СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол. Повторение изученного материала в начальной школе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ип урока: урок общеметодической направленности.

 Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Глагол. Повторение изученного материала в начальной школе"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Русский язык

Тема урока: Глагол как часть речи.

Номер урока в тематическом планировании: 9

Класс: 5 а

Вид АООП (3.2)

Тип урока урок изучения новых знаний

Цель урока: углубление знаний обучающихся о глаголе, совершенствование умений определять части речи, их морфологические признаки.

Задачи урока и планируемые результаты:

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Коррекционно-развивающие

- формировать ответственное отношение к учению

- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


-воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

-развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать развитию фонематического слуха;

-формировать навыки грамотного письма;

(Р)-формировать умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-формировать умение обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов;

- формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов

- формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- развивать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

(П) - развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

(К) - формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

развивать умение критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его

- развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

повторить и систематизировать знания обучающихся по теме урока, научиться определять синтаксическую роль глагола в предложении и морфологические признаки.


-формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

- формировать умение правильно использовать дидактический материал при фонетическом разборе слов (при чтении и составлении рельефных схем);

- развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- развивать вербальные и невербальные средства общения;

- формировать социальный опыт.


Планируемые результаты


Личностные

Метапредметные

Предметные

Коррекционно-развивающие

 воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности на уроке, умения обобщать и делать выводы.




Регулятивные УУД:

- умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

- умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Умеют применять знания по теме урока на практике, научатся определять синтаксическую роль глагола в предложении и морфологические признаки.




- используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

умеют правильно использовать дидактический материал при чтении и составлении рельефных схем;

- совершенствуют навык работы со словарем;

- используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение и письмо текстов;

- развивают вербальные и невербальные средства общения;

- формируют социальный опыт.


Познавательные УУД: умение работать с учебником, со справочной литературой, постановка и решение проблемы; - умеют выявлять и называть явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

- умеют строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

- умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.



Методы и приёмы: исследовательская деятельность; работа в парах; работа с кластером.

Оборудование: компьютер.

Образовательные ресурсы (оборудование)

Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразо­вательных учреждений. – М.: Просвещение, 2022 , рабочие

тетради учащихся, прибор для письма по Брайлю, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Форма работы

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.


Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные:

самоопределение;

-самооценка готовности к уроку.


Фронтальная

2

Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: вставить подходящие по смыслу слова в предложения.

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.

Яблоня _____ ее своими ветвями.

Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).

К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? 

Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? 

Сформулируйте тему урока.


Вставляют подходящие по смыслу слова в предложения


Съела, сказала, заслонила, пролетели




Глагол


Обозначают действие

Глагол как часть речи.



Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи,

делать выводы.


Самостоятельная с проверкой по эталону

3

Актуализация знаний

Чтобы нам с вами вспомнить, что мы вы уже знаете о глаголе, сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по числам (верно)

4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

-Хорошо, мы немного освежили наши знания по теме глагол.

- Какую цель каждый из вас сегодня себе поставит на урок?

Обобщение цели





Обучающиеся показывают сигнальные карточки «Верно» «Неверно»







Анализируют свои знания по части речи «Глагол»


Ответы обучающихся

Познавательные: -осознавать

познавательную задачу;

применять ранее полученные знания; -анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

-формулировать тему и цель урока.


Фронтальная























4

«Открытие» новых знаний и причины затруднения

Чтобы нам с вами добиться поставленных целей, на протяжении урока мы будем заполнять кластер.

Первое что мы заполним это определение что такое глагол

Попробуйте самостоятельно записать определение, кто затрудняется можете открыть учебник стр. и посмотреть определение.

проверяем, что же вы написали.

Что мы ещё должны знать о глаголе?

- Конечно, теперь мы должны вспомнить морфологические признаки глагола и заполнить кластер.

- Чтобы вспомнить первый морфологический признак вам нужно выполнить задание «Третий лишний»

В каждой строке выбрать лишнее слово и определить почему оно является лишним.

Карточка №1

  1. Купаюсь, гуляют, рисую

  2. Плачет, пишут, загорают

  3. Кушаю, думаю, печатают

- проверяем, какие же слова оказались лишние и почему?


Сделаем вывод, какой первый морфологический признак мы можем записать.

- скажите, как вы думаете постоянный это признак или нет? Записываем в кластер первый морфологический признак.

Переходим к следующему морфологическому признаку.

Выполняем следующие задание в парах, чтобы определить признак

Карточка №2 Вставить глагол в подходящей форме.

Глагол : рисовать

  1. Я __________ мелом на доске.

  2. Вчера я ________ портрет мамы.

  3. Завтра я ______________

натюрморт.

- Определите какой признак здесь прослеживается

- какое может быть время у глагола? Как определить?

- Записываем в кластер

- Следующие задание перед вами таблица на слайде, но в ней не подписаны названия столбиков. Ваша задача догадаться как их можно назвать




Играла

Играл

Играло

Гуляла

Гулял

Гуляло

Рисовала

Рисовал

Рисовало

Думала

Думал

Думало

- Какой следующий признак мы с вами запишем? Заполняем кластер




Работают с кластером







Читают определение

Морфологические признаки







Выполняют задание на карточке








В первой строке слово – гуляют, т.к мн.ч и тд


Число



Нет













Выполняют задание





Время


С помощью вопроса



Определяют название столбиков

Называют следующий признак - род

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.


Фронтальная
















Индивидуальная



























Работа в парах





















Фронтальная


Физкультминутка

Сейчас мы с вами немножко разомнемся, я вам буду читать слова, если вы услышите глагол – приседаете, существительное – поднимаетесь на носочки, прилагательное – руки в стороны.

Слова: небо, думать, голубое, солнце, ветреный, цветок, растёт, цветёт, фиолетовый, пенал, залезает, красный, верить.

Выполняют физкультминутку





- Продолжим определять морфологические признаки глагола.

- Обратите, пожалуйста, внимание на кластер у вас есть подсказка по поводу 4 признака глагола. Даны цифры 1,2,3 с каким морфологическим признаком это может быть связанно?

- Конечно, лицо. Вспомним как определять лицо у глагола.

- Давайте вспомним, на доске слова – ваша задача определить лицо каждого глагола по цепочке.

Слова: Говорю, готовим, спешим, решишь, работаете, отдыхает, стоим, спешим, даю, закончим, читаем.

Заполняем кластер

- Переходим к следующему признаку.

- На доске даны окончания глагола, что их может связывать, о каком морфологическом признаке здесь идет речь

- Заполните, пожалуйста, кластер , запишите окончания глагола 1 и 2 спряжения.

- Выполните задание на определение спряжения на карточке

Карточка №3 Определите спряжение глаголов.

Ты пишешь, он сеет, смотрим, не греет, поднимаемся, вертится, не терпится, он не обидит.

- Мы с вами почти заполнили весь кластер, посмотрите, что осталось?

- Синтаксическая роль глагола, что это значит?

- Чтобы определить, чем может быть в предложении глагол, выполним синтаксический разбор предложений

1. На сухую землю упал ранний снег.

2. Зашумел в лесу золотой дождь.

- Каким членом предложения является глагол? Заполняем кластер

- Мы с вами определили все морфологические признаки, с которыми мы с вами знакомы с 4 класса.









Лицо


С помощью местоимений








Спряжение




Заполняют кластер









Выполняют задание и проверяют по эталону



Чем может является в предложении




Выполняют синтаксический разбор

Сказуемым


Фронтальная

5

Закрепление, обобщение материала.

Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках.)

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист.

Вопросы к тексту:

Найдите глаголы, которыми автор передаёт музыку, звуки весны, подчеркните их. (Глаголы: кричат, заливается, булькает)

В глаголах определите время глагола, лицо.





Самопроверка. Устное объяснение

Коммуникативные: -формулировать коммуникативное высказывание;

уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку.


Работа в парах

6

Контроль усвоения полученных знаний. Тест.

Вопрос 1

Глагол –это часть речи, которая обозначает:

А.Действие

Б. Признак

В.Предмет

Вопрос 2

Найдите глагол?

А. До свидания

Б. Впереди

В.Приход

Г.Был

Вопрос 3

Чем глагол обычно является в предложении?

А. Подлежащим

Б. Определением

В. Сказуемым

Г. Дополнением

Вопрос 4

Укажи глагол, в котором пишется ь?

А. Решает…ся вопрос

Б.колосит…ся пшеница

В. Колют…ся иголки

Г. Сложно познакомит…ся

Вопрос 5

Глаголы изменяются:

А. По падежам

Б. По временам

Вопрос 6

Суффикс –л- имеют глаголы

А. Настоящего времени

Б. Прошедшего времени

В. Будущего времени

Проверка на экране.


Выполняют тест

Ответы

  1. А

  2. Г

  3. В

  4. Г

  5. Б

  6. Б

Отметка «5» - 0 ошибок

Отметка «4»- 1-2 ошибки

Отметка «3» – 3-4 ошибки

Отметка «2» – 5 ошибок


Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);


Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять само- и взаимоконтроль


Самостоятельная

7

Итог урока. Рефлексия.

- Какие цели мы преследовали на уроке?

- Мы достигли их?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- мы с вами только начинаем тему глагол, все трудности, с которыми мы столкнулись обязательно преодолеем.

- Давайте запишем домашнее задание – выучить кластер, выполнить упр.

Отвечают на вопросы









Записывают домашнее задание

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.


Фронтальная