Этап урока | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, К, Р) | Личностные |
Мотивация к коррекционной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Приём «Объясни пословицу» | Приветствует учащихся. Организует проверку готовности к учебной деятельности. – Проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал и листочки для словарной работы. Демонстрирует высказывание на слайде. «Язык есть вековой труд целого поколения», - В. И. Даль. – Кто хочет прочитать высказывание Владимира Ивановича Даля? – Как вы понимаете её смысл? Организует самоопределение учащихся к предстоящей учебной деятельности через побуждающий вопрос. – К чему нужно стремиться на уроках русского языка? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Один учащийся читает пословицу. Высказывают свои предположения о её значении. Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. – Мы должны грамотно выражать свои мысли, рассуждать. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Словесный (беседа) Практический (минутка чистописания) Наглядный (показ) Словесный (беседа) | Проводит инструктаж по выполнению минутки чистописания. – Открывайте тетрадь. Записывайте число, «Классная работа». – Проведём минутку чистописания. ол ам Организует словарный диктант. – Сейчас напишем словарный диктант. Не забываем, что мы подчеркиваем орфограммы и ставим ударение. Мебель, коллега, Родина, извините, подлежащее, товарищ, суббота, Кремль, до свидания, обезьяна, метель, лопата, компьютер. Организует разминку «Пинг-понг» фронтально. 1. Что такое текст-повествование? 2. В каком тексте мы можем узнать, что произошло? 3. Какой текст помогает представить предмет или место? 4. Как называется текст, в котором объясняют, почему что-то произошло? 5. Какой текст отвечает на вопрос "Какой?" 6. Что мы узнаем из текста-рассуждения? 7. Какой текст отвечает на вопрос "Что произошло?" | Открывают тетрадь. Записывают число, «Классная работа». Выполняют минутку чистописания. Выполняют словарный диктант на листочках. Это тип текста, в котором автор рассказывает о событиях и действиях. Текст-повествование. Текст-описание. Текст-рассуждение. Текст-описание. Можно узнать о причинах действий, событий, решений и т.д. Текст-повествование. | | Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. К: соблюдать правила ведения диалога. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Локализация индивидуальных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы урока. – Как будет звучать тема урока? Демонстрирует тему урока на слайде. Организует деятельность по постановке цели урока. – Какая будет цель урока? Демонстрирует цель урока на слайде. | Формулируют тему урока. – Тема урока: «Типы текста: повествование, описание, рассуждение». Воспринимают информацию. С помощью педагога формулируют цель. – Цель урока: продолжить изучение типов текста: повествование, описание, рассуждение. Воспринимают информацию. | | П: с помощью педагога формулировать цель. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. – Чтобы достичь этой цели, какой план действий нам нужно выстроить? | Выстраивают последовательность выбранных действий. План урока: Научиться различать типы текста (описание, повествование, рассуждение) по их признакам. Определять тип текста в предложенных примерах и обосновывать свой выбор. Научиться находить и исправлять ошибки в текстах с нарушенной структурой. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Проводит инструктаж по выполнению упражнения. – Откройте учебник на странице 114. Найдите упражнение 193. – Кто хочет прочитать задания к нему? Прочитайте. Объясните, какой из текстов является повествованием? описанием? рассуждением? 1. Что за чудесный вид у синички! Приглядитесь к ней получше – какая она красивая: на головке чёрная шапочка, щёчки белые, грудка жёлтая с длинным чёрным галстучком, а спина и крылья зеленоватые. 2. И вдруг птичка будто проснулась. Она открыла глазки, встрепену́лась, вскочила на ножки и громко запела. Потом она начала отря́хиваться, поправлять пёрышки. 3. Почему синица-лазо́ревка получила такое название? Слово лазо́ревый означает «светло-синий», «голубой». В оперении птицы есть голубой цвет, поэтому её и назвали лазоревкой. По Г. Скребицкому Спишите любой текст. Проверьте себя. Представьте, что вы создаёте мультфильм. Содержание какого текста можно передать в одном кадре? Что вы изобразите в нём? Определите тип этого текста. Содержание какого текста следует передать в нескольких кадрах? Какие это будут кадры? Определите тип этого текста. Какой текст нельзя передать в кадрах? Почему? О чём в нём говорится? – Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам? – Начнём выполнение упражнения с устных заданий. – Что ещё нужно сделать в этом упражнении? – Сделайте вывод. | Воспринимают информацию. Один учащийся читает все задания. Второй учащийся перечисляет, что нужно сделать в упражнении по шагам. Выполняют устные задания. – Списать любой текст. Делают вывод. | Распознавать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию. | К: воспринимать суждения. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; делать вывод. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Даёт инструкцию к игре «Охота за ошибками». – Работу выполняем в парах на карточках. Вы должны будете прочитать текст и определить, какой это тип текста и доказать. Но перед этим вспомним правила работы в парах. Текст 1. Утром Алёша проснулся по будильнику. Он быстро умылся и оделся. Потом съел вкусный завтрак. Мама дала ему портфель, и мальчик побежал в школу. По дороге он встретил друга Ваню. Текст 2. У меня есть любимая игрушка — плюшевый мишка. Он коричневый и мягкий. У мишки блестящие глазки-пуговки и маленький носик. На шее у него бантик из ленточки. Я всегда обнимаю его перед сном. Текст 3. Почему нужно есть овощи? Они очень полезные для здоровья. В овощах много витаминов. Без них люди чаще болеют. Вот почему я стараюсь кушать морковку и огурцы. Текст 4. Сегодня я видел красивого щенка. Он был белый с чёрными пятнышками. Вдруг щенок залаял и побежал за палкой. Почему собаки любят играть? Потому что они весёлые и активные. Как исправить, чтобы текст стал повествованием, описанием или рассуждением? – Сделайте вывод. | Воспринимают информацию. Рассказывают правила работы в парах. Повествование. Есть последовательность действий (проснулся, умылся, побежал). Отвечает на вопрос "Что произошло?". Описание. Много признаков (коричневый, мягкий, блестящие). Отвечает на вопрос "Какой?". Рассуждение. Есть вопрос ("Почему?"), объяснение и вывод. Отвечает на вопрос "Почему так?". Смешаны описание ("белый с пятнышками"), повествование ("побежал за палкой") и рассуждение ("Почему?"). Оставить только один тип, например: «Сегодня я видел щенка. Он залаял, увидел палку и побежал за ней. Потом он принёс её обратно. Я погладил щенка. Он был очень доволен.» (повествование). Делают вывод. «Повествование — это цепочка событий», «Описание — это „фотография“ словами», «Рассуждение — вопрос + ответ». | Распознавать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию. Распознавать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию. Находить и исправлять ошибки в текстах с нарушенной структурой. | П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; делать вывод. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (самостоятельная работа) Наглядный (демонстрация) | Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы. – Перед вами карточки. Вам необходимо самостоятельно выполнить все задания по карточке. Организует взаимопроверку по слайду-эталону. | Слушают учителя. Выполняют задания самостоятельной работы. Осуществляют взаимопроверку по слайду-эталону. | Распознавать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Задаёт обобщающие вопросы. – Какую тему повторили? – Что такое "текст - рассуждение"? – Что такое "текст - повествование"? – Что такое "текст - описание"? – Чем эти тексты отличаются? – Где могут пригодиться знания, полученные сегодня? | Дают ответы на обобщающие вопросы. – Тема: «Типы текста: повествование, описание, рассуждение». – Этот текст объясняет, почему что-то происходит. – В этом тексте есть начало, развитие и конец события. – Этот текст отвечает на вопрос "какой? Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. | | К: соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Приём «Светофор». | Организует самооценку деятельности учащихся на урочном занятии. – Достигли ли вы цели урока? – Все ли пункты плана выполнили? – Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей. «Я хорошо понял(а) тему» (зелёный). «Мне нужно ещё потренироваться» (жёлтый). «Я запутался(ась)» (красный). Организует запись домашнего задания. – Откройте дневники и запишите домашнее задание. Найти и выписать по одному примеру каждого типа текста (из книги, журнала или придумать самому). | Устанавливают причины успеха/неудач в учебной деятельности. Определяют, достигли ли цель урока. Проверяют, все ли пункты планы выполнены. Осуществляют запись домашнего задания. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |