СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме Деятельность-способ существования людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробное описание этапов урока по теме Деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме Деятельность-способ существования людей.»

Технологическая карта урока.



ФИО разработчика

Решетова Людмила Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ № 1Приморского края Надеждинского района село Вольно-Надеждинское



Класс

10 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Раздел Человек и общество

Тема урока

Деятельность-способ существования людей.

Уровень изучения

базовый

Тип урока


комбинированный урок


Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные развитие творческих способностей через активные формы учебной деятельности, формирование умения применять полученные знания в реальной жизни.


Метапредметные:

1.коммуникативные- развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, , решать проблемные задачи.

2.регулятивные: формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать проблемный вопрос, работать с необходимой информацией, определять мини-цели для достижения главной цели деятельности.

3. познавательные: формировать умения анализировать полученные результаты исследования; устанавливать причинно-следственные связи.


Предметные: формирование знаний по теме; понимание значения понятия ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МОТИВ, ЦЕЛЬ, ОБЩЕНИЕ.

Ключевые слова: деятельность, виды деятельности, структура деятельности, сознание, мотивы деятельности, цель

ПОЭТАПНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность


Деятельность учителя на стадии мотивации учебной деятельности: формулирует тему и цели урока, организацию класса, проверку домашнего задания, подготовку материала для работы с целью анализа высказываний и самостоятельной постановки задач и темы урока.




Этап 1.2. Актуализация опорных знаний


Создание проблемной ситуации, вводная беседа; вопросы индивидуального опроса:

1. На экране вы видите два человека, которые нарисовали свои интересы и увлечения.

-Чем различается и чем схож внутренний мир этих людей?

-Какими вы представляете этих людей?

-Можно ли определить их возраст и пол?

2.Если бы рисунки принадлежали взрослому человеку, что могло быть на них изображено?

3. На данных картинках отражены потребности человека.

- Что такое потребность?

-Какие потребности у вас на данный момент?




Этап 1.3. Целеполагание


Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока: Подумаем, каковы будут цели нашего урока? Что такое деятельность? Какую роль она играет в жизни человека? (Установление причинно-следственных связей).





Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала


Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы и новых источников информации:

Работа с текстом учебника и иллюстрациями, беседа.

Анализируя высказывания , определяют их смысл:

Аристотель: Назначение человека –в разумной деятельности.

Пифагор: Просыпаясь утром, спроси себя «Что я должен сделать?»; засыпая спроси себя «Что я сделал?»

Гегель. Что человек делает, таков он и есть.

Д Локк: Действия людей- лучшие переводчики их мыслей.

Гете: Хотеть недостаточно, надо действовать.

Рассказ учителя. Выступления учеников с подготовленными тематическими докладами.





Этап 2. Проверка первичного усвоения


1. Используя текст параграфа составляют упражнение на установление соответствия между характеристикой деятельности и ее признаками.

2. С опорой на текст учебника составляют определение терминам:

-субъект

-объект

-цель

-мотив

-средства

-результат





Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

1. Заполнение таблицы: Знаю- узнал.

2.Самостоятельно формулируют понятие Деятельность

3.Находят в учебнике понятие деятельности , сравнивают свою формулировку с учебником, находят черты сходства и различия.

Составляют синквейн Деятельность.





Этап 3.2. Выполнение межпредметныхзаданий и заданий из реальной жизни

история, литература, мхк -примеры из жизни и литературы.




Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)



1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

ХА­РАК­ТЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЕ

Сознательный

Вы­дви­же­ние целей и пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов

……………………

Из­ме­не­ние окру­жа­ю­ще­го мира и са­мо­го себя

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Субъект деятельностицель деятельности, структура деятельности, средства деятельностиобъект дея­тельности.

3. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к по­ня­тию «струк­ту­ра де­я­тель­но­сти».

1) субъ­ект 2) цель 3) сред­ства 4) ин­ди­вид 5) объ­ект 6) ре­зуль­тат. Най­ди­те тер­ми­н, «вы­па­да­ю­щий» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­ры­ми он ука­за­н.

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и пре­образовательный характер. 2) Деятельность человека всецело определяется услов­ными рефлексами. 3) В отличие от поведения животных деятельность че­ловека ориентирована на удовлетворение потребно­стей, действующих в данный момент времени. 4) Деятельность человека вызывается социальными по­требностями. 5) Продуктивный характер деятельности позволил че­ловеку создать знаковые системы, а также орудия воздействия на себя и природу.

5. Выберите верные суждения о познавательной деятельно­сти человека и запишите цифры, под которыми они ука­заны.

1) Восприятие является формой рационального позна­ния. 2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальней­шем. 3) Одним из критериев истины выступает практика. 4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию. 5) Одной из форм чувственного познания является представление.

6. Выберите верные суждения о рациональном познании и

запишите цифрыпод которыми они указаны.

1) Рациональное познание присуще только человеку. 2) Одной из форм рационального познания является представление. 3) Рациональное познание дает полное и исчерпываю­щее знание о предмете. 4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине. 5) Исходным элементом рационального познания явля­ется понятие.

7. Установите соответствие между процессами и формами (уровнями) познания: к каждой позиции, данной в пер­вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности



Тема 4. Международные отношения. Создание «диафильма» в формате «стоп- кадр» «Международная политика в 20-30-ые годы». Цель – расширить знания по теме, развивать навыки творческого подхода к изучению материала. Этапы работы 1. по вопросам в виде отдельных кадров – рисунков . 2.Вопросы: « Эра пацифизма »- на листах А 4 создают кадры диафильма, которые рассказывают об основных событиях 20-ых годов: конференция в Генуе, план Дауэса, Раппальский договор, Пакт Бриана – Келлога. Кадры представляют собой рисунки, схемы, таблицы, карты, иллюстрации. « Образование очагов войны»- кадры о влиянии мирового экономического кризиса на международные отношения, агрессия Японии в Маньчжурии, захват Эфиопии Италией, нарушение Германией Версальского договора « Проблема создания системы коллективной безопасности» - кадры о политике СССР в 30-ые годы: вступление в Лигу Наций, подписание договоров с Францией и Чехословакией, о внешней политике изоляционизма США в виде инфографики, иллюстраций, карт и схем. «Мир на пороге войны» - кадры о событиях 1938- 1939гг.: Мюнхенское соглашение, аншлюс Австрии, захваты Германии в Европе, англо – франко – советские переговоры, пакт о ненападении между СССР и Германией. Ученики разбиваются на группы и выполняют задания Защита работы: устное выступление передТребования к выполнению работы: использование дополнительных материалов Интернета, документов, хрестоматий, схем, иллюстраций. 3. одноклассниками. Тема 5. Вторая мировая война Составить книгу Памяти «Бессмертный полк». Возможно, составить аудиобиблиотеку, в которой будут представлены записи рассказов учащихся о своих родных – героях и участниках войны. Цель: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в Великой Отечественной войне; изучить и закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами, способствовать воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине Содержание работы: используя семейные архивы узнать о судьбе своих родных и близких, которые воевали в годы Великой Отечественной войны или работали в тылу на заводах, фабриках. Подобрать информацию по алгоритму: ФИО участника войны, фотография Годы жизни Где воевал или работал, в годы войны Какие боевые или трудовые награды имеет Воспоминания о событиях войны, которые сохранились в устных или письменных вариантах. Примеры фотодокументов. Представление работы: в акциях, посвященных празднику Победы, для школьных музеев, для создания общешкольной Книги памяти, для фотовыставок и экспозиций. Тема 6. Развитие науки и культуры в первой половине 20 века. Составить задания для исторической игры «Культура в первой половине 20 века. Цель работы: Формировать у обучающихся целостное представление о прогрессивном развитии культуры в первой половине XX века, выявить крупнейшие достижения писателей, художников, музыкантов этого периода. 1 группа. Конкурс «Девятый вал». Составить 7 заданий – характеристик об известных деятелях литературы первой половины 20 века. Учащиеся будут определять, о каких писателях идет речь. 2 группа. Конкур «Угадай картину». Подобрать 7 картин известных художников первой половины 20 века и создать краткую справку о художнике, его художественном направлении и истории создания картины. Во время конкурса представляется галерея картин, среди которых ученики должны будут определить ту, о которой они услышат рассказ. 3 группа. Конкур «Угадай мелодию» . Необходимо подобрать 5 известных произведений музыкантов первой половины 20 века и создать краткие презентации. Во время конкурса будут звучать музыкальные произведения и рассказы о них, учащиеся должны будут угадать названия и имя композитора. 4 группа. Конкурс – кроссворд «Представители культуры Казахстана в 20-30-ые годы 20 века». Составить кроссворд из 20 вопросов о достижениях культуры Казахстана, известных писателях, поэтах, певцах и составить кроссворд.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений



Установление правильности и осознанности изучения темы, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала и коррекция выявленных пробелов; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу:

Предлагается выполнить задания по группам- группам раздаются карточки, где записана деятельность человека, совместно ученики выделяют мотив, цель, средства и результат деятельности.


Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика



Существует 2 вида общения в результате деятельности, рассмотрите таблицу и выполните задание:

Общение

Вербальное

Невербальное

Приемы и средства

Умение слушать

Умение говорить

Коммуникация

Умение вести диалог

Выразительные средства (интонация темы, тембр)

Интерактивное общение (общение в деятельности)

Мимика

Пантомимика

Визуальное общение

Чтобы закрепить знания по теме Деятельность, проведем серию практических упражнений в микрогруппах (3 микрогруппы) Алгоритм работы в группах:

  • внимательно познакомиться с заданием и показать его результат для класса;

  • начать представление деятельности группы с формулировки целей и задач.

Микрогруппа 1

Вербальное общение

Задача: Соотнести интонацию и результат общения.


Микрогруппа 1

Невербальное общение

Задача: Показать возможные средства замены невербального общения.

Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 1?

Микрогруппа 2

Вербальное общение

Задача: Слушать собеседника, при этом говорить о своем, склоняя собеседника на сторону своего мнения, показать умение контактировать.


Микрогруппа 2

Невербальное общение

Задача: Продемонстрировать позы и жесты, как средства невербального общения.

Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 2?

Микрогруппа 3

Вербальное общение

Задача: Показать особенности коммуникативного общения.

Микрогруппа 3

Невербальное общение

Задача: Показать возможные позиции сидящих в общении.

Вопрос к учащимся: Какие приемы и средства вербального и невербального общения продемонстрировали участники микрогруппы 3?

Итог урока:

Что такое деятельность?

Какие виды деятельности вы знаете?

Что такое мотив?

Что такое общение?

Итак, подтвердились ли на уроке ваши представления о самих себе, особенностях своего общения?

Что вам известно о связи деятельности и общения, общения в целом?

Какая связь существует между вербальным и невербальным общением?

Какой вид общения является наиболее важным, значимым?



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия



Инициатировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе: У каждого ученика 3 смайлика разного цвета, характеризующие эмоциональное отношение к уроку:

Зеленый-мне все понравилось, я узнала(узнал) много нового и интересного

Желтый: урок мне понравился, но не вся информация понята.

Красный -мне было сложно усваивать учебный материал.


Этап 5.2.Домашнее задание

Параграф 5, написать эссе на тему «Деятельность- единственный путь к знанию» (Б Шоу)


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!