Цель урока: Создание условий для распознавания имен прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах и умений правильно писать окончания таких прилагательных.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Мотивации. | Настроить учащихся на учебную деятельность. | Словесный | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Злата Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку: есть ли у вас на столах учебник, рабочая тетрадь, пенал? Садитесь. | Показывают готовность к уроку. | Ф | | |
Актуализации и пробного учебного действия | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий | Словесный | -Откройте свои тетради в линейку, отступите 2 строчки от последней записи. Запишите сегодняшнее число и “Классная работа”. Сегодня у нас Двадцатое марта. -Давайте с вам вспомним, что такое имя прилагательное? - И́мя прилага́тельное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» и так далее. В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. - Как мы определям род, число, падеж прилагательного? С какой частью речи оно связано? | Записывают в тетради. Отвечают на вопросы. | Ф,И | | |
Выявления места и причины затруднения | Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации | Словесный | - Ребята, посмотрите на доску. Скажите, кого вы видете? - Давайте с вами вспомним, в ящике с какими фруктами обнаружили Чебурашку? (Апельсинами) - Гена подготовил задание для Чебурашке, но без нашей помощи ему не справиться. Давайте поможем Чебурашке. На апельсинах написаны словосочитания, где в прилагательных пропущенна буква. (Учитель читает словосочетания (одно в Р.п., а другое в П.п.), затем записывает их на доске). - Ребята, скажите в какой части слова пропущена буква? | Апельсинами В окончании. | Ф | Наглядное пособие | |
Построения проекта выхода из затруднения | Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий. | Словесный | - Давайте с вами определим падеж? Кожаных сапог (Р.п) О кожаных сапогах (П.п.) - Знаете ли вы какое окончание будет у этих прилагательных? - Посмотрите ещё раз на словосочитания, подумайте и скажите в каком числе стоят эти прилагательные. - Скажите, какая тема нашего урока? - Что мы должны сегодня с вами сделать? Чему мы будем учится? - Сегодня мы с вами научимся писать прилогательные в родительном и предложном падежах в форме множественного числа, используя алгоритм. | Р.п. П.п. Нет Во множественном числе Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | Ф | | Самоконтроль |
Реализация построенного проекта | Применять полученные знания | Словесный, практический | - Открываем учебник на странице 43. Выполним упражение 90. - Рассмотрите схемы. Скажите, в каких падежах имена прилагательные во множественном числе могут иметь окончания -ых, -их? - Имена прилагательные во множественном числе в родительном и предложном падежах имеют окончания: -ых, -их. - В каком еще падеже имена окончания имеют такие же окончания? - Такие же окончания имеют имена прилагательные в винительном падеже, если оно относятся к одушевленным существительным. - Нужно запомнить: в словах после твёрдых согласных – пишем Ы, а после мягких согласных - пишем И. - Давайте вспомним как правильно написать окончание у имени прилагательного и в парах составим алгоритм. (Выполняют в парах) Алгоритм: Определить, к какому существительному относится прилагательное. Задать к прилагательному вопрос от определяемого слова, к которому оно относится. Определить окончание вопроса. Определить окончание прилагательного по окончанию вопроса и написать его. - Ребята, скажите, сейчас мы можем помочь Чебурашке выполнить задание Гены? - У нас есть две таблички. Первая табличка будет у Гены. У него будут прилагательные из словосочитания в предложном падеже. Вторая у Чебурашки - прилагательные из словосочитания в родительном падеже. Выбираем любое словосочитание, но как вы уже успели заметить нам нужно вставить пропущенную букву. Они у нас находятся на дольках апельсина. С помощью алгоритма определяем какое оканчание будем писать, затем берём нужную буквы и вставляем на место пропуска. (Кожан...х сапогов, театральн..х костюмов, пухов...х платков, несметн...х богатств, фермерск...х хозяйств, отличн...х комбайнёров, о кожан...х сапогах , о театральн...х костюмах, о пухов...х платках, о несметн...х богатствах, о фермерск...х хозяйствах, об отличн...х комбайнёрах). | Работают с учебником. В родительном и предложном падежах. В винительном падеже. Состовляют алгоритм Можем. Выполняют задания. | Ф, П | Учебник, карточки | Взаимопроверка, практический |
Физкультминутка | | | - Устали? Давайте отдохнём. Все дружно встаём. «Чебурашка» Чебурашка, Чебурашка! (покачать головой, руки на пояс) Чебурахнулся с утра (присесть на корточки) Потянулся, отряхнулся (потянуться вверх, движения руками как будто отряхиваем коленки) Громко крикнул всем: «Ура!» (поднять руки вверх и громко крикнуть «Ура!») Крепко с Геной подружился (пожать руку соседу) Апельсином угостился (руками показать круглый апельсин) Даже чуть не подавился (произнося эти слова похлопывать себя ладонями по верхней части груди) Покружился, поскакал (покружиться и подпрыгнуть) И ушами помахал. (изобразить большие уши) Лапка раз, лапка два (подать одну ладонь другу, затем вторую) С Чебурашкой мы друзья! (помахать скреплёнными руками) | | | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Практический | - Давайте с вами закрепим полученные знания. Выполним на странице 44 упражнение 94. Делаем только первый столбик. (Второй столбик для тех, кто выполнил первый) - Прочитаем задание. - Внимательно посмотрите на имена прилагательные и имена существительные. В чем сходство имен прилагательных и имен существительных в данных словосочетаниях? В каком числе они стоят? - Сходство имен прилагательных и имен существительных в том, что они стоят во множественном числе в родительном падеже. - Спишите первый столбик, вставляя пропущенные буквы. Рядом запишите эти же словосочетания, но в предложном падеже. Сочных яблок (Р.п) – о сочных яблоках (П.п.), Зимних ботинок (Р.п.) – о зимних ботинках (П.п), Свободных мест (Р.п.) – о свободных местах (П.п), Чистых кастрюль (Р.п.) – о чистых кастрюлях (П.п.), Тёплых пальто (Р.п.) – о тёплых пальто (П.п.). Красных помидоров (Р.п.) – о красных помидорах (П.п.), Резиновых сапог (Р.п.) – о резиновых сапогах (П.п.), Летних каникул (Р.п.) – о летних каникулах (П.п.), Красивых туфель (Р.п.) – о красивых туфлях (П.п), Модных костюмов (Р.п.) – о модных костюмах (П.п.). - Давайте проверим. | Выполняют задание. | Ф,И | Учебник | Практический |
Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей | Словесный | -Наш урок подходит к концу. Давайте с вами вспоним, о чём мы сегодня говорили? - О какой части речи? В каких падежах? Какие окончания пишутся в родительном и предложном падежа? - У вас на партах лежат долька апельсина. Вам нужно раскрасить дольку: Оранжевый цвет- на уроке было интересно и всё получилось. Желтый цвет – на уроке было интересно, но при выполнении заданий были затруднения. Зелёный цвет – было скучно, трудно выполнять задания. - Чем вам понравился урок? Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр. 43 упр. 92. | Подводят итоги урока. | Ф | Карточки | Самоконтроль |