СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока может быть использована при узучении темы "Недесятичная арифметика"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"»


  1. Технологическая карта (ФГОС)

Индустриальные технологии

Тема урока

Арифметические операции в позиционных системах счисления (урок 3 из темы 2 «Получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации»)

Класс

7

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

– активизация познавательной деятельности;

– актуализация полученных ранее знаний по разделу;

– мотивация к изучению новой темы.

Сегодня мы с вами будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться. Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается.

Повторение (разминка) (Слайд 2)

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. В какой системе счисления по вашему мнению записаны числа? Почему? Выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног, она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.


Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:

Ей было 12 лет,
Она в 5 класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

(Слайд 3) Ответьте на вопросы:

  1. Какие из чисел записаны с ошибкой и почему?

1577, 12002, 1348, 19548, 1А,6716

  1. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10, 21, 201, 1201

  2. Какой цифрой заканчивается четное двоичное число?
    4. Какой цифрой заканчивается нечетное двоичное число?

Формируемые УУД

Познавательные (общеучебные – работа с информацией)

Коммуникативные (учебное сотрудничество, умение слышать и слушать, построение речевых высказываний)


Длительность этапа


5-7 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата


Коммуникативная


  1. Методы обучения

Дискуссия

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Многофункциональный мультимедийный комплекс ММК Портал

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-дирижёр

Основные виды деятельности учителя

Проверяет готовность обучающихся к уроку;

выдвигает проблему;

создаёт эмоциональный настрой;

побуждает к высказыванию своего мнения

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

– формирование навыка выполнять арифметические операции в недесятичных системах счисления;

– расширение знаний о системах счисления.

Объяснение нового материала

1 Скажите, пожалуйста, а какие действия можно выполнять с числами? (обучающиеся называют: «сложение», «вычитание», «умножение», «деление») Как можно назвать все эти действия? (арифметические операции). Вот мы и определили название новой темы (арифметические операции в позиционных системах счисления) (слайд 4). Тема записывается в тетрадь.

Правила выполнения основных арифметических операций в любой позиционной системе счисления подчиняются тем же законам, что и в десятичной системе.

Начнем со сложения и вычитания в десятичной системе счисления. (слайд 5)



При сложении цифры суммируются по … (разрядам), и если при этом возникает переполнение разряда, то …. (производится перенос в старший разряд.) Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления.

Примеры выполняются в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды 6 - 8)

При вычитании из меньшей цифры большей ….(в старшем разряде занимается единица) которая при переходе в младший разряд будет равна основанию системы счисления (слайд 9)

Примеры выполняются в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды 10 - 12)

При умножении многозначных чисел в различных позиционных системах применяется алгоритм перемножения чисел в столбик, с учетом основания системы счисления. (слайд 13)

Деление в любой позиционной системе производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе, то есть сводится к операциям умножения и вычитания. (слайды 14, 15 - деление и усножение даётся только в ознакомительном варианте)

Арифметические операции в перечисленных системах можно выполнять, используя программу Калькулятор (слайд16)

Формируемые УУД

Познавательные (логические), регулятивные (контроль – волевая саморегуляция), коммуникативные (учебное сотрудничество, умение слышать и слушать, построение речевых высказываний)

Длительность этапа

20-25

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Познавательно-продуктивная,

коммуникативная.

Методы обучения

Объяснение,

групповая дискуссия,

частично-поисковый,

метод иллюстрации.


Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Интерактивный комплекс

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная,

Групповая.

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель-дирижер, тьютор, консультант.

Основные виды деятельности учителя

Формулирует проблему;

озвучивает тему и цель урока; уточняет понимание учащимися поставленной цели; подводит обучающихся к выводу; побуждает к высказыванию своего мнения; создаёт эмоциональный настрой;

обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

ЭТАП 3. Практикум

Формируемые УУД

Регулятивные (контроль-волевая саморегуляция)

Перед тем, как мы приступим к практической части нашего урока выполним физкультпаузу:

http://wikibit.me/video/abd1NWTWfEs

Для того, чтобы вы могли применить полученные навыки и оценить степень овладения ими выполните тренировочное задание. Зайдите под своим паролем в ММК-Ученик, откройте переданное вам задание и после выполнения отправьте мне результат на проверку.




Длительность этапа

8-10

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Учебно-познавательная,

оценочная,

коррекционная

Методы обучения


Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

ММК-портал, персональный компьютер ученика с выходом в Интернет


Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель - консультант

Основные виды деятельности учителя

Уточняет понимание учащимися изученной темы; осуществляет индивидуальный и выборочный контроль; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся.

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

2 мин.

Домашнее задание: записано в Дневник.ру

Вот и подошел к завершению наш урок. Подведем его итоги (слайд 17). Прочтите начало фраз, выберите наиболее близкое вам высказывание и продолжите его (3-4 человека)

  1. Сегодня на уроке самым познавательным для меня было …

  2. Меня удивило, что …

  3. Полученные сегодня на уроке знания я могу применить …

Формируемые УУД

Личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слышать и слушать); регулятивные (оценка своей деятельности)


Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. У обучающихся будут сформированы:

– интерес к информатике и ИКТ;

– стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам

2. Ученик получит возможность:

- повышать свой образовательный уровень и продолжать обучение с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

– формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение;

– совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности.

  1. Обучающиеся научатся:

– выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

–осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем.

  1. Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов;

– извлекать необходимую информацию из полученных данных (выделять общее и особенное).

1. Обучающиеся научатся

– понимать и правильно использовать различные термины (арифметические операции, системы счисления и т. д.);

– выполнять арифметические операции в различных системах счисления;

2. Обучающиеся получат возможность

– расширить знания о системах счисления.


Решаемые учебные проблемы

Сформировать представления об арифметических операциях в позиционных системах счисления

Основные понятия, используемые на уроке

  • Позиционные системы счисления;

  • Арифметические операции в позиционных системах счисления;

  • Основание системы счисления;

  • Разряд, базис

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийное оборудование, персональные компьютеры для обучающихся

Методическое назначение средств ИКТ

Обучающее (демонстрация материалов при изучении темы), контролирующее (электронный тест)

Аппаратное и программное обеспечение

Персональные компьютеры с выходом в Интернет с установленной ОС Windows, мультимедийный проектор, прикладная программа Microsoft PowerPoint

Образовательные интернет-ресурсы

        1. демонстрация к лекции (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58ada0e5-fc12-42b1-9978-7a583b483569/view/),

        2. интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/view/),

        3. домашнее задание: файл прикреплён в Дневник.ру