Эпиграф. Цветок (перевод Гёте) Антон Бахарев
Цветок, красивей в небе звёзд! Он цвёл среди больших берёз.
"Ужель погибнуть суждено, что не проси, а всё одно.
Наверно зря в лесу я рос среди травы, среди берёз".
Мне стало жалко тот цветок ,что был прекрасен лепесток.
Я с корнем взял питомца рос и в летний сад к себе отнёс.
Тема | Практикум по развитию речи: «Удивительный мир цветов» Проблемный вопрос. Прав ли А.Платонов, утверждая, что жизнь - самое главное на земле? |
Цель урока | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету путём применения в устной и письменной речи изобразительно-выразительных средств, выраженных именами прилагательными; Обобщение и закрепление знаний по написанию сочинений-описаний Познакомить с функциями цветов и показать значимость каждой жизни на земле Развитие коммуникативных навыков учащихся |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий; -способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); -адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - овладение различными видами публичных выступлений; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме; - подкрепление изученных положений конкретными примерами; - оценка своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей. | Личностные: - воспитание интереса к предмету; -воспитывать образное мышление через эмоцоинальное восприятие текста; - уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей; - понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте; Регулятивные: - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; -воспитывать читательский вкус; -оценивание достигнутого результата - развитие навыков самопланирования, взаимо и самооценки. Познавательные: - умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;; - умение находить нужную информацию в различных источниках, определять основную и второстепенную информацию, воспринимать тексты художественного, научногои официально-делового стилей; - демонстрировать навыки обобщения и систематизации изученного материала; - строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: - умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работы в группе; - умение вести диалог, аргументировать собственную точку зрения - развитие уважения друг к другу. |
Основные понятия | Тип речи - описание, изобразительно-выразительные средства, имя прилагательное, синонимы |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Речь и культура общения Литература ИКТ Окружающий мир Экология | Групповая работа | ИКТ (ПК, интерактивная доска, проектор), презентация Доска, мел Учебник, рабочая тетрадь инструкции для групповой работы, листы самооценки |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1–й этап. Организационно-мотивационный |
1.Учитель знакомит обучающихся с презентацией, содержащей загадки о цветах, затем знакомит с эпиграфом урока. 2.Просит выдвинуть предположение о теме, цели и плане предстоящего урока. 3.Организует беседу. 4. Формулирует цель урока, определяет задания для каждой группы. | Смотрят презентацию, слушают эпиграфы урока, выдвигают предположения о теме, цели и плане урока. Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Составляют план урока, формулируют его задачи. | Выделяют существенную информацию из презентации и эпиграфа урока. Выдвигают предположения по формулировке темы, цели, плана урока. Осуществляют актуализацию знаний по изученному материалу. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Обсуждают свои предложения по поводу темы, цели и плана урока. Предлагают свой вариант темы, цели и плана урока. | Слушают собеседника, строят высказывания, отвечают на вопросы учителя. | Контролируют высказывания учащихся. Планируют путь достижения цели, ставят познавательные задачи. Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности. | Умеют планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывают мнение по существу полученного задания. |
2-й этап. Работа в группах |
Учитель раздаёт каждой группе конверты, в которых содержится информация о разных цветах: характеристика цветка сточки зрения биологии, загадки, легенды, притчи, стихотворения, картинки. 1группа получает сведения о ландыше, 2- лилии, 3-анютиных глазках, 4-васильке, 5-розе. При необходимости проводит консультирование, осуществляет контроль по вовлечении каждого ученика в работу группы | Обучающиеся знакомятся с информацией, синтезируют полученные знания для составления ответа; выделяют главное и второстепенное. Отвечают на проблемный вопросы. | Формируют умения анализировать информацию, представленную в разных стилях. Составляют ответ по предложенному алгоритму. Отвечают на проблемные вопросы. | Планируют работу в группе, распределяют поручения и роли Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и отборе информации; Обмениваются мнениями по поводу ответа на проблемный вопрос, составляют словарик синонимов, образных прилагательных, готовят публичное выступление по плану | Обсуждают варианты ответов на задания. Формируют умение находить общее решение в группе; умение осознанно использовать разнообразные речевые средства для публичного выступления. | Осуществляют самоконтроль правильности выполнения заданий, публичного выступления. | Формируют познавательный интерес к учебному предмету, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приемов, гарантированность достижения желаемых результатов. |
3-й этап. Защита проектов |
Организует проведение защиты проектов по заранее выданному плану: 1 ученик- загадка про цветок, фотография или рисунок; 2ученик- биологические особенности цветка;3ученик -понравившаяся притча, легенда; 4ученик- частичный анализ стихотворений; 5 ученик- сочинение-описание(продукт всей группы) | Выполняют упражнения. Формируют свою точку зрения на разрешение различных ситуаций. Осознанно строят речевые высказывания у устной и письменной речи | Формируют умения систематизировать, обобщать информацию для ответа на проблемный вопрос. Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации | Отвечают на проблемные вопросы по заданию учителя, на вопросы от других групп, используя речевые формулы, делают вывод. Представляют свою позицию, используя различные речевые средства. | Формируют способности излагать мысли в кратких выражениях, лаконично резюмировать информацию в научном стиле, образно и красочно -в художественном стиле | В ходе выступлений и ответов на проблемные вопросы обучающиеся осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль понимания и выполнения задания, корректируют свои ответы в соответствии с планом урока и заданиями учителя. | Принимают и осуществляют учебную задачу, планируют свои действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результатам выступлений. |
4-й этап. Подведение итогов работы |
Оценивает результаты обсуждения проблемы, подводит итоги урока чтением стихотворенияЛ.Чарской "Не рви цветов, не надо". Проводит рефлексию деятельности учащихся. Предлагает записать домашнее задание. | Оценивают свою работу в листах самооценки. Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание. | Осуществляют самооценку своих действий и уровня знаний в листах самооценки, оценивают деятельность других групп по критериям. | Используют речевые формулы для рефлексии своих действий. | Самостоятельно выбирают определение для оценки урока, обсуждают оценку деятельности других групп по критериям. | Проводят самооценку, рефлексию своей работы в ходе урока, работы других групп. | Формируют положительную самооценку, уважительное отношение к мнению других участников урока. |
1. | Прочитайте загадки. О каком цветке идёт речь? Выпишите слова, которые помогли вам это понять |
2. | Прочитайте биологический комментарий. Запишите новую для вас информацию |
3. | Познакомьтесь с легендами и притчами. Выпишите изобразительно-выразительные средства языка(эпитеты, метафоры, сравнения), которые помогают более полно дать характеристику цветка |
4. | Проиллюстрируйте словесно(частями речи) образ цветка из стихотворений |
5. | Внимательно рассмотрите фотографию .Опишите её при помощи прилагательных. |
6. | Составьте синонимические ряды к словам: 1гр.-белый; 2гр.-жёлтый;3гр.- синий; 4гр.- фиолотовый; 5гр.красный |
7. | Напишите сочинение-описание |
| Вопросы |
1. | Почему в описательном тексте преобладают качественные прилагательные? |
2. | Какова синтаксическая функция прилагательных? |
3. | Как сделать речь образной и красивой? |
| Проблемный вопрос. Прав ли А.Платонов, утверждая, что жизнь- самое главное на земле? |
Есть дома много роз...
И белый - белый дрок.