Задачи |
Воспитательные | Развивающие | Обучающие | Коррекционно-развивающие |
- формировать ответственное отношение к учению - формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности -воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу. | -развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать развитию фонематического слуха; -формировать навыки грамотного письма; (Р)-формировать умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -формировать умение обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов; - формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. различать результаты и способы действий при достижении результатов - формировать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - развивать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; (П) - развивать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (К) - формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение развивать умение критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его - развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | повторить и систематизировать знания обучающихся по теме урока, научиться определять синтаксическую роль глагола в предложении и морфологические признаки. | -формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля, - формировать умение правильно использовать дидактический материал при фонетическом разборе слов (при чтении и составлении рельефных схем); - развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе). - развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности; - развивать вербальные и невербальные средства общения; - формировать социальный опыт. |
Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные | Коррекционно-развивающие |
воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности на уроке, умения обобщать и делать выводы. | Регулятивные УУД: - умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; - умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности | Умеют применять знания по теме урока на практике, научатся определять синтаксическую роль глагола в предложении и морфологические признаки. | - используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля, умеют правильно использовать дидактический материал при чтении и составлении рельефных схем; - совершенствуют навык работы со словарем; - используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе). - умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение и письмо текстов; - развивают вербальные и невербальные средства общения; - формируют социальный опыт. |
Познавательные УУД: умение работать с учебником, со справочной литературой, постановка и решение проблемы; - умеют выявлять и называть явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; - умеют строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; - умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); |
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. - умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. |
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2022 , рабочие
тетради учащихся, прибор для письма по Брайлю, раздаточный материал.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (УУД) | Форма работы |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Личностные: - самоопределение; -самооценка готовности к уроку. | Фронтальная |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: вставить подходящие по смыслу слова в предложения. Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____. Яблоня _____ ее своими ветвями. Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»). К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? Сформулируйте тему урока. | Вставляют подходящие по смыслу слова в предложения Съела, сказала, заслонила, пролетели Глагол Обозначают действие Глагол как часть речи. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. | Самостоятельная с проверкой по эталону |
3 | Актуализация знаний | Чтобы нам с вами вспомнить, что мы вы уже знаете о глаголе, сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет. 1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно) 2.Глаголы изменяются по временам. (верно) 3.Глаголы изменяются по числам (верно) 4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно) 5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно) -Хорошо, мы немного освежили наши знания по теме глагол. - Какую цель каждый из вас сегодня себе поставит на урок? Обобщение цели | Обучающиеся показывают сигнальные карточки «Верно» «Неверно» Анализируют свои знания по части речи «Глагол» Ответы обучающихся | Познавательные: -осознавать познавательную задачу; применять ранее полученные знания; -анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: - высказывать предположения на основе наблюдений; -формулировать тему и цель урока. | Фронтальная |
4 | «Открытие» новых знаний и причины затруднения | Чтобы нам с вами добиться поставленных целей, на протяжении урока мы будем заполнять кластер. Первое что мы заполним это определение что такое глагол Попробуйте самостоятельно записать определение, кто затрудняется можете открыть учебник стр. и посмотреть определение. проверяем, что же вы написали. Что мы ещё должны знать о глаголе? - Конечно, теперь мы должны вспомнить морфологические признаки глагола и заполнить кластер. - Чтобы вспомнить первый морфологический признак вам нужно выполнить задание «Третий лишний» В каждой строке выбрать лишнее слово и определить почему оно является лишним. Карточка №1 Купаюсь, гуляют, рисую Плачет, пишут, загорают Кушаю, думаю, печатают - проверяем, какие же слова оказались лишние и почему? Сделаем вывод, какой первый морфологический признак мы можем записать. - скажите, как вы думаете постоянный это признак или нет? Записываем в кластер первый морфологический признак. Переходим к следующему морфологическому признаку. Выполняем следующие задание в парах, чтобы определить признак Карточка №2 Вставить глагол в подходящей форме. Глагол : рисовать Я __________ мелом на доске. Вчера я ________ портрет мамы. Завтра я ______________ натюрморт. - Определите какой признак здесь прослеживается - какое может быть время у глагола? Как определить? - Записываем в кластер - Следующие задание перед вами таблица на слайде, но в ней не подписаны названия столбиков. Ваша задача догадаться как их можно назвать | | | Играла | Играл | Играло | Гуляла | Гулял | Гуляло | Рисовала | Рисовал | Рисовало | Думала | Думал | Думало | - Какой следующий признак мы с вами запишем? Заполняем кластер | Работают с кластером Читают определение Морфологические признаки Выполняют задание на карточке В первой строке слово – гуляют, т.к мн.ч и тд Число Нет Выполняют задание Время С помощью вопроса Определяют название столбиков Называют следующий признак - род | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); обосновывать свое мнение. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Фронтальная Индивидуальная Работа в парах Фронтальная |
| Физкультминутка | Сейчас мы с вами немножко разомнемся, я вам буду читать слова, если вы услышите глагол – приседаете, существительное – поднимаетесь на носочки, прилагательное – руки в стороны. Слова: небо, думать, голубое, солнце, ветреный, цветок, растёт, цветёт, фиолетовый, пенал, залезает, красный, верить. | Выполняют физкультминутку | | |
| | - Продолжим определять морфологические признаки глагола. - Обратите, пожалуйста, внимание на кластер у вас есть подсказка по поводу 4 признака глагола. Даны цифры 1,2,3 с каким морфологическим признаком это может быть связанно? - Конечно, лицо. Вспомним как определять лицо у глагола. - Давайте вспомним, на доске слова – ваша задача определить лицо каждого глагола по цепочке. Слова: Говорю, готовим, спешим, решишь, работаете, отдыхает, стоим, спешим, даю, закончим, читаем. Заполняем кластер - Переходим к следующему признаку. - На доске даны окончания глагола, что их может связывать, о каком морфологическом признаке здесь идет речь - Заполните, пожалуйста, кластер , запишите окончания глагола 1 и 2 спряжения. - Выполните задание на определение спряжения на карточке Карточка №3 Определите спряжение глаголов. Ты пишешь, он сеет, смотрим, не греет, поднимаемся, вертится, не терпится, он не обидит. - Мы с вами почти заполнили весь кластер, посмотрите, что осталось? - Синтаксическая роль глагола, что это значит? - Чтобы определить, чем может быть в предложении глагол, выполним синтаксический разбор предложений 1. На сухую землю упал ранний снег. 2. Зашумел в лесу золотой дождь. - Каким членом предложения является глагол? Заполняем кластер - Мы с вами определили все морфологические признаки, с которыми мы с вами знакомы с 4 класса. | Лицо С помощью местоимений Спряжение Заполняют кластер Выполняют задание и проверяют по эталону Чем может является в предложении Выполняют синтаксический разбор Сказуемым | | Фронтальная |
5 | Закрепление, обобщение материала. | Работа с текстом. (Текст с вопросами раздается на карточках.) Прочитайте текст и выполните задания к нему. Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной прогалиной трепещет, заливается жаворонок.В светлых березняках-теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течёт, булькает вода. Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний лист. Вопросы к тексту: Найдите глаголы, которыми автор передаёт музыку, звуки весны, подчеркните их. (Глаголы: кричат, заливается, булькает) В глаголах определите время глагола, лицо. | Самопроверка. Устное объяснение | Коммуникативные: -формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. | Работа в парах |
6 | Контроль усвоения полученных знаний. Тест. | Вопрос 1 Глагол –это часть речи, которая обозначает: А.Действие Б. Признак В.Предмет Вопрос 2 Найдите глагол? А. До свидания Б. Впереди В.Приход Г.Был Вопрос 3 Чем глагол обычно является в предложении? А. Подлежащим Б. Определением В. Сказуемым Г. Дополнением Вопрос 4 Укажи глагол, в котором пишется ь? А. Решает…ся вопрос Б.колосит…ся пшеница В. Колют…ся иголки Г. Сложно познакомит…ся Вопрос 5 Глаголы изменяются: А. По падежам Б. По временам Вопрос 6 Суффикс –л- имеют глаголы А. Настоящего времени Б. Прошедшего времени В. Будущего времени Проверка на экране. | Выполняют тест Ответы А Г В Г Б Б Отметка «5» - 0 ошибок Отметка «4»- 1-2 ошибки Отметка «3» – 3-4 ошибки Отметка «2» – 5 ошибок | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять само- и взаимоконтроль | Самостоятельная |
7 | Итог урока. Рефлексия. | - Какие цели мы преследовали на уроке? - Мы достигли их? - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - мы с вами только начинаем тему глагол, все трудности, с которыми мы столкнулись обязательно преодолеем. - Давайте запишем домашнее задание – выучить кластер, выполнить упр. | Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. | Фронтальная |