ФИО учителя | Меркулова Евгения Владимировна |
Образовательная организация | МБОУ СОШ №129 |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 класс |
Тема урока | Формообразующие и словообразующие морфемы |
Тип урока | Урок освоения новых знаний и умений |
Технология построения урока | Развивающее обучение |
Цель урока | Содержательная: создание условий для сформирования представления о формообразующих и словообразующих морфемах; создание практических ситуаций, в которых учащиеся будут разграничивать формообразующие и словообразующие морфемы. Деятельностная: научить учащихся находить и разграничивать формообразующие и словообразующие морфемы |
Задачи урока | Образовательные: сформировать знания о формообразующих и словообразующих морфемах, сформировать понимание роли языка в процессе словообразования и формообразование, формировать умения выделять морфемы в тексте и производящую основу, формировать умения разграничивать какие морфемы служат для образования слов, а какие для формы слова Развивающие: развивать умения доказывать свою точку зрения, формировать понимание роли языка в становление собственных коммуникативных навыков, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые навыки. Продолжать формировать навык анализа и синтеза Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать любовь к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность |
Информационно-технологические ресурсы | Презентация, учебник, мультимедийный проектор, компьютер, учебник |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный Формы: индивидуальная, фронтальная групповая |
Основные понятия темы | Морфема, словообразование, формообразование, основа слова, производящая основа |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные |
Ученик научится: - различать формообразующие и словообразующие морфемы; - выделять производящую основу: - выделять морфемы в слове; - объяснять как образовано конкретное слово - находить производные слова - различать однокоренные слова и форму одного и того же слова. | Познавательные: - умение анализировать информацию и трансформировать её из одной формы в другую и применять на практике; - объяснять выбор морфем в слове; - использовать знания на практике. Коммуникативные: - слушать товарища и учителя, обосновывать свою точку зрения; - самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в паре Регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности; - высказывать свою точку зрения, слушать чужое мнение; - планировать свою работу при выполнении заданий учителя, при самостоятельном поиске, делать выводы по результатам своей работы; - уметь проводить самоконтроль и самооценку Личностные: - стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; - проявления интереса к познанию родного языка, истории, культуры своей Родины | Ученик научится: - овладению языковой и читательской культурой как средством познания мира; - проявлению интереса к познанию родного языка, истории, культуры своей Родины - уважительно относиться к учителю и одноклассникам; - осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом |
№ п/п | Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Орг. момент | 1 мин | Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность детей к уроку, содействует организации внимания учеников, создает ситуацию успеха | Готовятся к уроку, включаются в учебный процесс | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2 | Актуализация опорных знаний и способов действий | 10 мин | Сегодня мы продолжим с вами изучать глубины морфемики и словообразования. Фронтальный опрос: Назовите какие морфемы могут участвовать в образование новых слов? Приведите примеры Какая морфема участвует в изменении форм слова? Что такое корень? Может ли он образовывать новые слова? Как думает, а суффиксы могут участвовать в образовании форм слова Предлагаю вам посмотреть видеоролик и выполнить задание в нём. Во время задания ролик останавливается, чтобы дать время детям сделать задание | Мобилизуют интерес, внимание. Записывают число и классная работа в рабочую тетрадь Выполняют задание | Познавательные: умение отличать однокоренные слова и формы слова Личностные: самопроверка Коммуникативные: умение участвовать в коллективном задании, отвечать на вопросы |
3 | Целеполагание | 2 мин | Давайте вместе определим тему урока, цели и задачи. Сегодня мы с вами посмотрим, какие морфемы участвуют в образование новых слов, а какие в образование форм слова. | Определяют цель и тему урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результата деятельности. Личностные: умение формировать интеллектуальные умения (рассуждать, строить высказывание) |
4 | Открытие новых знаний и способов действий | 13 мин | Из ролика мы узнали, что не только окончание может участвовать в образование форм слова, но есть и формообразующие суффиксы. Давайте посмотрим видеолекцию и познакомимся, какие морфемы еще могут участвовать в словообразование и формообразование. (Во время лекции учащиеся записывают в тетрадь для теории важную информацию, учитель делает паузы. Особое внимание обращается на некорневые словообразующие морфемы) После просмотра ролика учеников просят привести свои примеры слов с нулевым окончанием и словообразующими суффиксами. | Смотрят видео и записывают важную информацию, участвуют в беседе | Регулятивные: умение вычленять главную информацию. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Личностные: соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
5 | Физминутка | 1 мин | Если я называю пару однокоренных слов, вы садитесь. Если я называю пару формы одного и того же слова, вы подпрыгиваете. | Выполняют движения | Познавательные: формирование систематизированных знаний о том, какие слова являются однокоренные, какие формы слова |
6 | Первичная проверка понимания изученного | 3 мин | Для закрепления предлагаю вам сейчас сделать тестовые интерактивные задания | Два ученика выходят и выполняют тестовое задание, остальные выполняют устно на местах. | Регулятивные: участвовать в коллективном выполнении задания, высказывать свою точку зрения Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам Познавательные: проявлять интерес к новому материалу |
7 | Применение изученного материала | 10 мин | Л | 2-3 ученика по очереди выходят выполнять упражнение на доске, остальные в тетради | Коммуникативные: умение работать с учебником и внимательно читать задание Личностные: мотивировать свои действия Предметные: закрепить умение определять формы слова и однокоренные слова, умение выделять морфемы в словах Познавательные: учиться анализировать информацию Регулятивные: самопроверка |
8 | Домашнее задание | 2 мин | Упр. 204, выучить записанные теоретические сведения | Записывают домашнее задание | Личностные: адекватное реагирование на трудности Регулятивные: саморегуляция |
9 | Рефлексия | 3 мин | Предлагаю вам дополнить предложения: Я знаю, что такое…. Я могу… Я научился…. У меня возникли трудности в… | Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |