СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Формообразующие и словообразующие морфемы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Формообразующие и словообразующие морфемы"»

Технологическая карта урока по русскому языку

ФИО учителя

Меркулова Евгения Владимировна

Образовательная организация

МБОУ СОШ №129

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Тема урока

Формообразующие и словообразующие морфемы

Тип урока

Урок освоения новых знаний и умений

Технология построения урока

Развивающее обучение

Цель урока

Содержательная: создание условий для сформирования представления о формообразующих и словообразующих морфемах; создание практических ситуаций, в которых учащиеся будут разграничивать формообразующие и словообразующие морфемы.

Деятельностная: научить учащихся находить и разграничивать формообразующие и словообразующие морфемы

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания о формообразующих и словообразующих морфемах, сформировать понимание роли языка в процессе словообразования и формообразование, формировать умения выделять морфемы в тексте и производящую основу, формировать умения разграничивать какие морфемы служат для образования слов, а какие для формы слова

Развивающие: развивать умения доказывать свою точку зрения, формировать понимание роли языка в становление собственных коммуникативных навыков, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые навыки. Продолжать формировать навык анализа и синтеза

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать любовь к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность

Информационно-технологические ресурсы

Презентация, учебник, мультимедийный проектор, компьютер, учебник

Методы и формы обучения

Методы: наглядный

Формы: индивидуальная, фронтальная групповая

Основные понятия темы

Морфема, словообразование, формообразование, основа слова, производящая основа

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Ученик научится:

- различать формообразующие и словообразующие морфемы;

- выделять производящую основу:

- выделять морфемы в слове;

- объяснять как образовано конкретное слово

- находить производные слова

- различать однокоренные слова и форму одного и того же слова.

Познавательные:

- умение анализировать информацию и трансформировать её из одной формы в другую и применять на практике;

- объяснять выбор морфем в слове;

- использовать знания на практике.

Коммуникативные:

- слушать товарища и учителя, обосновывать свою точку зрения;

- самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в паре

Регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- высказывать свою точку зрения, слушать чужое мнение;

- планировать свою работу при выполнении заданий учителя, при самостоятельном поиске, делать выводы по результатам своей работы;

- уметь проводить самоконтроль и самооценку

Личностные:

- стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

- проявления интереса к познанию родного языка, истории, культуры своей Родины

Ученик научится:

- овладению языковой и читательской культурой как средством познания мира;

- проявлению интереса к познанию родного языка, истории, культуры своей Родины

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом



№ п/п

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Орг. момент

1 мин

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность детей к уроку, содействует организации внимания учеников, создает ситуацию успеха

Готовятся к уроку, включаются в учебный процесс

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2

Актуализация опорных знаний и способов действий

10 мин

Сегодня мы продолжим с вами изучать глубины морфемики и словообразования.

Фронтальный опрос:

  1. Назовите какие морфемы могут участвовать в образование новых слов? Приведите примеры

  2. Какая морфема участвует в изменении форм слова?

  3. Что такое корень? Может ли он образовывать новые слова?

Как думает, а суффиксы могут участвовать в образовании форм слова


Предлагаю вам посмотреть видеоролик и выполнить задание в нём.



Во время задания ролик останавливается, чтобы дать время детям сделать задание

Мобилизуют интерес, внимание.

Записывают число и классная работа в рабочую тетрадь





Выполняют задание

Познавательные: умение отличать однокоренные слова и формы слова

Личностные: самопроверка

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном задании, отвечать на вопросы


3

Целеполагание

2 мин

Давайте вместе определим тему урока, цели и задачи.

Сегодня мы с вами посмотрим, какие морфемы участвуют в образование новых слов, а какие в образование форм слова.


Определяют цель и тему урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Личностные: умение формировать интеллектуальные умения (рассуждать, строить высказывание)

4

Открытие новых знаний и способов действий

13 мин

Из ролика мы узнали, что не только окончание может участвовать в образование форм слова, но есть и формообразующие суффиксы. Давайте посмотрим видеолекцию и познакомимся, какие морфемы еще могут участвовать в словообразование и формообразование.

(Во время лекции учащиеся записывают в тетрадь для теории важную информацию, учитель делает паузы. Особое внимание обращается на некорневые словообразующие морфемы)

После просмотра ролика учеников просят привести свои примеры слов с нулевым окончанием и словообразующими суффиксами.


Смотрят видео и записывают важную информацию, участвуют в беседе

Регулятивные: умение вычленять главную информацию.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Личностные: соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

5

Физминутка

1 мин

Если я называю пару однокоренных слов, вы садитесь. Если я называю пару формы одного и того же слова, вы подпрыгиваете.

Выполняют движения

Познавательные: формирование систематизированных знаний о том, какие слова являются однокоренные, какие формы слова

6

Первичная проверка понимания изученного

3 мин

Для закрепления предлагаю вам сейчас сделать тестовые интерактивные задания





Два ученика выходят и выполняют тестовое задание, остальные выполняют устно на местах.

Регулятивные: участвовать в коллективном выполнении задания, высказывать свою точку зрения

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Познавательные: проявлять интерес к новому материалу

7

Применение изученного материала

10 мин

  1. Л

2-3 ученика по очереди выходят выполнять упражнение на доске, остальные в тетради

Коммуникативные: умение работать с учебником и внимательно читать задание

Личностные: мотивировать свои действия

Предметные: закрепить умение определять формы слова и однокоренные слова, умение выделять морфемы в словах

Познавательные: учиться анализировать информацию

Регулятивные: самопроверка

8

Домашнее задание

2 мин

  1. Упр. 204, выучить записанные теоретические сведения

Записывают домашнее задание

Личностные: адекватное реагирование на трудности

Регулятивные: саморегуляция

9

Рефлексия

3 мин

Предлагаю вам дополнить предложения:

Я знаю, что такое….

Я могу…

Я научился….

У меня возникли трудности в…


Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке