МОУ ИРМО «Смоленская СОШ»
Технологическая карта урока по истории
Тема: «Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование»
9 класс
26.01.2023 г.
Учитель истории Шиверских А. А.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование.
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о развитии науки и образования в первой половине XIX века в Российской империи. |
Планируемые результаты (предметные) | Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого. Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации; представлять историческую информацию в виде схем; |
Личностные результаты | Определяют свою личностную позицию, сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Представление о культурном многообразии своей страны; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; |
Метапредметные результаты | Учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Овладевают умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. |
Тип урока | Урок изучения нового материла |
Оборудование | Учебник «История России. 9 кл. под ред. А. В. Торкунова», презентация «Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование », проектор, экран, компьютер, листы бумаги формата А4, портреты ученых, путешественников, иллюстрации учебных заведений первой половины XIX века. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: | Фронтальная, групповая работы |
Использованные технологии на уроке: | технология проектного обучения и сотрудничества. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Мотивация к учебной деятельности. | Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») | Слушают учителя | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
III. Актуализация знаний | Беседа по вопросам: - что такое культура (Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях).1 - назовите основные направления культуры (наука, образование, архитектура, живопись и.т.д.)? - назовите слова ассоциации к выражению «Золотой век культуры» | Отвечают на вопросы, раскрывают смысл понятия «культура» -примерные ответы: расцвет, подъем культуры, литература, живопись, наука, образование. | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Беседа |
IV. Постановка учебной задачи | Организует формулировку темы и постановку цели урока учениками Ребус (культура, наука, образование) (Приложение 1) Вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?» Предлагает сформулировать цель урока Совместно с учениками составляют план: -
XIX век-золотой век русской культуры. -
Развитие естественно- математических наук. -
Русские путешественники. -
Реформы Александра I в области образования. -
Образовательная политика Николая I. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Ученики формулируют тему урока, записывают в тетрадь. Цель: узнать о новых научных открытиях первой половины XIX в., какая была система образования и где его можно было получить (примерные ответы) | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | Рассказ учителя о «Золотом веке русской культуры» Работа в группах Составить ментальную карту на темы: 1 группа. Развитие естественно- математических наук (с.98-99). 2 группа. Русские путешественники (с.99-101). 3 группа. Реформы Александра I в области образования (с.101) 4 группа. Образовательная политика Николая I (с.101-102). Обучающиеся получают краткую информацию о ментальной карте, задания, правила работы в группе (Приложение 2) | Слушают рассказ учителя Работают в группах составляют ментальную карту, защищают мини-проекты. | Регулятивные: сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике. Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга, высказывают собственное мнение | Записи Устные ответы, защита мини-проектов. |
VI. Закрепление знаний и способов действий | Беседа по вопросам: - назовите основные события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры I половины XIX в.? - какие успехи были достигнуты в сфере науки и образования в изучаемый период? Свой ответ аргументируйте. - расскажите об открытиях русских путешественников? | Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам, |
VII. Рефлексия | Предлагает учащимся ответить на вопросы. Своей работой на уроке я доволен / не доволен. Материал урока мне был понятен/ непонятен. Мое настроение стало лучше /хуже. | Отвечают на вопросы | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | Письменные ответы |
VIII. Информация о домашнем задании | Комментирует задание. Задание на выбор: 1.Используя дополнительные материалы, составьте биографический портрет одного из русских ученых первой половины XIX века, расскажите об его открытиях. 2. Составить кроссворд по теме урока (5-10 вопросов). 3.Назовите события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине XIX века. Дополнительный материал по теме урока! | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | |
Приложение 1
Приложение 2
Ментальная карта, интеллект-карта, диаграмма связей, карта мыслей — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.2
Правила работы в группе:
-
Слушать друг друга;
-
Не перебивать!
-
Говорить спокойно и ясно;
-
Не говорить всем сразу;
-
Обращаться к друг другу по имени;
Ролевое распределение в группе:
Организатор (лидер) – организует работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Спикер – представляет результаты работы группы.
Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.3
Задания для групп:
Составить ментальную карту на тему:
1 группа. Развитие естественно- математических наук (с.98-99).
2 группа. Русские путешественники (с.99-101).
3 группа. Реформы Александра I в области образования (с.101)
4 группа. Образовательная политика Николая I (с.101-102).
Для составления ментальной карты группам выдаются листы бумаги, портреты ученых, путешественников, иллюстрации учебных заведений первой половины XIX века.
1 Большой энциклопедический словарь URL: https://gufo.me/dict/bes/%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90
2 Что такое интеллект-карты URL: https://skillbox.ru/media/base/chto-takoe-intellektkarty/
3 Общие правила организации групповой работы URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/10/16/obshchie-pravila-organizatsii-gruppovoy-raboty