Класс | 1 а | |
Учитель | Иванова Екатерина Евлампиевна | |
Тема урока | Правила обозначения буквой парного по глухости – звонкости согласного звука на конце слова в двухсложных словах | |
Тип урока | Открытие новых знаний (ОНЗ) | |
Цель | Познакомить детей с особенностями проверочного и проверяемого слов, со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова; развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки; правильно обозначать его буквой. | |
Планируемые результаты | Предметные умения | Формируемые УУД |
| -учить применять полученные знания на практике; - формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и распределения внимания; - развитие слуховой и оперативной памяти; - развитие устной и письменной речи учащихся; - развитие орфографической зоркости учащихся. - формирование познавательной мотивации; - воспитывать чувство взаимопомощи, любви к родному языку, природе. - воспитание аккуратности при работе. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать. Метапредметные: Регулятивные: Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; оценивать результаты деятельности ( чужой, своей) Познавательные: Проверять информацию, анализировать полученные результаты; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; принимать на себя ответственность за результаты своих действий. |
Основные понятия | Глухой- звонкий, согласный-гласный , парный | |
Ресурсы -основные -дополнительные | В.П. Канакиной ; В.Г.Горецкого- Русский язык. Учебник для 1 класса. Часть 2 В.П. Канакиной ; В.Г.Горецкого- Русский язык. Тетрадь для 1 класса. Часть 2 Мультемейдиное оборудование: видео по теме урока.электронная физминутка | |
Организация пространства | Фронтальная работа. | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые Универсальные Учебные Действия ( УУД) |
1.Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем. | Готовность к работе | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Минутка чистописания. - Откройте свои тетради и запишите число, ниже классная работа. Отгадайте загадку и скажите, какую букву мы сегодня будем писать: Ты найдёшь её везде: В седине на бороде, И на самом дне в воде. Догадался? Это - буква.. Правильно, это буква Д. Расскажите что вы о ней знаете. На следующей строке напишите соединение заглавной и строчной буквы д столько раз, сколь звуков в слове пальто (5 раз). На следующей строчке запишите слоги со строчной буквой д, в которых звук д будет мягким. Словарная работа - Вспомните какие словарные слова, которые начинаются с этой буквы вы знаете? - Запишите их. - Подчеркните безударные звуки и поставьте ударение где необходимо. -Давайте проверим. - Вспомните словарное слово, в котором эта буква будет в середине слова? -Запишите это слово. Проверьте написание этих слов ( учитель показывает карточки с этими словами) | Выполняют задание тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции учебные навыки. - буква д -д – согласный, парный звонкий, бывает твердым и мягким. Пишут 5 раз: Дд, Дд, Дд, Дд,Дд Дети пишут: дя, де, ди, дё, дю Дети называют слова:дежурный, деревня. Называют слово:карандаш. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учетом и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция,, оценка, прогнозирование, целеполагание. Познавательные: выявлять неизвестное; анализировать и исправлять ошибки друг друга. |
3.Постановка учебной задачи | Анализирует знание учащихся. Создать проблемную ситуацию. Отгадайте загадки и запишите слова отгадки: Лежал, лежал, Да в реку побежал. (снег) Невысок и коренаст Поглядеть решил на нас, Приподняв с утра под елками Лист с зелеными иголками. (гриб) Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками. (еж) Давайте попробуем записать эти слова-отгадки. -Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный согласный в конце слова. Запишем эти слова, а на месте согласного на конце поставим точку. - Эти слова в каком числе? Сколько предметов обозначает каждое из этих слов? -А теперь поставьте их в множественном числе. Что получилось? - Теперь мы можем определить какими буквами обозначаются парный согласный в конце слова? - Посмотрите внимательно на эти слова. Какие звуки появились после согласных? - Предположите как надо изменить слово с парным согласным на конце, чтобы проверить его? - Сейчас откройте свои учебники на странице 97. Давайте познакомимся с правилом. -Правильно ли мы предположили? -Так кто мне скажет что мы сегодня будем делать на уроке? - На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать. - Вставьте пропущенные буквы в словах первого столбика. Что для этого надо сделать? Посмотрите занятие в «Шишкиной школе» по этой теме. https://www.youtube.com/watch?v=E9rcMC4AmR8 | https://www.youtube.com/watch?v=E9rcMC4AmR8 Дети отгадывают: снег, гриб, ёж. Нет. Ученики пишут: сне., гри., ё., Один. Стоят в единственном числе. Снега, грибы, ежи Гласные. Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный. Будем учиться провеять слова с парной согласной на конце слова. Сравнить слова и посмотреть какой согласный пишется в проверочных словах. | Регулятивные: корректировать деятельность, вносить изменения. Познавательные: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. -Давайте вспомним как называются слова с безударной гласной, которые надо проверять? - А слова с помощью которых мы проверяем? -Как вы думаете, как называются слова первого столбика? - А как называются слова второго столбика? - Давайте проверим. Прочитайте правило на с. 98. - Итак, что нужно сделать, чтоб узнать какой буквой обозначается парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова? - С каким способом проверки мы сегодня познакомились? | Работа с упражнением с опорой на правила Проверяемые Проверочные -нужно чтоб после согласного звука стоял гласный звук Надо изменить число проверяемого слова. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: выявлять известное и неизвестное. |
Физминутка |
5.Реализация построенного проекта | Работа по учебнику (с. 97, упр. 9) — Прочитайте пары слов. Определите, в чём сходство и в чём различие слов. Под руководством учителя учащиеся сравнивают написание и произношение выделенных букв в словах каждой пары, определяют проверочное и проверяемое слово, делают вывод о том, как нужно изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный звук на конце слова. Послушайте небольшое стихотворение. Парные согласные Бывают такие опасные! Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. О чём вам напомнил автор этого стихотворения? | Работа с упражнением -значение О необходимости проверять парные согласные в словах | Регулятивные: анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины. Познавательные: проверять информацию; преобразовывать текст. Коммуникативные: анализировать и исправлять полученный текст, находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения. |
6.Обобщение новых знаний | — Постарайтесь подобрать проверочные слова. Запишите парами проверяемые и проверочные слова. В каждом слове подчеркните букву, обозначающие парный согласный звук, который требует проверки. ду.— ... носорог — ... дроз..— ... пиро..— ... -Составьте и запишите предложение с любым из этих слов. -Выполните упражнение 10 на с. 98. -Прочитайте слова, которые надо проверять. Как они называются? - Подберите к ним проверочные слова. - Как мы будем записывать эти слова? Подчеркните буквы, обозначающие парную согласную, которые требуют проверки. | Дети пишут: Дуб – дубы, носорог – носороги, дрозд- дрозды, пирог – пироги. Дети записывают. Хлеб, суп, тетрадь, ёрш, приз, шарф, снег. Проверяемые. Сначала проверочное слово, потом проверяемое. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбирать решения из несколько предложенных, кратко обосновывать свой ответ. |
7.Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. - Теперь оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карт. Поднимите красный цвет если плохо работали на уроке, или зеленый если активно участвовали в ходе урока. -Наш урок подходит к концу. Игра: продолжи предложение: На лепестках ромашки написаны начала предложений , а дети продолжают эти предложения. - произношение и написание парных согласных в конце слов может…. - Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо…. - Слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный согласный, называется… - Слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком, называется…. -Наш урок окончен. До свидания! | Осуществляют сам оценку собственной деятельности, соотносить цели и результаты, степень их соответствия. Не совпадать - надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук. Проверяемым. Проверочным. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование. |