Индустриальные технологии | Тема урока | Арифметические операции в позиционных системах счисления (урок 3 из темы 2 «Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации») | Класс | 7 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | – активизация познавательной деятельности; – актуализация полученных ранее знаний по разделу; – мотивация к изучению новой темы. | Сегодня мы с вами будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться. Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается. Повторение (разминка) (Слайд 2) Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. В какой системе счисления по вашему мнению записаны числа? Почему? Выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления. Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. | Когда, пыля десятком ног, она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. | И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. | Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение: Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали. | Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырехногий. | И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. | (Слайд 3) Ответьте на вопросы: Какие из чисел записаны с ошибкой и почему? 1577, 12002, 1348, 19548, 1А,6716 Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10, 21, 201, 1201 Какой цифрой заканчивается четное двоичное число? 4. Какой цифрой заканчивается нечетное двоичное число? |
Формируемые УУД | Познавательные (общеучебные – работа с информацией) Коммуникативные (учебное сотрудничество, умение слышать и слушать, построение речевых высказываний) |
Длительность этапа | 5-7 мин |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Коммуникативная |
Методы обучения | Дискуссия |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Многофункциональный мультимедийный комплекс ММК Портал |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная |
Функции/роль учителя на данном этапе | Учитель-дирижёр |
Основные виды деятельности учителя | Проверяет готовность обучающихся к уроку; выдвигает проблему; создаёт эмоциональный настрой; побуждает к высказыванию своего мнения |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | – формирование навыка выполнять арифметические операции в недесятичных системах счисления; – расширение знаний о системах счисления. | Объяснение нового материала 1 Скажите, пожалуйста, а какие действия можно выполнять с числами? (обучающиеся называют: «сложение», «вычитание», «умножение», «деление») Как можно назвать все эти действия? (арифметические операции). Вот мы и определили название новой темы (арифметические операции в позиционных системах счисления) (слайд 4). Тема записывается в тетрадь. Правила выполнения основных арифметических операций в любой позиционной системе счисления подчиняются тем же законам, что и в десятичной системе. Начнем со сложения и вычитания в десятичной системе счисления. (слайд 5) При сложении цифры суммируются по … (разрядам), и если при этом возникает переполнение разряда, то …. (производится перенос в старший разряд.) Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления. Примеры выполняются в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды 6 - 8) При вычитании из меньшей цифры большей ….(в старшем разряде занимается единица) которая при переходе в младший разряд будет равна основанию системы счисления (слайд 9) Примеры выполняются в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды 10 - 12) При умножении многозначных чисел в различных позиционных системах применяется алгоритм перемножения чисел в столбик, с учетом основания системы счисления. (слайд 13) Деление в любой позиционной системе производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе, то есть сводится к операциям умножения и вычитания. (слайды 14, 15 - деление и усножение даётся только в ознакомительном варианте) Арифметические операции в перечисленных системах можно выполнять, используя программу Калькулятор (слайд16) |
Формируемые УУД | Познавательные (логические), регулятивные (контроль – волевая саморегуляция), коммуникативные (учебное сотрудничество, умение слышать и слушать, построение речевых высказываний) |
Длительность этапа | 20-25 |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Познавательно-продуктивная, коммуникативная. |
Методы обучения | Объяснение, групповая дискуссия, частично-поисковый, метод иллюстрации. |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Интерактивный комплекс |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, Групповая. |
Функции/роль учителя на данном этапе | Учитель-дирижер, тьютор, консультант. |
Основные виды деятельности учителя | Формулирует проблему; озвучивает тему и цель урока; уточняет понимание учащимися поставленной цели; подводит обучающихся к выводу; побуждает к высказыванию своего мнения; создаёт эмоциональный настрой; обеспечивает мотивацию выполнения заданий. |
ЭТАП 3. Практикум |
Формируемые УУД | Регулятивные (контроль-волевая саморегуляция) | Перед тем, как мы приступим к практической части нашего урока выполним физкультпаузу: http://wikibit.me/video/abd1NWTWfEs Для того, чтобы вы могли применить полученные навыки и оценить степень овладения ими выполните тренировочное задание. Зайдите под своим паролем в ММК-Ученик, откройте переданное вам задание и после выполнения отправьте мне результат на проверку. |
Длительность этапа | 8-10 |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Учебно-познавательная, оценочная, коррекционная |
Методы обучения | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | ММК-портал, персональный компьютер ученика с выходом в Интернет | |
Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная |
Функции/роль учителя на данном этапе | Учитель - консультант |
Основные виды деятельности учителя | Уточняет понимание учащимися изученной темы; осуществляет индивидуальный и выборочный контроль; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся. |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | 2 мин. | Домашнее задание: записано в Дневник.ру Вот и подошел к завершению наш урок. Подведем его итоги (слайд 17). Прочтите начало фраз, выберите наиболее близкое вам высказывание и продолжите его (3-4 человека) Сегодня на уроке самым познавательным для меня было … Меня удивило, что … Полученные сегодня на уроке знания я могу применить … |
Формируемые УУД | Личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слышать и слушать); регулятивные (оценка своей деятельности) |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1. У обучающихся будут сформированы: – интерес к информатике и ИКТ; – стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам 2. Ученик получит возможность: - повышать свой образовательный уровень и продолжать обучение с использованием средств и методов информатики и ИКТ; – формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение; – совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности. | Обучающиеся научатся: – выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; –осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; – самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем. Обучающийся получит возможность научиться: – анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов; – извлекать необходимую информацию из полученных данных (выделять общее и особенное). | 1. Обучающиеся научатся – понимать и правильно использовать различные термины (арифметические операции, системы счисления и т. д.); – выполнять арифметические операции в различных системах счисления; 2. Обучающиеся получат возможность – расширить знания о системах счисления. |
Решаемые учебные проблемы | Сформировать представления об арифметических операциях в позиционных системах счисления |
Основные понятия, используемые на уроке | Позиционные системы счисления; Арифметические операции в позиционных системах счисления; Основание системы счисления; Разряд, базис |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийное оборудование, персональные компьютеры для обучающихся |
Методическое назначение средств ИКТ | Обучающее (демонстрация материалов при изучении темы), контролирующее (электронный тест) |
Аппаратное и программное обеспечение | Персональные компьютеры с выходом в Интернет с установленной ОС Windows, мультимедийный проектор, прикладная программа Microsoft PowerPoint |
Образовательные интернет-ресурсы | демонстрация к лекции (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/view/), интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/view/), домашнее задание: файл прикреплён в Дневник.ру |