СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по технологии 7 класс тема " Натуральные волокна животного происхождения "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по технологии 7 класс тема " Натуральные волокна животного происхождения "»

Технология. 7 класс

Технологическая карта урока

Урок 8

Учитель: Шагиахметова Г.Г.

Предмет: Технология (девочки)

Класс: 7

Учебник (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. «Технологии ведения дома»

Тема урока: Натуральные волокна животного происхождения 

Цели деятельности педагога

Ознакомление с содержанием раздела «Создание изделий из текстильных материалов», банком творческих проектов, с видами и свойствами натуральных волокон животного происхождения и тканей из них; формирование умений подбирать материалы для изготовления проектного швейного изделия; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Тип урока

Изучение нового материала, комбинированный

Методы и формы обучения

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с учебником,

Основные понятия и термины

Поясная одежда; руно, шелк-сырец, шерстяные ткани, ткани из натурального шелка, смесовые ткани.

Образовательные ресурсы

Электронно-образовательные ресурсы и информационно – технологические материалы; учебник технологии.

Наглядно-демонстрационный материал

Модели – аналоги проектных швейных работ; мультимедийное сопровождение, образцы тканей из разных волокон, натуральной шерсти и шелка, коллекции: «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд».

Оборудование

Мультимедийное оборудование, дополнительный материал, карточки-задания, инструкционные карты.

Планируемые образовательные результаты

Общее представление о видах и свойствах тканей из натуральных волокон животного происхождения;

приобретение опыта проведения исследования;

умение распознавать сырьевой состав ткани.



Универсальные

Учебные Действия

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные


Понимание и определение понятия «шерсть», «шёлк», «золотое руно», «свойства шерсти шёлка»

Распознание шерстяной и шёлковой ткани

Понимание влияния толщины и прочности нитей в ткани на эксплуатационные свойства швейных изделий.

1 уровень — узнавание

Регулятивные


Планирование собственной деятельности.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные


Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

2 уровень — совместные действия обучающихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные


Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные


Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, дать оценку и организовать взаимопомощь в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Организационная структура урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

I.

Организационный момент 1-2 мин


Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Настроить обучающихся на учебную деятельность и на получение новых знаний;

создать условия для мотивации у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс

Приветствие;

проверка явки обучающихся;

проверка готовности обучающихся к уроку

настрой обучающихся на работу


Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

- Личностные

эмоциональный настрой на урок, самоорганизация

- Регулятивные

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Устные ответы

II.

Повторение пройденного материала 5 мин








Мотивация (самоопределение)

 к учебной деятельности.

1.Организовать актуализацию требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности («надо»)

2. Организовать деятельность по установке тематических рамок («могу»)

3. Создать условие для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

Учитель показывает девочкам лоскуты ткани.

 -Девочки, а что я вам сейчас показываю?

Вспомните, как называется наука о тканях?

Сегодня мы продолжаем изучение раздела

Материаловедение.

 Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон.


-На какие два больших класса делятся текстильные волокна?

Отгадайте загадку. По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан.

-Овца – это кто?

 -Волокно, какого происхождения можно получить от овцы?


Как вы думаете, о чем пойдет речь  сегодня на уроке? 

Обучающиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы.

Предполагаемые ответы:

Ткань, материал…

Натуральные и химические.

Овца.


Животное.


Животного происхождения.


О волокнах животного происхождения.


- Познавательные

активное слушание,

выдвижение предположений о теме урока


Коммуникативные

планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем, слушание собеседника


- Регулятивные

.способность прогнозировать деятельность на уроке

Устные ответы

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1.Целеполагание и постановка задач.

2. Систематизация имеющихся у обучающихся знаний.

3.Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

4. Мотивация к пробному учебному действию «надо» - «могу»- «хочу».

5.Организация самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

6.Фиксация индивидуальных затруднений в выполнении обучающимися пробного учебного действия.

 - Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока 

«Натуральные волокна животного происхождения Свойства шёлковых и шерстяных тканей»

Вспомним… (работа с учебником)

ОПРОС.

Повтор того, что пригодится для открытия новых знаний.

Учитель раздает образцы тканей шерсть, хлопок, лён и шёлк и предлагает обучающимся найти шерстяную ткань.

 ПРОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.

Поднимите выбранный вами лоскуток и покажите всему классу.

У кого нет результата?

Кто смог выполнить?

У кого возникли трудности?

Пытаются сформулировать тему урока.



Обучающиеся смотрят, думают, делают выводы и обосновывают ответы.






Пробное действие.

Чтобы понять, что я не знаю и найти способ решения проблемы

- Познавательные

извлечение необходимой информации из текстов


- Регулятивные

выполнение пробного учебного действия


Коммуникативные

учёт разных мнений, выражение  своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


-Л.осознание своих возможностей

Устные ответы, работа с учебником.

Выполнение задания

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление обучающимися места и причины затруднения.

1.Восстановить выполненные операции и зафиксировать место, где возникло затруднение.

2.Соотнести свои действия с используемым способом действия и выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднений, те конкретные знания, которых недостает для выполнения  поставленной задачи.

В каком месте возникли затруднения?

Почему?

Чего не хватает?

ЗАТРУДНЕНИЕ

Я не смог определить шерстяную ткань.

Я не знаю её качеств и свойств. 

Нет необходимых знаний по данной проблеме.

- Познавательные

анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний.


Коммуникативные

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Устные ответы

III.

Изучение нового материала 13-16 мин.


Реализация проекта.

Построение и фиксация нового знания.

1.Организовать реализацию проекта в соответствии с планом.

2.Организовать фиксацию нового с помощью инструкционных карт.

3. Организовать уточнение общего характера нового знания.

Объяснение нового материала.


-Ткани, изготовленные из натуральных волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды

-Чем же так хороши эти волокна, нам предстоит узнать на уроке.

Историческая справка о шерсти.

-Шерсть – волосяной покров животных.

Этот покров состоит из разных видов волокон  

Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно

-Чем же на самом деле является золотое руно?

- Золотое руно – это качественная шерсть овец.

-Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных


 - Назовите их


Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке

-Ее сортируют – перебирают по качеству,

треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений;

промывают – горячей водой с мылом содой,

сушат – в сушильных машинах.


-Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки.


Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены.

Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице.

ШЕРСТЯНЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 2 – 45 см. Толщина – различная. Чем толще волокно, тем прочнее ткань.

Цвет – белый, серый, рыжий черный.

Обладают высокой гигроскопичностью, теплозащитными свойствами.

Упругие, ткани малосминаемы.

Недостатки: пылеемкость, усадка.

После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера.

 - Стирают вручную при t 300 С, с моющими средствами, сушат в разложенном виде, утюжат при t 150 0-2000 С через проутюжильник.


 - Из шерстяных волокон изготавливают плательные, костюмные и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют костюмы, платья, пальто, куртки. В них тепло даже в самый сильный мороз.


 - Шерсть замечательна и тем, что годится в виде бесформенной массы – войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали.


Физ. минутка

Теперь поговорим о шелке. Его история полна тайн и.

опасностей.

Историческая справка.

Что же такое шелк и чем он так уникален?


 - Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда.  

Эта гусеница питается   только листьями тутового дерева и отсюда ее название.

 - Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии

 - Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам.

 - Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает от 600-900 м нити.

 - В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова.


Собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец.

 - Каковы свойства натурального шелка и тканей?


ШЕЛКОВЫЕ ВОЛОКНА ТКАНИ

Длина – 600-900м. Толщина – очень тонкие, как паутина, но очень прочные.

Цвет – белый, кремоватый.

Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.

Упругие, поэтому ткани малосминаемы.

Гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.

Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку.

После сгорания образуют черный комочек,

растирается пальцами, оставляет запах жженого пера.

Стирают вручную при t 30-400С, прополаскивают водой с уксусом, слегка отжимают. Утюжат при t150-1600С с изнаночной стороны.


Из шелковых волокон производят платьевые и блузочные ткани: крепдешин, шифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам, изделия из натурального шелка очень приятно носить в жаркую погоду


Сейчас, как правило, используют смесовые ткани, т. е. к шерстяным и шелковым волокнам добавляют синтетические волокна и тогда получают ткани с новыми свойствами, которые меньше дают усадку при носке, легче стираются и чистятся

Слушают учителя, рассматривают слайды, отвечают на вопросы






Выступление ученицы.











Называют животных

























Слушают учителя, рассматривают образцы тканей















Выступление ученицы.



Слушают учителя, рассматривают слайды



























Слушают учителя, рассматривают образцы тканей


- Личностные анализ, синтез, смыслообразование, обобщение.


- Познавательные

классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их  обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство.


Коммуникативные

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения.


-Предметные. давать определения новым понятиям

Наблюдение, сравнение

IV.

Физкультминутка 3-4 мин.

Проведение физических упражнений

Снятие психического и физического напряжения у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности, вызвать интерес к занятиям физическими упражнениями

Организует и проводит физкультминутку.


Участвуют в физкультминутке

- Личностные положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений.

V.

Творческая практическая деятельность 10 мин.


Первичное  закрепление, практическая работа с самопроверкой по эталону

Применение нового знания в типовых заданиях.

1.Целевые обходы для инструктирования обучающихся по выполнению задания, концентрации внимания обучающихся на наиболее эффективных приемах , оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания обучающихся;

2.Организовать освоение детьми  нового способа действия при решении  данного класса задач в   группах.

3.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

4.Организовать вербальное сопоставление  работы с эталоном для самопроверки

Практическая работа №1.

«Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»


Практическая работа №2.

«Изучение свойств натуральных шелковых и шерстяных тканей»


Сравнивают, проговаривают о своих затруднениях

Выполнение практической работы по группам Ответственный защищает перед  классом работу в группе.

- Познавательные

анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство.


Коммуникативные

формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра.


- Личностные осознание ответственности за общее дело.


- Регулятивные

умение составлять последовательность действий, осуществлять контроль за своей работой.

Выполнение задания

Включение в систему знаний и повторение.

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Чтобы закрепить, полученные знания, выполним тест


Выполняют тест

- Личностные нравственно-эстетическое  оценивание усеваемого  содержания.


- Познавательные

анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Выполнение задания

VI.

Итоги урока.

Рефлексия учебной деятельности 8 мин.

Организация проведения самооценки обучающимися работы на уроке


Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания.

1.организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения  требований, известных обучающимися.

2.организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке.

3.Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.


Подведём итог урока.

Что нового вы сегодня открыли для себя.

Пригодятся ли вам полученные знания?

С какими сложностями столкнулись на уроке.



Оцените свою работу.


Отвечают на вопросы учителя.

Мы узнали многое о шерстяных и шёлковых тканях

Я узнала…

Я научилась….

Мне пригодится это…

Проговаривают трудности, с которыми столкнулись.

- Познавательные

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.


- Личностные самооценка на основе  критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.


Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы.

VII.

Домашнее задание 2-3 мин.

Тренировка способности применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание. § 12. В р/т выполнить л/р №3. Собрать коллекцию шерстяных и шелковых тканей.

В тетрадь прикрепить образцы ткани , подписать их и привезти примера использования данной ткани.

Записывают домашнее задание.

- Личностные развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности 

Коммуникативные

завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Запись домашнего задания













Приложения.



1.Определите по таблице вид ткани каждого образца



Признаки


Хлопчатобумажная

Льняная

Шерстяная

Натуральный шёлк

Фактура поверхности


Шероховатая, матовая

Гладкая, блестящая

Шероховатая, матовая

Гладкая, блестящая

Мягкость


Мягкая

Жесткая

Средней жесткости

Мягкая

Извитость


Малоизвитые

Прямые

Извитые

Прямые

Вид обрыва нитей


Ватка


Кисточка из прямых волокон


Кисточка с расходящимися извитыми волоконцами

Связанная масса волокон

Горение


Серый пепел, запах горелой бумаги


Серый пепел, запах горелой бумаги

Черный шарик, запах жженого пера

Черный шарик, запах жженого пера















2. Тест

1.К натуральным волокнам относятся:

а) шерсть б) лен в) капрон г) хлопок д) шелк


2.Признаки шерстяной ткани:

а) мягкая б) шероховатая в) матовая г) блестящая д) жесткая


3.Физико-механические свойства тканей:

а) прочность б) осыпаемость нитей в) сминаемость г) драпируемость.


4.Гигиенические свойства тканей:


а) гигроскопичность б) пылеемкость в) усадка г) теплозащитность д) раздвижка нитей


5.Технологические свойства тканей:

а) усадка б) гигроскопичность в) сминаемость г) осыпаемость нитей д) раздвижка нитей.


6.Признаки шелковых тканей:

а) нерезкий блеск б) шероховатая поверхность в) мягкость г) гладкая поверхность д) малая сминаемость е) извитость нитей.


7.Глажение ткани из шерсти производят:

а) при t =150-200 б) при t =150-160 в) через влажный проутюжильник.


8.Сминаемость тканей зависит от:

а) упругости волокон б) крутки пряжи в) прочности волокон г) плотности ткани д) характера лицевой поверхности ткани.



9.Закончите предложения.

а) Шерсть и шелк относятся к волокнам ……..

б) Шерстяную ткань от шелковой на ощупь можно отличить по ………

в) К натуральным волокнам животного происхождения относятся волокна…….