ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Родионова Елена Михайловна
Место работы: МБОУ СОШ с.Вазерки им. В.М.Покровского Бессоновского района, Пензенской области
Предмет | биология |
Класс | 5 |
Тип урока | урок открытия нового знания. |
Технология построения урока | технология деятельностного метода |
Тема | Лишайники |
Цель | создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с их систематическим положением в мире живых организмов, особенностями строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека. |
Основные термины, понятия | Лишайник, симбиоз, кустистые, листоватые и накипные лишайники, слоевище (таллом), автотрофы, гетеротрофы. |
Планируемый результат
Предметные результаты:
- формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов;
- формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель и методы учебной деятельности;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё;
- формировать способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию;
- формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
Познавательные УУД:
- формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
- формирование культуры чтения, включающей в себя умения ориентироваться в различных источниках информации, находить и использовать нужную информацию, адекватно понимать прочитанное;
- формирование умения осуществлять анализ, творческую переработку, интерпретацию изучен-
ной информации.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в парах, в группе;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД:
- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Задачи урока:
Обучающие: научить рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.
Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
Воспитывающие: воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за жизнь живых организмов;
способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира;
формировать умение работать в парах, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке;
отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим.
Организация пространства
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ресурсы: Книгопечатная продукция
1. Учебник “Биология. 5класс” ФГОС В.В. Пасечник. Дрофа , 2015г.
2. Энциклопедия для детей. Биология. М, Атланта,1993.
3. И.А.Шапиро “Загадки растения – сфинкса”, Ленинград, 1991.
4. Д. И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. М, Просвещение, 1985 г.
5.Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, проетирование, моделирование). /М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 79 с.
Технические средства обучения
1. мультимедийное оборудование; 2. презентация; 3. информационный материал; 4. гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох); 5. инструктивная карточка;
6. лист самоконтроля; 7.чашка Петри с водой; 8. фильтровальная бумага; 9. лакмус; 10. раствор кислоты.
Технология изучения
Технологические этапы урока. Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Перечень УУД, формируемых на этапах урока |
1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности. 3мин. | Приветствие учащихся. Ребята, давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем? Составьте схему на основе ваших знаний (слайд 1). | Приветствие учителя. У доски работает ученик. В результате на доске образуется схема «Царства живых организмов». | Коммуникативные: демонстрируют полученные знания, оформляют грамотно мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД : преобразуют информацию из одной формы в другую. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения 2-3мин. | Работа с терминами: паразитизм, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, сапротрофы, грибы. Ребята, отгадайте загадку об удивительном создании природы, с которым вы наверняка в своей жизни встречались (слайд 2). Русское название они получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей. Наука, которая их изучает, называется лихенология. Затрудняетесь? Ответ лежит перед вами на столах. Посмотрите на гербарные образцы. Что это за организмы? А к какому царству мы отнесём эти организмы? Какая же у нас возникла проблема? | Работают с терминами, пользуясь словарями. Высказывают разные предположения (могут ответить – лишайники). Учащиеся не могут дать однозначного ответа. Формулируют проблему. Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники. | Регулятивные УУД. Формировать способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию; формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему (формулировка вопроса урока); участвововать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё. Познавательные УУД. Высказывают предположение на поставленный вопрос. Проявляют познавательную инициативу. Коммуникативные УУД. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
3. Выявление места и причины затруднений. 2-3мин. | А в чём причина вашего затруднения? Что вам о лишайниках известно? (деятельность направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе). | Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу. Информация выслушивается, записывается, обсуждается. Составляют список «неизвестной ин- формации». Работа ведется индивидуально, систематизация материала (табличная). Заполняют таблицу с графами: «Знаю. Хочу узнать. Узнал». | Познавательные УУД. Высказывают предположение на поставленный вопрос, систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Коммуникативные: демонстрируют имеющиеся знания, оформляют грамотно мысли в устной и письменной форме; формируют умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в парах, в группе; выявлять причины и следствия. Регулятивные УУД. Формирование умения адекватно оценивать свои знания. Личностные УУД. Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 4-6мин. | А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Тема: лишайники. Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-нибудь царству? Попробуйте сформулировать гипотезу (предположе ние) (работа в группах). Определите цель нашей работы? А теперь предложите план нашей работы. Где вы можете найти нужную информацию? | Ответы учащихся. Предложения учащихся: «Если мы будем знать строение и способ питания , то сможем определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники». Учащиеся предлагают: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Составляют план работы: 1. Изучить строение лишайников. 2. Изучить способ питания лишайников. 3. Узнать, где обитают лишайники. 4. Выяснить значение лишайников в природе и для человека. 5 .Сформулировать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов. Предложения учащихся: учебник, Интернет, справочники, энциклопедии, дополнительная литература, спросить. | Регулятивные УУД. Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности и план решения проблемы. Познавательные УУД. Формируем умение анализировать, строить логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные УУД. Умение свободно излагать свои мысли, слушать других. |
5. Реализация построенного проекта. 10 мин. | (Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации). Сейчас каждая пара получит свое задание. Распределите ваши роли в паре. Выберите командира и оформителя результатов. Используя необходимую информацию, проанализируйте её, выполните предложенные в инструктивной карте задания, подготовьте выступление от пары и по одному вопросу для одноклассников. Раздаются карты с заданиями. Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы. 1-ые пары работают над материалом “Понятие о лишайнике”. 2-ые анализирует материал “Строение лишайников”. 3-и по рис и тексту учебника изучают жизнедеятельность лишайников. 4-ые анализирует материал о значении лишайников в природе и жизни человека . На работу дается 10 минут. Подробные задания в Приложении 2. | Учащиеся работают в парах, осуществляют непосредственный контакт с новой информацией, выполняют задания инструктивной карты по мере осмысления этой информации, взятой из текста учебника или дополнительного материала. Готовят выступающих. | Личностные УУД Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные УУД. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. |
6. Первичное закрепление с комментированием (проговариванием во внешней речи). 10 мин. | Учитель проводит конкретизацию первичных знаний и просит представителям пар выступить с отчётом о проделанной работе по вопросам плана: 1. Лишайники часто встречаются на деревьях. Лишайники – паразиты? Что представляет собой организм лишайника? 2. Каково строение лишайника? 3. Как питается лишайник? 4. Какова их роль в природе и для человека? Во время выступления учащихся учитель показывает слайды из презентации, демонстрирует способ поглощения воды лишайниками на примере фильтровальной бумаги, показывает применение лакмуса в химической лаборатории. Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих, выполнили все задания инструктивной карты. Вспомните, для чего мы всё это делали? Как вы думаете, к какому же царству относятся лишайники? Какой же вывод вы можете сделать на основе полученной информации? Вы сделали совершенно правильный вывод! Грибы, как вы узнали, способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником. С ними мы сегодня и познакомились на уроке. | По каждому вопросу выступают ученики от соответствующих пар, дав полный ответ на поставленные вопросы. Задают сами вопросы после своего выступления. Заполняют схемы, таблицы инструктивной карты. Высказывают суждения о систематическом положении лишайников на основе их строения: лишайники – симбиотические организмы, состоящие из нитей (гиф) грибницы гриба и клеток зелёных водорослей или цианобактерий (синезелёных водорослей). Вспомнив о симбиозе грибницы шляпочных грибов с корнями деревьев, относят лишайники к царству грибов. | Регулятивные УУД. Умение давать развернутые ответы. Самоконтроль. Коммуникативные УУД. Свободно излагать свои мысли в устной форме. Слушать и слышать других, быть готовым к дополнению и коррекции ответа товарища. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5мин. | Ребята, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Поработайте над ними самостоятельно, каждый индивидуально, а затем мы проведём самоконтроль и самооценку. | Самостоятельная работа учащихся. Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы и выставляют себе оценку. | Регулятивные УУД. Формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения; Формировать умение определять степень своей успешности на уроке. |
8. Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание. 3мин. | Учитель подводит итоги урока, даёт позитивную оценку результатам самостоятельной работы учащихся. Даёт дифференцированное домашнее задание, комментирует его. Творческое задание для всех: найти лишайники в ближайшем окружении, определить форму их слоевища, зарисовать в тетрадь и сделать вывод о чистоте окружающей нас воздушной среды. | Оценивают выступления одноклассников. Записывают д/з. | Познавательные УУД. Умение осуществлять анализ, творческую первработку, интерпретацию изучен- ной информации. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2мин. | Учитель возвращает учащихся к их певоначальным записям-предположениям (знаю, хочу узнать, узнал); предлагает внести изменения, дополнения. Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока. Подводит итоги. Ребята, определите, как вы оцениваете свою работу на этом уроке? Для этого в листе самооценки ответьте на вопросы, подчеркнув нужное слово. 1. Я работал активно/ пассивно. 2. Своей работой я доволен /не доволен. 3. Урок для меня показался интересным /скучным. 4. Материал урока я усвоил/ не усвоил. | Ребята при необходимости корректируют свои записи; вспоминают тему, цели урока, проблему над которой работали. Делают вывод о достижении поставленной цели. Письменно оценивают свою работу. Сдают листы самооценки учителю. | Регулятивные УУД. Умение соотносить «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления со- держания. Познавательные УУД. Анализ, построение логической цепи рассуждений. Личностные УУД. Адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности. |