Технологическая карта урока № 2
Тема урока | Географическое положение Российской Федерации |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания (ОНЗ) |
Цели урока | Изучить географическое положение России и выявить влияние географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения. |
Задачи урока | Формировать комплексное представление о положении России на карте мира, о влиянии географического положения на природу и хозяйственную деятельность населения. Формировать исследовательские навыки. Развивать мышление, коммуникативные компетенции. |
Ведущие понятия урока | Географическое положение, государственная граница, полуанклав. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные – формирование знаний о географическом положении России и его влияние на природу и хозяйственную деятельность населения страны. Метапредметные – формирование навыков работы с дополнительными источниками информации (карты, космические снимки), формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах, развитие навыков публичного представления результатов своей работы, развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над заданиями. Личностные – осознать, что географическое положение страны - одна из важных особенностей ее развития; развитие интереса к вопросам, связанным с практическим применением навыков общения, воспитание чувства бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере изменения ландшафта России и родного края. Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения. Регулятивные – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретив в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция. Коммуникативные - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему. |
Ментальная карта урока
(листы с ключевыми понятиями, заданиями вывешиваются на доску)
Деятельность обучающихся
Предметные
результаты
Критерии оценивания результатов
Формируемые УУД
(кодификатор приложение 1)
1
Организационный момент. Актуализация знаний.
Мотивация. Актуализация знаний, умений и навыков, мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
Введение в тему.
1. Что изучается в курсе физической географии России?
2. Назовите два пути изучения природы России?
И другие вопросы.
Оглашение темы урока, без привязки к предметному содержанию.
Акцент на наличие у учащихся части необходимых знаний.
Карта мира и карта России. Карта - рисунок России с границей между Европой и Азией.
Показывают крайние точки Евразии.
Повторение понятий «материк» и «часть света», крайних точек Евразии.
Количество правильных ответов или ошибок.
Познавательные: структурирование знания;
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения (позиции);
Регулятивные:
Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Личностные:
развития познавательных интересов, формирования границ собственного знания и «незнания».
Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации;
б) постановка проблемы исследования.
Представление кратких теоретических сведений по теме.
Предлагает сопоставить площади материков Земли площадью России.
Предлагает определить проблему и заполнить таблицу «Достоинства и недостатки ГП России» (Проблема: недостаток знаний для выполнения задания)
Карта со сравнением площадей материков с площадью России.
Выделяют на карте мира примерную территорию России по природным объектам (хребты, низменности, равнины, горы и прочее, расположенных на границе РФ или вблизи),
формулируют проблему,
определяют способы ее решения,
определяют цели и задачи урока.
Знакомство с основными понятиями по теме: крайние точки, государственная граница,
морская граница, государства соседи, сектор Арктики. Определение границы РФ на карте.
Степень заполнения таблицы, анализ возникающих затруднений в заполнении.
Познавательные:
поиск разнообразных способов решения задач, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений, формулирование собственного мнения (позиции).
Регулятивные: внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и «незнания».
«Открытие» нового знания.
Практическая работа, работа с дополнительными источниками информации, размышление, создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Давайте вспомним, что такое географическое положение?
Вспомним план характеристики географического положения страны: А) Положение по отношению к экватору.
Б) Положение по отношению к нулевому меридиану. В) Положение на материке, части света. Г) Моря и океаны, омывающие страну (морские границы). Д) Страны-соседи. Е) Координаты крайних точек страны (их должно быть четыре, по сторонам горизонта Ж) Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Карта мира и карта России.
Получают дополнительную текстовую информацию о ГП России,
определяют ГП России по плану, выделяют крайние точки Росси, сухопутные и морские границы, соседние государства,
сравнивают и обсуждают предположения и аргументы к выполнению задания.
Работа с планом описания ГП России.
Знакомство с типичным обликом и типичными признаками ГП России, особенностями размещения на карте мира.
Познавательные: использование знаково- символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, структурирование знания, осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов.
Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения (позиции). Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; учёт правила в планировании и контроле способа решения. Личностные: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и «незнания».
Применение полученных знаний.
Интерпретация полученных данных.
Вывод по результатам работы.
Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
Предлагает на примерах карт атласа установить зависимость между ГП России и разнообразием климатических поясов, аргументировать ответы.
Карта климатических поясов, карта России.
Анализируют карты атласа,
определяют зависимость климатических поясов и ГП России,
сопоставляют результаты обсуждения с эталоном.
Формирование представлений об особенностях ГП России, акцентирование внимания на полуанклаве.
Количество и качество высказываний по теме урока, степень сформированности навыков отбора необходимой информации в картах атласа.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, поиск разнообразных способов решения задач, выделение существенной информации из текстов разных видов, установление причинно- следственных связей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения (позиции), владение диалогической формой речи.
Регулятивные: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные: осуществление гражданской идентификации личности, развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования границ собственного знания и «незнания».
Оценочно-рефлексивный
Организует подведение итогов урока с помощью ментальной карты урока.
Предлагает заполнить «рефлексивные карты»:
карта фактов, карта открытий, карта эмоций (карты в форме части территории карты России).
Карта России, Контур карты России.
Заполняют и комментируют формулировки в своих «картах»
Анализируют полученные знания, формулируют сделанные в ходе урока открытия, эмоциональные и интеллектуальные впечатления от урока.
Содержание «карт»
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выделение существенной информации из текстов разных видов.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения (позиции), использование речи для регуляции своего действия.
Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия), формирования границ собственного знания и «незнания».
Домашнее задание.
Направлено на развитие интеллектуальных способностей, предусматривает элементы выбора, творчества.
Формулирует и комментирует домашнее задание.
Карта России, домашнее задание.
Получают домашнее задание.
§2, задания на странице 16 в учебнике (от теории к практике).