Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Части речи» в рамках ФГОС
Класс: 4-Г, учитель начальных классов Заворуева Ю.В.
Тема урока: «Части речи»
Цели:
Актуализация знаний по частям речи.
Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте
Формируемые УУД:
Познавательные:
определять части речи и обосновывать своё мнение;
определять морфологические признаки частей речи;
классифицировать части речи по выделенным признакам.
Коммуникативные:
согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Регулятивные:
постановка учебной задачи;
оценивание качества усвоения материала.
Личностные: умение использовать приобретенные знания и навыки в практической деятельности.
Тип урок: урок обобщения изученного материала
Оборудование: учебник по русскому языку 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. в 2 ч.; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
Улыбнулись мне, гостям
И садитесь по местам.
Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на наш урок?
Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа в тетрадях. Пальчиковая гимнастика
Двадцать восьмое февраля. Классная работа.
2. Словарный диктант
Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.
3. Взаимопроверка
4. Оценивание
III. Самоопределение к деятельности- Послушайте сказку.
Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными)
Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать - солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами)
Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными).
А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).
И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)
Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.
- Назовите тему нашего урока. Части речи. Давайте определимся с нашими целями на урок.(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).
IV. Работа по теме урока «Части речи»
- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка? Перечислите самостоятельные части речи. Перечислите служебные части речи.
1. Работа в группах
Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать часть речи и подготовить ответ по плану. Каждой группе дается 5 минут для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану)
План выступления.
Часть речи.
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Морфологические признаки
Роль в предложении
2. Работа по распределению частей речи по столбикам (карточки)
- Что можно сказать о этих словах? Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос) Составить предложение с любым словом из каждого столбика.
V. Физкультминутка Части речи назовём и немножко отдохнём.
Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок. (Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).
VI. Продолжение работы по теме
1.Алфавитный челлендж.
Придумать существительные, прилагательные и глаголы на каждую букву алфавита (карточки).
2. Послушайте внимательно отрывок из произведения А.С.Пушкина и определите, какой частью речи является слово «ученый»?
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
3.Найди и раскрась. Прочитай слова .Определи ,к какой части речи относится слово, раскрась его соответствующим цветом.
4. Упражнение-игра «Муха» на развитие внимания, пространственного мышления и умения ориентироваться на листе бумаги
5. Закрепление изученного материала.
Игра “В свои ворота” Учитель диктует слова.
1-я группа записывают только имена существительные,
2-я группа - имена прилагательные,
3-я группа - глаголы.
Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.
Индивидуальная работа. Работа с пословицами. Для тех, кто быстро справился с заданием – карточки!
Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.
Век живи – век ….. Тетрадь –…….. ученика. Сперва аз да буки, а потом и.………. Чем …….. раз читать, лучше один раз записать. Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно. | маленькое учись десять науки зеркало |
VII. Подведение итогов
1. Рефлексия Что мы с вами изучили на уроке?
2. Оценивание
3. Домашнее задание
Составить синквейн с одной из частей речи.
Резервное задание
Игра называется «Третий лишний».
Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки, затем определить какой частью речи оно является.
Зима, зимний, зимовье.
Чистота, чистить, чистка.
Грязь, грязнуля, грязнить.
прил. гл. гл.
Зимний, чистить, грязнить.