Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Деятельность учителя на стадии мотивации учебной деятельности: формулирует тему и цели урока, организацию класса, проверку домашнего задания, подготовку материала для работы с целью анализа высказываний и самостоятельной постановки задач и темы урока. |
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Создание проблемной ситуации, вводная беседа; вопросы индивидуального опроса: 1. На экране вы видите два человека, которые нарисовали свои интересы и увлечения. -Чем различается и чем схож внутренний мир этих людей? -Какими вы представляете этих людей? -Можно ли определить их возраст и пол? 2.Если бы рисунки принадлежали взрослому человеку, что могло быть на них изображено? 3. На данных картинках отражены потребности человека. - Что такое потребность? -Какие потребности у вас на данный момент? |
|
Этап 1.3. Целеполагание |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока: Подумаем, каковы будут цели нашего урока? Что такое деятельность? Какую роль она играет в жизни человека? (Установление причинно-следственных связей). |
|
Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы и новых источников информации: Работа с текстом учебника и иллюстрациями, беседа. Анализируя высказывания , определяют их смысл: Аристотель: Назначение человека –в разумной деятельности. Пифагор: Просыпаясь утром, спроси себя «Что я должен сделать?»; засыпая спроси себя «Что я сделал?» Гегель. Что человек делает, таков он и есть. Д Локк: Действия людей- лучшие переводчики их мыслей. Гете: Хотеть недостаточно, надо действовать. Рассказ учителя. Выступления учеников с подготовленными тематическими докладами. |
|
Этап 2. Проверка первичного усвоения |
1. Используя текст параграфа составляют упражнение на установление соответствия между характеристикой деятельности и ее признаками. 2. С опорой на текст учебника составляют определение терминам: -субъект -объект -цель -мотив -средства -результат |
|
Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
|
1. Заполнение таблицы: Знаю- узнал. 2.Самостоятельно формулируют понятие Деятельность 3.Находят в учебнике понятие деятельности , сравнивают свою формулировку с учебником, находят черты сходства и различия. Составляют синквейн Деятельность. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметныхзаданий и заданий из реальной жизни |
история, литература, мхк -примеры из жизни и литературы. |
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
|
1. Запишите слово, пропущенное в таблице. ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРОЯВЛЕНИЕ | Сознательный | Выдвижение целей и предвидение результатов | …………………… | Изменение окружающего мира и самого себя | 2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Субъект деятельности, цель деятельности, структура деятельности, средства деятельности, объект деятельности. 3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности». 1) субъект 2) цель 3) средства 4) индивид 5) объект 6) результат. Найдите термин, «выпадающий» из общего ряда, и запишите цифру, под которыми он указан. 4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер. 2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами. 3) В отличие от поведения животных деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени. 4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями. 5) Продуктивный характер деятельности позволил человеку создать знаковые системы, а также орудия воздействия на себя и природу. 5. Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Восприятие является формой рационального познания. 2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем. 3) Одним из критериев истины выступает практика. 4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию. 5) Одной из форм чувственного познания является представление. 6. Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Рациональное познание присуще только человеку. 2) Одной из форм рационального познания является представление. 3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете. 4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине. 5) Исходным элементом рационального познания является понятие. 7. Установите соответствие между процессами и формами (уровнями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
|
Тема 4. Международные отношения. Создание «диафильма» в формате «стоп- кадр» «Международная политика в 20-30-ые годы». Цель – расширить знания по теме, развивать навыки творческого подхода к изучению материала. Этапы работы 1. по вопросам в виде отдельных кадров – рисунков . 2.Вопросы: « Эра пацифизма »- на листах А 4 создают кадры диафильма, которые рассказывают об основных событиях 20-ых годов: конференция в Генуе, план Дауэса, Раппальский договор, Пакт Бриана – Келлога. Кадры представляют собой рисунки, схемы, таблицы, карты, иллюстрации. « Образование очагов войны»- кадры о влиянии мирового экономического кризиса на международные отношения, агрессия Японии в Маньчжурии, захват Эфиопии Италией, нарушение Германией Версальского договора « Проблема создания системы коллективной безопасности» - кадры о политике СССР в 30-ые годы: вступление в Лигу Наций, подписание договоров с Францией и Чехословакией, о внешней политике изоляционизма США в виде инфографики, иллюстраций, карт и схем. «Мир на пороге войны» - кадры о событиях 1938- 1939гг.: Мюнхенское соглашение, аншлюс Австрии, захваты Германии в Европе, англо – франко – советские переговоры, пакт о ненападении между СССР и Германией. Ученики разбиваются на группы и выполняют задания Защита работы: устное выступление передТребования к выполнению работы: использование дополнительных материалов Интернета, документов, хрестоматий, схем, иллюстраций. 3. одноклассниками. Тема 5. Вторая мировая война Составить книгу Памяти «Бессмертный полк». Возможно, составить аудиобиблиотеку, в которой будут представлены записи рассказов учащихся о своих родных – героях и участниках войны. Цель: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в Великой Отечественной войне; изучить и закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами, способствовать воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине Содержание работы: используя семейные архивы узнать о судьбе своих родных и близких, которые воевали в годы Великой Отечественной войны или работали в тылу на заводах, фабриках. Подобрать информацию по алгоритму: ФИО участника войны, фотография Годы жизни Где воевал или работал, в годы войны Какие боевые или трудовые награды имеет Воспоминания о событиях войны, которые сохранились в устных или письменных вариантах. Примеры фотодокументов. Представление работы: в акциях, посвященных празднику Победы, для школьных музеев, для создания общешкольной Книги памяти, для фотовыставок и экспозиций. Тема 6. Развитие науки и культуры в первой половине 20 века. Составить задания для исторической игры «Культура в первой половине 20 века. Цель работы: Формировать у обучающихся целостное представление о прогрессивном развитии культуры в первой половине XX века, выявить крупнейшие достижения писателей, художников, музыкантов этого периода. 1 группа. Конкурс «Девятый вал». Составить 7 заданий – характеристик об известных деятелях литературы первой половины 20 века. Учащиеся будут определять, о каких писателях идет речь. 2 группа. Конкур «Угадай картину». Подобрать 7 картин известных художников первой половины 20 века и создать краткую справку о художнике, его художественном направлении и истории создания картины. Во время конкурса представляется галерея картин, среди которых ученики должны будут определить ту, о которой они услышат рассказ. 3 группа. Конкур «Угадай мелодию» . Необходимо подобрать 5 известных произведений музыкантов первой половины 20 века и создать краткие презентации. Во время конкурса будут звучать музыкальные произведения и рассказы о них, учащиеся должны будут угадать названия и имя композитора. 4 группа. Конкурс – кроссворд «Представители культуры Казахстана в 20-30-ые годы 20 века». Составить кроссворд из 20 вопросов о достижениях культуры Казахстана, известных писателях, поэтах, певцах и составить кроссворд. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
|
Установление правильности и осознанности изучения темы, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала и коррекция выявленных пробелов; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу: Предлагается выполнить задания по группам- группам раздаются карточки, где записана деятельность человека, совместно ученики выделяют мотив, цель, средства и результат деятельности. |
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
|
Существует 2 вида общения в результате деятельности, рассмотрите таблицу и выполните задание: Общение Вербальное | Невербальное | Приемы и средства | Умение слушать Умение говорить Коммуникация Умение вести диалог Выразительные средства (интонация темы, тембр) Интерактивное общение (общение в деятельности) | Мимика Пантомимика Визуальное общение | Чтобы закрепить знания по теме Деятельность, проведем серию практических упражнений в микрогруппах (3 микрогруппы) Алгоритм работы в группах: внимательно познакомиться с заданием и показать его результат для класса; начать представление деятельности группы с формулировки целей и задач. Микрогруппа 1 | Вербальное общение | Задача: Соотнести интонацию и результат общения. | Микрогруппа 1 | Невербальное общение | Задача: Показать возможные средства замены невербального общения. | Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 1? Микрогруппа 2 | Вербальное общение | Задача: Слушать собеседника, при этом говорить о своем, склоняя собеседника на сторону своего мнения, показать умение контактировать. | Микрогруппа 2 | Невербальное общение | Задача: Продемонстрировать позы и жесты, как средства невербального общения. | Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 2? Микрогруппа 3 | Вербальное общение | Задача: Показать особенности коммуникативного общения. | Микрогруппа 3 | Невербальное общение | Задача: Показать возможные позиции сидящих в общении. | Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 3? Итог урока: Что такое деятельность? Какие виды деятельности вы знаете? Что такое мотив? Что такое общение? Итак, подтвердились ли на уроке ваши представления о самих себе, особенностях своего общения? Что вам известно о связи деятельности и общения, общения в целом? Какая связь существует между вербальным и невербальным общением? Какой вид общения является наиболее важным, значимым? |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
|
Инициатировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе: У каждого ученика 3 смайлика разного цвета, характеризующие эмоциональное отношение к уроку: Зеленый-мне все понравилось, я узнала(узнал) много нового и интересного Желтый: урок мне понравился, но не вся информация понята. Красный -мне было сложно усваивать учебный материал. |
Этап 5.2.Домашнее задание |
Параграф 5, написать эссе на тему «Деятельность- единственный путь к знанию» (Б Шоу) |