- осознавать эстетическую ценность русского языка как части культуры русского народа, базовых российских гражданских ценностей;
- испытывать потребность в дружеском отношении между членами временной учебной группы в целях решения поставленных задач,
- доказывать правильность своих суждений, делать выводы.
- правильно употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;
- обогащать свой словарный запас.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствие учителя, включение в деловой ритм: Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. – Вы талантливые ученики, у вас обязательно всё получится. Приступим к работе! | Приветствие учащихся Готовятся к работе, слушают учителя и участвуют в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | Учащимся предлагается прочитать текст (текст проецируется на экран ) Всю ночь Женьку ... комар: он ... несчастного мальчика в нос, в ухо, в левую щеку, противно ..., ... и ... . Женька и руками ..., и ногами ..., и ... на ужасного комара, и даже один раз в него ... — все бесполезно! Комар ехидно ... и снова ... на Женькино ухо! Тогда Женька ... терпение: он ... на кровати и ... было ... этому комару кулаком по спине, чтобы не ..., но комар легко ... своими прозрачными крылышками и ... на потолок. Вопросы учителя: 1. Понятен ли вам этот текст? В нём очень много существительных — эту часть речи мы совсем недавно уже изучили! А чего в нём не хватает? Попробуйте вставить пропущенные слова, а кому это трудно будет сделать — для вас лежат на партах карточки-помощники (карточки-помощники уже лежат на столах) Кусал, жужжал, зудел, мучил, кружил, летал, изводил, пикировал, усмехался, ухмылялся, злобствовал, махал, дрыгал, дул, плюнул, потерял, подпрыгнул, хотел врезать, лез, взмахнул, переместился 2. Слова какой части речи вы вставили? Согласны ли вы с тем, что глагол всё в действие приводит? И, таким образом, мы с вами вышли на тему сегодняшнего урока! Запишем в тетради число, вид работы и тему «Понятие о глаголе». - С этой частью речи мы уже знакомились в 5 классе, а сегодня нам предстоит расширить знания о глаголе, а значит цели нашего урока… (Примерные ответы: вспомнить всё, что мы знаем о глаголе; уметь находить глаголы и отличать их от других частей речи; узнать что-то новое о глаголе.) Что вы знаете о глаголе как о части речи? Можно ли нам обойтись без глаголов? Что произойдёт, если мы не будем использовать глагол? Итак, наш урок сегодня посвящается глаголу. На этом уроке мы вместе вспомним всё, что вы знаете о глаголе как части речи, но я не случайно начала урок именно с текста. Подумайте, а что ещё мы можем сделать на этом уроке? (Уч. : выяснить, какова роль глагола в тексте.) Верно. Тогда, не откладывая на потом, начнём собирать ваши знания о глаголе | Решают лингвистическую задачу, делают вывод. Записывают в тетради число, вид работы, тему урока. Самостоятельно формулируют цели и задачи урока, предлагают свои варианты. |
3. Первичное усвоение новых знаний | СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА «ГЛАГОЛ» РАБОТА С УЧЕБНИКОМ «Теория»: § 82 Групповая работа, самостоятельное чтение текста. Прошу по ходу чтения статьи делать в тексте пометки (приём «ИНСЕРТ»): \/ - эту информацию я знаю; + - это новая для меня информация; ? - эту информацию я недостаточно понял После чтения текста беседа: - Какая информация вам была знакома? -Какие новые сведения вы для себя отметили? -Все ли понятно? Какие появились вопросы? Слово учителя: Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. | Знакомятся с материалом, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Работают с учебником, находят в нем известную информацию, новую информацию и непонятную информацию; используют информацию, полученную на уроке. Ребята в группах составляют кластер, записывают в тетрадь и затем при помощи цветного мела переносят его на доску. В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы, обсуждают ответы товарищей. Отвечают на вопросы, выделяют знакомую информацию, новую и непонятную. |
4. Физкультминутка | Предлагается физкультминутка с использованием глаголов: Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, Вновь трудиться все начните. | Заранее подготовленный ученик проводит физкультминутку. Делают зарядку, повторяют движения. |
5. Первичное закрепление. Решение учебных задач | 1) Ребята, скажите, а какие действия могут обозначать глаголы? (В нашем языке очень много глаголов, которые обозначают не только трудовые процессы, но и действия различных предметов и даже явлений, которые окружают нас).Вам предлагается «Зарядка для ума»: напишите, какие действия производят перечисленные существительные (слова на карточках): Повар - ..., врач - ..., учитель - ..., ученик -..., баянист - ..., художник - ..., портниха - ..., продавец - ..., пекарь -.., ветер -..., гром - ..., молния -.., трава -.., дождь - ..., огонь - …, солнце - ..., вода - … (Готовит , лечит , учит , учится, играет, рисует, шьёт, продаёт, печёт, воет, гремит, сверкает, растёт, идёт, горит, греет, течёт). Работаем в парах. Поменяемся тетрадями и проверим работу соседа, карандашом ставим оценку. Один учащийся читает ответы вслух. -А какие сложные орфограммы и орфограммы глагола вы увидели в подобранных словах? Выделите их. -Как вы считаете, с какой целью мы выполняли это упражнение?(Учились правильно подбирать глаголы в соответствии с контекстом, различать глаголы по значению, обогащать свой личный словарный запас) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения. Учащиеся работают в парах, затем идёт взаимопроверка. Оценивают друг друга, анализируют ошибки. Работают с орфограммами, объясняют правильное написание слов. Отвечают на вопросы, формулируют вывод. |
6. Самоанализ и самоконтроль | САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ -Перед вами на столе лежат карточки. Переверните их. Внимательно прочитайте задание. Что вам нужно сделать? (Отвечают, читая задание: из данных слов нужно выписать только глаголы ) -Как вы будете определять глагол? I-й вариант:из ряда данных слов выписать глаголы: Зелёный, зеленеющий, зеленея, зелень, зелено, зеленеть; крик, кричать, кричащий, крича, крикливый; салют, салютуя, салютовать; чтение, читающий, прочитав, читать, читатель, читательский; белый, белеющий, белизна, белея, белеть; слава, славить, славный, славиться; улыбка, улыбаться, улыбаясь, улыбчивый. II-й вариант: из ряда данных слов выписать глаголы: Желтый, желтеть, желтеющий, желтея, желтизна; солёный, соль, солить; пена, пенный, пенясь, пенящийся, пениться; мороз, морозный, морозить, морозно; здоровый, здоровье, здороветь; молодость, молодой, молодеть; двигаясь, движущийся, движение, двигаться, двигатель, двигается. Лист самопроверки (на проекторе) I-й вариант Зеленеть, кричать, салютовать, читать, белеть, славить, славиться, улыбаться. II-й вариант Желтеть, солить, пениться, морозить, здороветь, молодеть, двигаться, двигается. -Внимательно посмотрите на глаголы и назовите одну из самых сложных орфограмм глагола (-тся, -ться). Давайте её вспомним. -Скоро вы получите домашнее задание, связанное с синонимами и антонимами. Что нужно вспомнить, чтобы выполнить домашнее задание правильно? К глаголам КРИЧАТЬ, ДВИГАТЬСЯ подберите синонимы, а к глаголам ЗДОРОВЕТЬ, МОЛОДЕТЬ — антонимы. -Как вы думаете, чему мы учились в ходе выполнения этого задания? (находить глагол среди других частей речи, определять правописание -тся и -ться в глаголах, вспомнили, что такое синонимы и антонимы) | Самостоятельно выполняют задание, учатся находить глагол, затем проверяют, сверяя с эталоном. Находят сложную орфограмму, вспоминают и формулируют правило -тся, -ться; вспоминают понятие синонимов и антонимов, подводят итог своей работе |
7. Итог урока. Рефлексия | -Итак, наш урок постепенно приближается к концу. -Чем мы занимались на сегодняшнем занятии? Что повторяли? Предлагаю устно продолжить неоконченные предложения (на проекторе): * Я вспомнил, что… * Я понял, что… * Вызвало затруднение… * Нужно выучить… – Понравился ли вам урок? Оцените смайликами ваше настроение. | Отвечают на вопросы учителя, строят собственное речевое высказывание, анализируют свою деятельность и подводят итог. |
8. Домашнее задание, инструктаж | На дом предлагается дифференцированное задание: -дети, которые испытывали трудности во время освоения учебного материала, выполняют упр. 167 (это работа с простейшими глагольными синонимами-антонимами); -дети, которые легко поняли материал урока, возьмут упр. 162, в котором нужно провести лексический анализ глаголов-синонимов) И хотелось бы пожелать вам плодотворно потрудиться дома, но только не так, как герой этого шуточного стихотворения! Двое подготовленных ребят читают по ролям стихотворение : Я пришел из школы, Я учу глаголы Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: «Кричать» – кричу, «Вертеть» – верчу, «Двигать» – двигаю, «Прыгать» – прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел!.. Открываю: наш сосед (Он живет под нами) Не причесан, не одет – В тапках и пижаме. Он кричит: – Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! – Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришел из школы И учу глаголы! СПАСИБО ЗА УРОК! | Записывают домашнее задание полностью (дома выберут самостоятельно одно из упражнений), слушают инструктаж, задают по мере необходимости вопросы, смотрят выступление одноклассников |