СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс Описание животного.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс Описание животного.»

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Описание животного

Тема: Подготовка к сочинению-описанию. Описание животного.

Тип урока: Урок развития речи.

Технология обучения: Проектное обучение, интегрированное обучение, информационно-коммуникационные технологии

Цель урока: Повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у обучающихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи.

Задачи:

- познакомить учащихся с особенностями композиции сочинения-описания;

- расширить лексикон описательными языковыми средствами;

- воспитывать любовь к животным и ответственность за них.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «описание», особенности описания в научном и разговорном стиле; уметьразличать описание животного в научном и разговорном стиле, редактировать текст (сочинение-описание) обучающегося; описывать животное в разговорном стиле как устно, так и письменно.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Автор УМК: Т.А.Ладыженская.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Технологии: проектное обучение, интегрированное обучение, информационно-коммуникационные технологии.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем; дидактический материал.

Основные понятия: стиль речи, тип речи повествование, описание, рассуждение, художественное описание животного; тема текста, идея текста; изобразительно-выразительные средства.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, у вас есть домашние животные?

- Подберите как можно больше слов для описания животных, которые вы сейчас увидите на экране.

https://www.youtube.com/watch?v=D406lgoxLxY


- С помощью каких частей речи вы описали животных?

-Какие части речи мы используем для того, чтобы описать предмет?

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Догадайтесь, о каких животных идет речь.

1). Крупное жвачное млекопитающее ряда парнокопытных. В отличие от других жвачных верблюд имеет трёхкамерный желудок. Имеет два пальца на ноге с широкой мягкой подошвой, приспособленной для хождения по песку, и копыта, похожие на ногти.

2). Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные серпообразные сине-черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами. 

- Чем эти описания отличаются друг от друга? Где мы можем найти первое описание? Второе?

- Что необходимо для того, чтобы описывать животное? (Наблюдать)

- Как построить текст-описание?

1. Представление объекта речи. Кто это или что это?

2. Наиболее характерные признаки объекта речи.

3. Оценка объекта речи.


Физкультминутка.


Угадывают по описанию животное. Определяют стили речи, аргументируют ответы.

Фронтальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации, выстраивают речевое высказывание.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Найдите части описания в тексте Е.Носова.

- Как автору удалось нарисовать запоминающийся образ?

- Выпишите из описания эпитет (пышный хвост), метафоры (огненное ожерелье, серпообразные перья, отливающей бронзой грудью), сравнение (будто на параде).

- Какую роль они выполняют в тексте? (С их помощью описание становится выразительным и красочным).

- Я думаю, у каждого из вас есть любимое животное. Составьте, пожалуйста, описания животных, не называя их. Задача каждой группы будет отгадать животное.

Работа в группах. Каждая группа составляет описание животного, зачитывает. Остальные группы должны отгадать, о каком животном идет речь.


Выделяют в тексте изобразительно-выразительные средства. Выстраивают алгоритм действий при написании сочинения-описания. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: формирование чувства прекрасного.

Познавательные: извлекают необходимую информацию, составляют алгоритм действий.

Регулятивные: планируют действия, самооценивают действия.

Коммуникативные: строят высказывания, комментируют действия по алгоритму.

5. Творческая практическая деятельность по реализации проекта.

- Теперь я предлагаю вам найти описание в текстах А.И.Куприна и В.Вересаева.

Упр.585, 586.


Слушают рассказ, анализируют тексты. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: формируют навыки анализа художественного текста.

Регулятивные: контролируют учебные действия, самооценка деятельности.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения, формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу.

- Составьте план, по которому можно описать собаку.

Составляют план написания сочинения, обсуждают, доказывают свою точку зрения, делают проверку по образцу, вносят поправки в свою работу.

Индивидуальная

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Познавательные: самостоятельно выполняют учебную задачу, строят план, сравнивая его с эталоном.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

7. Включение в систему знаний, повторение.

- Что такое текст-описание?

- На чем мы должны подробно остановиться, описывая животное?

Отвечают на вопросы.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

8. Домашнее задание.


- Ваша задача – описать собаку по составленному плану.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная





9. Рефлексия


- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Сможете ли вы сейчас самостоятельно написать сочинение?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная

Личностные: Формирование чувства прекрасного.

Познавательные: Умение подвести итог своей деятельности.

Регулятивные: оценивание достигнутого результата.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.