Тема: «Что такое семья?»
Класс: 2
Цель урока: развитие интереса к изучению роли семьи в жизни человека.
Задачи урока:
образовательная: раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «поколение», обратить внимание на характерные особенности семьи; формировать умение рационально использовать время.
развивающая: развивать умение работать в группах, умение принимать решения, помогать друг другу; активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
воспитательная: воспитывать уважительное отношение ко всем старшим в семье, родственникам.
Создать условия для формирования УУД:
личностные - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; понимание важности здорового образа жизни;
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, послушав стихотворение
Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась …… Я, Я, Я, Я, Я, Я, Я (семья)
Учитель: Кто догадался? Какая тема сегодняшнего урока? О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (вопросы на доске):
Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
3. Решение учебной задачи.
Учитель: А что такое в вашем понимании семья?
Работа 1 и 2 групп.
У
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
читель: Найдите информацию в словаре
Ожегова С.И.: ребята 3 группы
У
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
читель: Найдите информацию в словаре Ушакова Д.Н.: ребята 4 группы
Учитель: Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему? Докажите.
Учитель: А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
Ученик (индивидуальное задание): До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.
Мы оформили выставку рисунков и фотографий «Моя Семья».
У
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира.
У каждого свой кошелек.
Каждый член семьи отдыхает отдельно.
У каждого члена семьи своё хозяйство.
читель: А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов именно вашей семьи? Для этого я вам предлагаю поработать в парах, выполнить следующее задание (на листах): прочитайте предложения, найдите смысловые ошибки, попробуйте исправить их, чтобы главная мысль была признаком хорошей дружной семьи?
Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
Учитель: Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?
Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений. Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
Учитель: Как в старину называли членов семьи? Найдите информацию об этом в учебниках 1 и 3 группы. Обсудить или найти информацию в учебнике как называют людей разного возраста – задание для 2 и 4 групп.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Задания по выбору.
Тренажер - одна группа,
задание на карточке – другая группа,
кроссворд – ещё группа,
тест – ещё группа.
Заполни пропуски.
1.В семье любят и _________________ друг друга.
2.Хранительница семейного очага – ________________ .
3.Наследник рода – _______________ .
4. Члены семьи вместе ________________________ .
5.Дитя родителей, но не сын – __________________ .
6.Отец мамы – ________________ .
7.Бабушка – это мама мамы или _________________ .
8.Мама папы – _________________ .
9.Поколение – это люди примерно одного _______________ .
10.Внучка – это дочка сына или _______________ .
.
Тест.
1. Впиши слово, которое пропущено.
Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия
Бабушка, мама, _________. Это ____________ линия.
2. Соедини стрелками:
Семья Живущие в одно время люди одного возраста.
Друзья Группа живущих вместе родственников.
Поколение Сверстники, с которыми ты советуешься,
доверяешь свои тайны, делишься
своей радостью или горем.
Приложение № 1
Ф.И.О |
Заполни пропуски | Проверь по эталону + - |
1.В семье любят и _________________ друг друга. 2.Хранительница семейного очага – ________________ . 3.Наследник рода – _______________ . 4. Члены семьи вместе ________________________ . 5.Дитя родителей, но не сын – __________________ . 6.Отец мамы – ________________ . 7.Бабушка – это мама мамы или _________________ . 8.Мама папы – _________________ . 9.Поколение – это люди примерно одного _______________ . 10.Внучка – это дочка сына или _______________ . | |
Дай словесную оценку результата своей работы | |
Ф.И.О |
Заполни пропуски | Слова | Проверь по эталону + - |
1.В семье любят и _________________ друг друга. 2.Хранительница семейного очага – ______________ . 3.Наследник рода – _______________ . 4. Члены семьи вместе ________________________ . 5.Дитя родителей, но не сын – __________________ . 6.Отец мамы – ________________ . 7.Бабушка – это мама мамы или _________________ . 8.Поколение – это люди примерно одного _______________ . 9.Внучка – это дочка сына или _______________ . | уважают жена сын отдыхают (проводят свободное время) дочь дедушка папы возраста дочери | |
Дай словесную оценку результата своей работы | | |
Приложение № 2
Ф.И.О. |
Выполни тест | Проверь по эталону + - |
1. Впиши слово, которое пропущено. Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия Бабушка, мама, _________. Это ____________ линия. 2. Соедини стрелками: Семья Живущие в одно время люди одного возраста. Друзья Группа живущих вместе родственников. Поколение Сверстники, с которыми ты советуешься, доверяешь свои тайны, делишься своей радостью или горем. | |
Дай словесную оценку результата своей работы | |
Ф.И.О. |
Выполни тест | Слова | Проверь по эталону + - |
1. Впиши слово, которое пропущено. Сын, _________, __________, прадед. Мужская линия Бабушка, мама, _________. Это ____________ линия. 2. Соедини стрелками: Семья Живущие в одно время люди одного возраста. Друзья Группа живущих вместе родственников. Поколение Сверстники, с которыми ты советуешься, доверяешь свои тайны, делишься своей радостью или горем. | отец, дед дочь, женская поколение семья друзья | |
Дай словесную оценку результата своей работы | | |
Приложение № 3
Ф.И.О. |
Разгадай кроссворд | Проверь по эталону + - |
По горизонтали: 1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? 2. Отец папы. 3. Мама – жена, а папа – … 4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? 5. Брат папы. 1 2 3 4 5 | |
Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? Можешь ли ты написать его значение? Напиши. Какие слова, относящиеся к этой теме, ты бы тоже включил в кроссворд? | | |
Дай словесную оценку результата своей работы | |
Разгадай кроссворд | Слова | Проверь по эталону + - |
По горизонтали: 1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? 2. Отец папы. 3. Мама – жена, а папа – … 4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? 5. Брат папы. с ё т с р ы д е д у а ш к ж у м т ь я а р б д д я я | сёстры дедушка муж братья дядя | |
Посмотри, какое слово получилось по вертикали? Можешь ли ты написать его значение? Напиши. Какие слова, относящиеся к этой теме, ты бы тоже включил в кроссворд? | СЕМЬЯ Коллектив (группа) близких родственников, живущих вместе. поколение уважение взаимопонимание доверие любовь забота домашнее хозяйство | |
Дай словесную оценку результата своей работы | |
Приложение № 4
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира.
У каждого свой кошелек.
Каждый член семьи отдыхает отдельно.
У каждого члена семьи своё хозяйство.