СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ Тема «Слитно-дефисное написание сложных существительных, прилагательных, местоимений и предлогов».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ Тема «Слитно-дефисное написание сложных существительных, прилагательных, местоимений и предлогов».»

МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»






Открытый урок русского языка

в 7 классе

по теме

«Слитно-дефисное написание

сложных существительных, прилагательных, местоимений и предлогов»








Подготовила

учитель русского языка

и литературы

1 квал. категории

Степанова С.В.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

Тема «Слитно-дефисное написание

сложных существительных, прилагательных, местоимений и предлогов» Цели:

1 Образовательная: формирование лингвистической компетенции учащихся в   определении условий применения орфограммы   слитного и дефисного написания существительных, прилагательных, предлогов, местоимений; сформирование умения составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме.

2. Воспитательная: формирование орфоэпических норм культуры речи в устном высказывании, развитие коммуникативных свойств в ситуации  общения с  оппонентом и правильном реагировании на чужое мнение.

3. Развивающая: формирование лингвистических компетенций в  комплексном анализе текста: определении темы, типа речи, нахождении доказательства, приведении примеров, развитии мышления и речи, обогащении словарного запаса;

развитие логического мышления и языкового чутья;

способствовать  развитию навыков групповой, самостоятельной, парной работы;

развитие умения различать причины выбора способа написания сложных слов

 


Задачи:

 1.Обучающие: 

сформировать умение правильно писать сложные слова,

составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме.

2.Развивающие:

развивать логическое мышление и языковое чутье;

способствовать  развитию навыков групповой, самостоятельной, парной работы;

совершенствовать умения различать причины выбора способа написания сложных слов

3.Воспитательные:

воспитывать и формировать трудовые, нравственные, эстетические качества учащихся;

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке, осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Познавательные:

-развивать умения работать с разными видами информации: с текстом, с таблицей;

-умение кратко формулировать мысль;

-умение обрабатывать информацию;

- развитие умения обобщать и делать выводы;

- умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные:  планировать самостоятельное выполнение заданий, выбирать темп работы, уметь действовать по алгоритму, формировать оценку и самооценку.

Коммуникативные: гражданское самосознание; воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение, умение прислушиваться к точке зрения партнеров, оформлять свои мысли в устной форме, свободно излагать содержание,

Предметные: сформировать умение правильно писать сложные слова,

составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме  вспомнить правила написания слов, развивать орфографическую зоркость.

Методы: проблемно-поисковый; практический.

Формы: коллективная, индивидуальная; работа в группах и парах.

Оборудование: карточки, интерактивная доска, компьютер, оценочные листы

Тип урока комбинированный урок «Повторение и обобщение изученного в 6 классе с использованием ИКТ»

План урока

  1. Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности

  1. Актуализация знаний

  2. Постановка учебной задачи.

  3. Первичное усвоение новых знаний

(построение проекта выхода из затруднения)

  1. Первичное закрепление

  2. Дальнейшая работа по закреплению и обобщение приобретенных знаний.       (Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль).

  3. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  4. Подведение итогов. Рефлексия

  5. Информация о домашнем задании



ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формирование УУД

Затрачен-ное вре-мя

1.    Организационный момент

 

 

 



Мотивация к учебной деятельности. -Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Сегодня на уроке мы продолжим обобщение уже изученных орфографических правил и познакомимся с новыми аспектами. Все виды работы вынесены в оценочные листы. Вы, как всегда, оцениваете себя самостоятельно, а итоговой отметкой урока будет среднеарифметический балл.


Готовятся к уроку.

1 Регулятивная:

волевая саморегуляция

1 мин

 


2.      Актуализация знаний


.

Учитель. Повторим изученные орфограммы в форме игры «Орфографический волейбол»

От чего зависит написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях?


-Как пишутся отрицательные местоимения с НЕ и НИ?



Помните ли вы, на какие группы орфограмм делятся корни слов с непроверяемой гласной?


Обучающиеся делятся на 2 команды, поочередно, выходя к доске, предлагают для орфографического разбора слова

(под ударением пишем НЕ, а без ударения – НИ)


( слитно и в три слова, если между частицей и местоимением есть предлог).

(корни с гласной, проверяемой ударением, корни с гласной, не проверяемой ударением, корни с чередующейся гласной)

Развивать умение определять условия выбора орфограммы и применения правила

5 мин

 


3.      Постановка учебной задачи


        1. Синтаксический разбор.

Из-за темно-синих туч выглянуло солнце и осветило хвойно-лиственную полосу леса, водоросли в реке, свободолюбивый* дуб на поляне, полнеба, раскрашенное акварелью.

Учитель. Прежде, чем вы объясните орфограммы, выполните морфемный разбор отмеченного слова.(свободолюбивый)

Учитель. Как называются слова, образованные путем сложения основ?

- А есть ли в этом предложении еще сложные слова?

- Прочтите их. Какие это части речи? А почему они пишутся по-разному?


Учитель. Давайте попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока?

Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:

          • Что мы уже можем сказать о теме?

          • Как они могут писаться?

          • Как будет звучать тема?

          • (Слайд 1)


2. Постановка цели урока учениками.

Учитель. Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке?


(Слайд 2)














(Сложные)



(Есть)






          • (речь идет о правописании сложных прилагательных, существительных, некоторых местоимений)

          • (слитно или через дефис)









(надо выяснить условия слитного и дефисного написания существительных, прилагательных, местоимений, предлогов.)

 Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Умение струк-турировать знания, выбирать эффек-тивный способ объяснения написания слова.




















5 мин











3 мин

4.      «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)


Учитель: Чтобы вспомнить правила правописания некоторых слов, к которым сегодня будем обращаться, предлагаю работу с текстом.


IV. Работа с текстом (текст выведен на слайде презентации и распечатан для каждого ученика) (Слайд 3)

Задания:

1. Прочитать текст выразительно, определить тему и основную мысль текста, тип и стиль речи.

2. Пользуясь таблицей учебника на странице 60, объяснить правописание выделенных слов. Укажите, какие из них пишутся слитно, а какие через дефис и почему? (Прочтет вслух Ледовской Д.)


Хорош сосновый бор осенним днём! Идёшь по темному, сказочно-прекрасному лесу - точно огромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем медно-бурой хвои накрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные паукообразные корни. Серебряным мхом поросли невысокие кочки. Из-под травы виднеются ярко-зеленые листики брусники, а среди них – темно-красные ягоды.

Из-за зеленоватых вершин пробиваются багряные лучи невысокого солнца. Золотисто-солнечные зайчики касаются могучих стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придаёт бору причудливо-таинственный вид.

Тишина в старом сосновом бору. Пахнет смолой. Но вот с северо-западной стороны потянул резкий ветер, и зашумели сказочные

великаны.


- Если информация вам знакома и вы ее хорошо понимаете, отметьте ее « !», ну а если нет, то «?»

(Слайд 3)

На слайде показать объяснение написания слов.

Слитно Через дефис

Паукообразные – в образе паука Сказочно-прекрасному (= и) Медно-бурой (оттенок цвета) Ярко-зелёные (оттенок цвета) Тёмно-красные (оттенок цвета) Золотисто-солнечные (от. цвета) Причудливо-таинственный (= и) Из-под (предлог) Из-за (предлог) + по-над, по-за



















Обучающиеся:

  1. Тема текста – Природа

  2. Основная мысль – Сказочная красота осеннего бора

  3. Тип речи – Описание с элементом повествования

  4. Стиль речи - Художественный

(На 2 вопрос отвечают по очереди)





















Самопроверка по образцу

Развивать умения анализа и синтеза текста









Смысловое чтение.


7-8 минут

5.      Первичное закрепление


  1. Формулирование правила

– Какие существительные, прилагательные, называются сложными?

– Как пишутся сложные существительные и прилагательные?

- Какие сложные существительные пишутся слитно? Приведите примеры.


















- Какие существительные пишутся через дефис?


















- Когда сложные прилагательные пишутся слитно? Приведите примеры.





















- Какие прилагательные пишутся через дефис? Приведите примеры.


























- Приведите примеры местоимений, пишущихся через дефис. К какому разряду они относятся?

-Как ещё могут писаться такие местоимения?








(Существительные и прилагательные, имеющие два корня, называются сложными.)


(Слитно и через дефис.) Ученик: Все сложные существительные с соединительными гласными О и Е или без них, существительные, имеющие в своем составе иноязычные основы, а также существительные с первой частью пол- перед согласными, с частью полу- всегда пишутся слитно.

Например: Солнцепёк, баснописец, детсад, зоопарк, полдома, полтетради, полчаса, полумесяц.




Ученик: Сложные существительные, которые обозначают название промежуточных сторон света, одно понятие, образованное из двух самостоятельных слов, а также существительные, имеющие в первой части пол- перед гласными, прописными и Л, пишутся через дефис.

Например: юго-восток, плащ-палатка, пол-луковицы, пол-арбуза, пол- Мантурово, пол-России.


Ученик: Прилагательные, которые образовались из словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно. Слитно также пишутся прилагательные, первая часть которых- имя числительное и которые образовались от сложных существительных.

Например: железная дорога (железнодорожный), пять лет (пятилетний), синие глаза (синеглазый), водопроводный (водопровод)

Ученик: Прилагательные, которые могут быть заменены двумя равноправными словами с союзом И, обозначающие оттенок цвета, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис и прилагательные, являющиеся собственными наименованиями, а также начинающимися со слов восточно-, западно-, северно-, южно-, пишутся через дефис.


Например: немецкий и русский (немецко-русский), фабричный и заводской (фабрично-заводской), северо-запад (северо-западный), бело-розовый, Южно- Китайское)

(неопределённые). Кто-либо, какой-нибудь, кем-то, кое - что.

Ученик: Они могут писаться в три слова, если между местоимением и приставкой кое- стоит предлог.


Прогнозирование ошибок, волевая саморегуляция

4-5 минут



6.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

 



Работа по закреплению материала по группам. (по уровню сложности)
  1. Списывание с группировкой

(1 вариант: Жилин М., Ледовской Д.)

Задания прилагаются. (Приложение1)

  1. Упражнение "Замена"

(2 вариант: Сорокина Т.

Таушканова Ан.

Черников Ан.)

Задания прилагаются. (Приложение2)


(Проверка на слайде №6 для 2-го варианта)


Работают по группам
















Коммуникативные: учебное сотрудничество


4-5 минут

7.      Включение нового             

знания в систему знаний и повторение.


Учитель:

1. Итогом нашей работы станет заполнение таблицы с пропусками слов. Заполнив её, вы сможете проверить, насколько хорошо усвоили материал.

(«Пиши правильно!» Приложение 3)



4. Тест по вариантам (Подобные задания встретятся на ОГЭ)

Укажите примеры с дефисным написанием.

1 вариант

а) уныло(кислое) выражение лица;

б) древне(греческий) поэт;

в) добро(желательный) тон в разговоре;

г) пепельно(серый) цвет волос;

д) вагоно(строительный) завод;

е) обошли (пол) Киева;

ж) (кое)кому рассказать

2 вариант Указать примеры со слитным написанием.

а) нежно(голубая) полоса;

б) водо(плавающая) птица ;

в) прошло(годний) лист;

г) тонко(ногие) цапли;

д) (пол)тарелки супа;

е) (полу)вековой юбилей;

ж) кем(нибудь) заменить

- Что общего у приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь?


(Дана заготовка с пропусками. Вставить пропущенные слова и привести соответствующие примеры)


Выполняют на интерактивной доске маркером

























- Пишутся через дефис

Прогнозирование ошибок, волевая саморегуляция

7-8 минут

8.      Рефлексия     

Как бы вы определили для себя сегодняшнюю тему?

С правой стороны от меня встаньте те, кто считает, что материал ему дался КАК ДВАЖДЫ ДВА ( легко)

Слева те, кому - С СЕРЕДИНКИ НА ПОЛОВИНКУ (кое-как, с большим трудом)

А есть такие, кому- С ГОРЕМ ПОПОЛАМ (еле-еле)


Оценка результатов деятельности учащихся и самооценка

2 мин

9.      Итог урока


- Сегодня на уроке мы закрепили ….

Вычислите САЗ (среднее арифметическое значение) ваших отметок и оцените себя

навык раздельного и дефисного написания существительных, прилагательных, местоимений, надеюсь, что материал всеми был понят и усвоен хорошо.


2-3 минуты

10. Домашнее задание

Стр. 59-60, по выбору: упр.152(II) или сочинение-миниатюра на тему «Поздняя осень», используйте сложные слова в каждом предложении



1 мин