СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока (по смысловому чтению учащихся) «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия» 6-7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока (по смысловому чтению учащихся) «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия» 6-7 класс»


Технологическая карта урока (по смысловому чтению учащихся)

«Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия» 6-7 класс

Учитель МКОУ «Усть-Ницинская СОШ» Гасанова О.В.

Цели урока:

образовательная – ознакомить учащихся с различными способами расположения деталей бумажной выкройки на ткани; научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей; совершенствовать умения раскроя симметричных деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани;

развивающая – развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские и исполнительские умения;

воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности;

профориентационная – обобщить знания о сфере трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Методическое оснащение урока:

1.Материально-техническая база:

кабинет технологии; утюг, гладильная доска; сантиметровая лента, ножницы для ткани, булавки, иглы, угольник, линейки, мелок или мыло; ткань для раскроя изделия, образцы тканей.

2. Технические средства: компьютер; мультимедийный проектор; экран.

3. Дидактическое обеспечение: презентация; технологическая карта на изготовления раскроя ночной сорочки, учебники: ''Технология –6 кл.'' Кожина О.А.;

учебно-техническая документация: технологические карты; инструкционные карты;

объект труда: прямая юбка

материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания; тесты;


Методы обучения: объяснительно-наглядный, частично-поисковый: объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная; индивидуальная.


Тип урока: комбинированный.


Межпредметные связи: ИЗО, черчение; Технология 5 кл. - виды волокон, строение ткани.







Ход урока


Структура занятия:


  1. Организационный этап 2 мин.

  2.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. 5 мин.

Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения.

III. Постановка учебной задачи 5 мин.

IV. Организация деятельности.

А) Построение проекта выхода из затруднения 8 мин. Изучение нового материала.

Б) Закрепление знаний учащихся, самостоятельная работа 10 мин

В) Включение в систему знаний и повторение 8 мин.

VI Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2 мин)





I. Организационный момент: 2 мин

приветствие;

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка рабочей одежды и готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

Проверка выполнения учащимися домашнего задания:

1. Проверить требования подготовки выкройки, нормы прибавки припусков на швы.

2. Проверить правила техники безопасности при работе с острыми и режущими инструментами (расписаться в инструктаже)


II. Актуализация знаний учащихся: 5 мин.

Проверка знания материала прошлых занятий по карточкам-заданиям или устно (Приложение)

1? Задание на листочках: соотнести виды моделирования юбки с названием. (взаимоконтроль) (Слайд)

2? Какие конструктивные линии есть на выкройках (лекалах)? (2 слайд)

3? Какая величина припусков дается на швы? (2 слайд)




III. Постановка учебной задачи 5 мин

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке цели и задач урока.


Эти знания вам пригодятся для изучения нового раздела «Технология изготовления юбок»

Но прежде чем изготовить юбку или сшить, какие умения нам необходимы? (отвечают учащиеся: как правильно подготавливать ткань, знать ТБ с колющими и режущими инструментами, порядок раскладывания выкройки на ткани и т.д.)

Учитель: В связи с этим определите, какая цель стоит перед вами на уроке, чтобы научиться шить юбку?



Цели:

  • Подготавливать ткань к раскрою

  • Научиться экономно и технологически правильно раскладывать выкройки юбки на ткань и раскраивать изделие; (3 слайд)


Значит тема нашего урока как будет звучать…, записываем в тетрадь? «Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки юбки на ткани и раскрой изделия» (4 слайд)



IV. Организация деятельности.

А) Построение проекта выхода из затруднения 8 мин. Изучение нового материала .


Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией


1? Для чего перед раскроем следует внимательно рассмотреть ткань с лицевой и изнаночной сторон? (Чтобы выявить дефекты, выкройка выкладывается с изнаночной стороны, определить уточную и основную нить)

2? Какими способами можно предотвратить изменение размеров и формы готового изделия после стирки (ВТО- декатирование)


Объяснение учителя, как рассчитывается длина и ширина пояса юбки.

Длина равна: обхват талии плюс 4,5-5,5 см.

Ширина пояса равна: ширина пояса в готовом виде, х 2 + 2 см на швы притачивания.

Учитель рассказывает, в какой последовательности готовится ткань к раскрою.

Учитель:

Юбки могу быть различной длины (мини и макси), иметь конструктивные элементы (складки, кокетки) и отделку (вышивку, аппликацию). Технологическая последовательность изготовления юбки зависит от её конструкции. Для примера рассмотрим последовательность изготовления прямой юбки, так как она включает в себя все основные теологические операции, освоив которые можно будет сшить юбку любой конструкции. Слайд. (Примерная последовательность изготовления юбки) стр. 158 (списать дома). Сегодня наша задача выполнить первые три пункта. (5 слайд)


1 Перед раскроем изделия надо подготовить ткань к раскрою.


(6 слайд) Многие ткани обладают свойством усадки. Чтобы изделие в процессе носки не потеряло своей первоначальной формы и размера, ткань следует продекатировать.

Технология декатирования зависит от вида ткани, её волокнистого состава и включает в себя следующие операции: увлажнение ткани и высушивание. Декатированию подвергаются хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шёлковые и смесовые ткани. (показать образцы)



Например (показ образцов) :

Хлопчатобумажную ткань, бязь (Обр.№5) смачивают в теплой воде, отжимают, просушивают и отутюживают.

Шерстяные ткани (плательные обр.№ 39, трикотаж №38) обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, желательно льняной) в долевом направлении. При этом не следует долго водить утюгом, так как ткань может стать наиболее жесткой. Затем дают ткани остыть и просохнуть.


Односторонние шерстяные и креповые ткани увлажняют обычным сбрызгиванием или через распылитель. Завертывают в простынь и оставляют на несколько часов, после чего ткань проутюживают не очень горячим утюгом с изнанки по долевой нити.

Штапельные ткани и искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в слегка теплую подсоленную воду, подкрахмалить, осторожно отжать, не выкручивая, затем завернуть в простыню на 2-3 часа. Утюжат ткань с изнаночной стороны, не очень горячим утюгом.


Следует помнить, что некоторые ткани (шерсть, бархат, синтетические) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде чем декатировать ткань, надо проверить на кусочке, как она реагирует на увлажнение.

Специалиста по влажной – тепловой обработке различных изделий и деталей на предприятиях швейного производства при помощи специального гладильного оборудования (утюгов, прессов, отправителей, паровоздушных манекенов) называют гладильщик-утюжильщик.


Советы Мастера: утюг, критерии выбора утюга стр. 160 читают в слух учащиеся

Правила безопасной работы с утюгом запомнить. стр. 161


Закройщик – это мастер, занимающийся на предприятиях сферы услуг раскроем изделий из различных материалов для шитья одежды по индивидуальным заказам, а также осуществляющий ремонт одежды.


(7 слайд) (Показывает учитель, с последующим выполнением всех учащихся)

1. Подготовка ткани к раскрою.

  • Определить ткань по волокнистому составу (у меня костюмная)

  • Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки. (у меня продекатирована).

  • Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка ткани и его характер, для того чтобы все это учесть при раскладке выкроек. Проверить дефекты. (8,9,10 слайд)

  • Проутюжить ткань. (у меня проутюжена)

  • Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть. (Показываю, как)

  • Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника. (Показываю, как)



(15 слайд)

2. Раскладка деталей выкройки на ткани.

Ширина ткани - это расстояние от кромки до кромки ткани.

Способ раскладки выкройки зависит от соотношения размеров основных деталей выкройки, ширины ткани, характера рисунка. Для выполнения раскладки ткань складывают лицевой стороной внутрь по направлению нити основы. Детали раскладывают на изнаночной стороне.

При раскладке выкроек надо учитывать некоторые свойства ткани. Из жестких, упругих тканей выкраивать проще, чем из легких, сыпучих и скользящих. Особое внимание при раскладке обратите на ткани с односторонним направлением рисунка. Здесь надо следить, чтобы на всех деталях изделия рисунок был направлен в одну сторону.

В ворсовых тканях проверяют направление ворса и оттенка. При раскрое из вельвета и бархата детали выкроек раскладывают последовательно в направлении ворса снизу вверх.

При раскрое изделий из фланели или байки детали выкроек расположите в направлении ворса сверху вниз, тогда во время носки ворс не будет подниматься. На тканях в полоску и клетку детали выкроек расположите так, чтобы в местах соединения деталей (на швах) полоска или клетка совпадали по цвету, ширине и проходили точно по середине полочки и спинки.

По своему размеру клетки в тканях могут быть мелкими, средними и крупными. Кроме размера, они отличаются цветом, величиной квадратов, шириной и порядком чередования полос. Если в рисунке клетки ткани можно найти среднюю линию, которая делит клетку на две равные части во всех направлениях, такая клетчатая ткань называется симметричной.

При раскрое линию симметрии надо совместить со средней линией выкройки.

(16, 17,18 слайд)

Раскладку выкроек на ткани проводят двумя способами:

в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь;

в разворот- ткань развернута в ширину.


Разложить на ткани большие детали, начиная с полочки, отступив от среза на величину припуска на швы.

Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении. Если ткань с крупным рисунком, необходимо, чтобы правая и левая стороны были симметричны по рисунку


(19 слайд, показ на образце) Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной. Детали выкройки нельзя укладывать вплотную друг к другу. Между ними должно оставаться свободное расстояние для припусков на обработку.

Линии, по которым будет производиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мылом. Запомни! Выточки на выкройке вырезать можно, а при раскрое нет!


(23 слайд) 3. Раскрой.

Раскроить детали изделия по линиям припусков на швы.

К первой примерке вырезать только крупные основные детали.

Мелкие детали рекомендуется вырезать после внесенных уточнений.


Б) Закрепление знаний учащихся, самостоятельная работа 10 мин


Сделать раскладку на миллиметровой бумаге в м 1:4. Взаимоконтроль.

Выбрав рациональную раскладку выкроек, учащиеся приступают к практической работе.

Практическая работа ''Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой''.

Вводный инструктаж (расписаться):

Задание 1.

Изучить технологию подготовки ткани к раскрою.

Задание 2.

Подготовить ткань к раскрою.

Задание 3. (23 слайд)

Разложить детали выкройки на ткани.

Контроль.

Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

Правильно ли даны припуски?

Задание 4.

Произвести раскрой с разрешения учителя!

Контроль.

Все ли детали кроя в наличии?

Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

Равномерны ли припуски на швы?

Указано ли направление долевой нити ткани.

ознакомление с учебно-технической документацией.

предупреждение о возможных трудностях;

инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, булавками.



Самостоятельная работа учащихся по УТД.

1 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

2. Формирование новых умений:

проверка организованности начала работы учащихся;

проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;



Усвоение новых знаний.

Проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы рабочих мест учащихся:

Первый обход: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и заданий;

Второй обход: концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

Третий обход: проверить правильность ведения самоконтроля.

Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе. Произвести приемку и оценку работ.

Выдать дополнительные работы наиболее успевающим учащимся.


(26, 27 слайд)

В) Включение в систему знаний и повторение 8 мин.


1. Закрепление изученного материала.

а) задание на выбор правильных ответов

б) тест: «Укажите цифрами правильную последовательность

технологических операций при раскрое швейного изделия».

(в конце учащиеся обмениваются листочками, проверяют и ставят оценки)


2. Подвести итоги работы – сообщение о достижении целей урока!

Объективная оценка результатов индивидуального труда учащихся на уроке;

сообщить оценку качества работы каждого учащегося;

выставить оценки в журнал и дневники учащихся.

Отметить, кто из учащихся добился отличного качества работы.

Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учащихся.


(28 слайд) Домашнее задание: §24, 25 (ответить на вопросы письменно, схема стр.158 списать, раскладку деталей выкройки приклеить в тетрадь. Творческое задание стр. 170 (подготовить сообщение стр. 170 о современных методах раскроя ткани на производстве). Принести: крой, швейные иглы, портновские булавки, мелок или мыло, нитки в цвет ткани, повторить технологию обработки кроя копировальными стежками.


(29 слайд) VI Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2 мин)

Уборка рабочих мест.


Презентация


Список литературы:

Технология – 6 класс Кожина О.А.-2016 год

Технология – 7 класс Глозман Е.С., О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев, Е.Н. Кудакова- 2023 год

Технология обработки ткани –7 –9 кл. В.Н. Чернякова –1999 г.

Литература для внеклассного чтения учащихся

Ты и твоя профессия – М.А.Бендюков -2000 год