СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме: "Культурное пространство империи в первой половине XIX  в.: наука и образование"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование"»

МОУ ИРМО «Смоленская СОШ»









Технологическая карта урока по истории

Тема: «Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование»

9 класс







26.01.2023 г.

Учитель истории Шиверских А. А.









Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование.

Педагогические
цели

Создать условия для формирования представлений о развитии науки и образования в первой половине XIX века в Российской империи.

Планируемые
результаты
(предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации; представлять историческую информацию в виде схем;

Личностные

результаты

Определяют свою личностную позицию, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

Представление о культурном многообразии своей страны; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации;

Метапредметные
результаты

Учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Овладевают умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации.

Тип урока

Урок изучения нового материла

Оборудование

Учебник «История России. 9 кл. под ред. А. В. Торкунова», презентация «Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование », проектор, экран, компьютер, листы бумаги формата А4, портреты ученых, путешественников, иллюстрации учебных заведений первой половины XIX века.


Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

Фронтальная, групповая работы

Использованные технологии на уроке:

технология проектного обучения и сотрудничества.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


II. Мотивация к учебной деятельности.

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть.

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Слушают учителя

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

III. Актуализация знаний

Беседа по вопросам:

- что такое культура (Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях).1

- назовите основные направления культуры (наука, образование, архитектура, живопись и.т.д.)?

- назовите слова ассоциации к выражению «Золотой век культуры»

Отвечают на вопросы, раскрывают смысл понятия «культура»















-примерные ответы: расцвет, подъем культуры, литература, живопись, наука, образование.

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Беседа

IV. Постановка учебной задачи

Организует формулировку темы и постановку цели урока учениками

Ребус (культура, наука, образование) (Приложение 1)



Вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?» Предлагает сформулировать цель урока


Совместно с учениками  составляют план:

  1. XIX век-золотой век русской культуры.

  2. Развитие естественно- математических наук.

  3. Русские путешественники.

  4. Реформы Александра I в области образования.

  5. Образовательная политика Николая I.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Ученики формулируют тему урока, записывают в тетрадь.



Цель: узнать о новых научных открытиях первой половины XIX в., какая была система образования и где его можно было получить (примерные ответы)





Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем


V. Усвоение новых знаний и способов действий.


Рассказ учителя о «Золотом веке русской культуры»


Работа в группах

Составить ментальную карту на темы:

1 группа. Развитие естественно- математических наук (с.98-99).

2 группа. Русские путешественники (с.99-101).

3 группа. Реформы Александра I в области образования (с.101)

4 группа. Образовательная политика Николая I (с.101-102).

Обучающиеся получают краткую информацию о ментальной карте, задания, правила работы в группе

(Приложение 2)

Слушают рассказ учителя



Работают в группах составляют ментальную карту, защищают мини-проекты.


Регулятивные: сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга, высказывают собственное мнение

Записи

Устные ответы, защита мини-проектов.





VI. Закрепление знаний
и способов действий

Беседа по вопросам:

- назовите основные события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры I половины XIX в.?

- какие успехи были достигнуты в сфере науки и образования в изучаемый период? Свой ответ аргументируйте.

- расскажите об открытиях русских путешественников?

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам,

VII. Рефлексия

Предлагает учащимся ответить на вопросы.

Своей работой на уроке я доволен / не доволен.

Материал урока мне был понятен/ непонятен.

Мое настроение стало лучше /хуже.


Отвечают на вопросы

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Письменные ответы

VIII. Информация о домашнем задании

Комментирует задание.

Задание на выбор:

1.Используя дополнительные материалы, составьте биографический портрет одного из русских ученых первой половины XIX века, расскажите об его открытиях.

2. Составить кроссворд по теме урока (5-10 вопросов).

3.Назовите события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине XIX века.

Дополнительный материал по теме урока!


Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения




















Приложение 1


Приложение 2

Ментальная карта, интеллект-карта, диаграмма связей, карта мыслей — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.2

Правила работы в группе:

  1. Слушать друг друга;

  2. Не перебивать!

  3. Говорить спокойно и ясно;

  4. Не говорить всем сразу;

  5. Обращаться к друг другу по имени;

Ролевое распределение в группе:

Организатор (лидер) – организует работу группы.

Секретарь – оформляет решение группы.

Спикер – представляет результаты работы группы.

Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.3


Задания для групп:

Составить ментальную карту на тему:

1 группа. Развитие естественно- математических наук (с.98-99).

2 группа. Русские путешественники (с.99-101).

3 группа. Реформы Александра I в области образования (с.101)

4 группа. Образовательная политика Николая I (с.101-102).

Для составления ментальной карты группам выдаются листы бумаги, портреты ученых, путешественников, иллюстрации учебных заведений первой половины XIX века.



1 Большой энциклопедический словарь URL: https://gufo.me/dict/bes/%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90

2 Что такое интеллект-карты URL: https://skillbox.ru/media/base/chto-takoe-intellektkarty/

3 Общие правила организации групповой работы URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/10/16/obshchie-pravila-organizatsii-gruppovoy-raboty


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!