Технологическая карта урока по теме "Деление с остатком"
Урок математики в 5 классе по теме "Деление с остатком" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
Место работы: МБОУ « СОШ №22» г. Салават
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
-коллективная (фронтальная).
- формирование представлений о значимости математики в развитии современного общества;
- делать проверку вычислений.
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): "Главная польза математики для обывателей - это то, что она трудна" (А. Александров). Выясняет как ученики понимают данное высказывание. | Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают. | Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | - Выполните деление с последующей проверкой (Слайд № 2): 1) 5871 : 57 ( = 103) 2) 213 :8 (= 26, ост 5) 3) 2072 : 37 ( = 56) 4) 5589 : 27 (= 207) 5) 100 : 8 (= 12, ост 4) Предлагает проверить результаты (Слайд № 3): 1) 5871 : 57 = 103 2) 213 :8 = 26( ост 5) 3) 2072 : 37 = 56 4) 5589 : 27 = 207 5) 100 : 8 = 12( ост 4) | Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля) и понимают, что в примерах 2) и 5) разделить нацело нельзя. Выражают вслух свои затруднения. Проверяют свои результаты. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности | – Вы смогли выполнить все задания? Ребята, вы сможете прочитать тему урока, если правильно решите примеры и заполните таблицу (Слайд №4): 23∙11(Е) 10∙6 (И) 77: 1 (О) 52:52 (А) 400:10 (Л) 47∙9 (Д) 1313:13 (Н) 1236:6 (С) 84:6 (Т) 105:5 (К) 8∙125 (М) - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №5). -Отсюда, цели урока ... | Понимают, что в некоторых примерах нельзя выполнить деление нацело. Решают примеры и работают с таблицей (Приложение 2), ответы записывают в Лист самоконтроля (Приложение1). Формулируют тему урока самостоятельно и записывают в Лист самоконтроля. Формулируют цели (Слайд №6): - повторить деление с остатком; -повторить название компонентов при делении с остатком; - научиться выполнять деление с остатком. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Построение проекта выхода из затруднения | Предлагает рассмотреть п.13 учебника. - Что такое деление с остатком? - Как называются компоненты при делении с остатком? - Как найти делимое при делении с остатком? - Из данных примеров выпишите и решите те, в которых выполняется деление с остатком (Слайд № 7): 47:6 103 : 10 131 :11 42 :6 60 :7 34 :5 30 :5 115 :8 79 : 8 144 :8 | Читаю текст учебника. Отвечают на вопросы. Выполняют задания на доске и в тетрадях и результаты записывают в Лист самоконтроля. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд №8; 9) | Поднимает руки класс — это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперёд смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к рукам прижать –это «пять». Всем ребятам надо сесть –это «шесть». Так же выполняют гимнастику для глаз | Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) | -Решите задания № 533 (2,3 ст) и сделайте проверку для 3столбика (Слайд № 10): ж)12080: 63 = 191 (ост. 47) 191∙ 63 +47 = 12080 З) 66500 : 3200 = 20 (ост. 2500) 3200 ∙20 + 2500 = 66500 и) 65306 : 121 = 539 (ост. 87) 539 ∙121 + 87 = 65306 - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. - Продолжим нашу работу и решим задачи № 529, 530. | Решают примеры, применяя правила деления с остатком, результаты записывают в Лист самоконтроля. Решают задачи у доски и на местах, результат записывают в Лист самоконтроля. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи | Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть все понятия, связанные с делением с остатком, предлагаемые авторами учебника). Разберём еще примеры, используя опорную схему: Решите № 536 (устно). Решите задание № 535(а, б). (Слайд № 11): а) 2053 = 84 ∙24 + 37 2053 = 2016 +37 2053 = 2053 б) 4106 = 79∙ 51 + 77 4106 = 4029 + 77 4106 = 4106 | Проговаривают понятия (фронтально, в парах). Отвечают фронтально. Решают два ученика у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой(результаты записывают в Лист самоконтроля): | Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 3) с последующей проверкой. | Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение | Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 539 (а), 2) № 548 (а). | Выполняют задания под руководством учителя(записывают ответы в Лист самоконтроля) | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности | Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №12): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №13). | Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы. Ученики показывают смайлики. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание | Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №14) | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 550 (1ст), 552, 553(а), 556 (а). | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
2) Какие остатки могут получиться при делении разных чисел на 16? Приведите примеры.
3) Придумайте два числа, при делении которых на 23 получается остаток 3.
2) Какие остатки могут получиться при делении разных чисел на 17? Приведите примеры.
3) Придумайте два числа, при делении которых на 12 получается остаток 8.