильное название букв является показателем культуры человека.














Постановка цели учащихся.

8

Что же такое алфавит? Я предлагаю посмотреть в словарь Сергея Ивановича Ожегова, что означает слово алфавит?

Алфавит - это последовательность букв русского языка.


Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются наши фамилии в классном журнале.

Слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

Давайте вспомним историю возникновения Алфавита.

-Откройте учебник на странице 53. Страничка для любознательных. Прочтем вслух.

-Как по-другому можно назвать алфавит? (Азбука)

- Ребята, а кто знает, как образовались слова «азбука» и «алфавит»?

- Слово “азбука” - русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».

Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”.

В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая – “Вита”. Отсюда – слово алфавит.

- Поэтому «алфавит» и «азбука» - это одно и то же.

-Вспомните, кто был создателем славянской азбуки. (на доске иллюстрация Кирилл и Мефодий).

По-другому славянскую азбуку называют КИРИЛЛИЦЕЙ.

Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000 лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры. День Кирилла и Мефодия.


На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.

Итак, чтобы нам закрепить знания об Алфавите, нам необходимо выполнить задания учи.ру.

















































































https://uchi.ru/teachers/groups/9723573/subjects/2/course_programs/1/cards/83930


Этап отработки полученных навыков

10

Сейчас представьте, мы с вами пришли в библиотеку.

На каждой полке живут книги, фамилии авторов которых начинаются на определенные буквы.

(Фамилии писателей на карточках, лежащие у детей на партах.)

Все эти фамилии принадлежат замечательным русским писателям. Вам необходимо расставить книги в алфавитном порядке по фамилии писателей. Прочитайте их.

Маршак, Чуковский, Барто, Толстой, Ушинский

- В каком порядке будем называть слова? Чтобы расположить слова в алфавитном порядке, надо выделить в них первую букву.

Запись в тетрадях:

Барто, Маршак, Толстой, Ушинский, Чуковский.

При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту.

- А как расположить слова в алфавитном порядке, которые начинаются на одну букву?

- Задание . Перед вами карточки со словами, попробуйте поставить слова по алфавиту: береза, азбука, автор, грач, гость, пенал. Работаем парами. (записывают в тетради)

Запись в тетради:

Автор, азбука, берёза, гость, грач, пенал.

Можно сделать вывод, что у каждой есть своё место в алфавите. Они стоят по порядку.

Работаем на закрепление учи.ру









































https://uchi.ru/teachers/groups/9723573/subjects/2/course_programs/1/cards/83931


Этап закрепления полученных знаний.

3

- Ребята, ответьте на вопросы:

-Что узнали? Чему научились?

- Молодцы! А теперь сыграем в игру под названием «Да-Нет». Если согласны говорите «да-хлопаем», если нет «сидим тихо»

- Я – первая буква в алфавите.

- В русском алфавите 35 букв.

- В русском алфавите 21 букв, обозначающих согласные звуки.

- В русском алфавите 3 буквы не имеют звука.

- В русском алфавите 10 букв, обозначающих гласные звуки.

- Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке.

- Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.


Подведение итогов урока. Рефлексия.

2

А теперь оцените свою деятельность на уроке.

Я вспомнил….

Я узнал….

Я научился….


Домашнее задание


Выполнить карточки на учи.ру от учителя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!