СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме:"Лишайники".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме:"Лишайники". Урок изучения нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме:"Лишайники".»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Родионова Елена Михайловна

Место работы: МБОУ СОШ с.Вазерки им. В.М.Покровского Бессоновского района, Пензенской области


Предмет

биология

Класс

5

Тип урока

урок открытия нового знания.

Технология построения урока

технология деятельностного метода

Тема

Лишайники

Цель

создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с их систематическим положением в мире живых организмов, особенностями строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.



Основные термины, понятия

Лишайник, симбиоз, кустистые, листоватые и накипные лишайники, слоевище (таллом), автотрофы, гетеротрофы.

Планируемый результат

Предметные результаты:

- формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов;

- формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

- формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель и методы учебной деятельности;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё;

- формировать способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию;

- формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

- формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;

- формирование культуры чтения, включающей в себя умения ориентироваться в различных источниках информации, находить и использовать нужную информацию, адекватно понимать прочитанное;

- формирование умения осуществлять анализ, творческую переработку, интерпретацию изучен-

 ной информации.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в парах, в группе;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задачи урока:

Обучающие: научить рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитывающие: воспитание бережного отношения к природе, чувства ответственности за жизнь живых организмов;

способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира;

формировать умение работать в парах, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке;

отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим.


Организация пространства


Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Ресурсы: Книгопечатная продукция

1. Учебник “Биология. 5класс” ФГОС В.В. Пасечник. Дрофа , 2015г.

2. Энциклопедия для детей. Биология. М, Атланта,1993.

3. И.А.Шапиро “Загадки растения – сфинкса”, Ленинград, 1991.

4. Д. И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. М, Просвещение, 1985 г.

5.Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, проетирование, моделирование). /М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 79 с.
Технические средства обучения

1. мультимедийное оборудование; 2. презентация; 3. информационный материал; 4. гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох); 5. инструктивная карточка;

6. лист самоконтроля; 7.чашка Петри с водой; 8. фильтровальная бумага; 9. лакмус; 10. раствор кислоты.


Технология изучения


Технологические

этапы урока.

Время (мин)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Перечень УУД,

формируемых на этапах урока

1. Мотивация

(самоопределение)

учебной деятельности.

3мин.

Приветствие учащихся.

Ребята, давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?

Составьте схему на основе ваших знаний (слайд 1).

Приветствие учителя.

У доски работает ученик.

В результате на доске образуется схема «Царства живых организмов».

Коммуникативные: демонстрируют полученные знания, оформляют грамотно мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД :

преобразуют информацию из одной формы в другую.

2. Актуализация

знаний и фиксирование индивидуального затруднения

2-3мин.

Работа с терминами: паразитизм, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, сапротрофы, грибы.

Ребята, отгадайте загадку об удивительном создании природы, с которым вы наверняка в своей жизни встречались

(слайд 2).

Русское название они получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.
Наука, которая их изучает, называется лихенология.

Затрудняетесь?

Ответ лежит перед вами на столах. Посмотрите на гербарные образцы.

Что это за организмы?

А к какому царству мы отнесём эти организмы?


Какая же у нас возникла проблема?


Работают с терминами, пользуясь словарями.



Высказывают разные предположения (могут ответить – лишайники).






























Учащиеся не могут дать однозначного ответа.

Формулируют проблему.

Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники.

Регулятивные УУД.

Формировать способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию;

формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему (формулировка вопроса урока);

участвововать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё.

Познавательные УУД.

Высказывают предположение на поставленный вопрос.

Проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные УУД.

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


3. Выявление места и причины затруднений.

2-3мин.

А в чём причина вашего затруднения? Что вам о лишайниках известно?

(деятельность направлена на вызов

у учащихся уже

имеющихся знаний по

изучаемому вопросу,

активизацию их деятельности, мотивацию

к дальнейшей работе).

Ученики «вспоминают»,

что им известно по изучаемому вопросу.

Информация выслушивается, записывается, обсуждается.

Составляют список «неизвестной ин-

формации».


Работа

ведется индивидуально,

систематизация материала (табличная).

Заполняют таблицу с графами:

«Знаю. Хочу узнать. Узнал».


Познавательные УУД.

Высказывают предположение на поставленный вопрос,

систематизируют информацию до изучения нового

материала, задают вопросы, на которые хотят

получить ответы.

Коммуникативные: демонстрируют имеющиеся знания, оформляют грамотно мысли в устной и письменной форме;

формируют умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в парах, в группе;

выявлять причины и следствия.

Регулятивные УУД.

Формирование умения адекватно оценивать свои знания.

Личностные УУД.

Осознают неполноту знаний,

проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

4-6мин.

А теперь попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: лишайники.

Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-нибудь царству?

Попробуйте сформулировать гипотезу (предположе

ние) (работа в группах).

Определите цель нашей работы?

А теперь предложите

план нашей работы.





















Где вы можете найти нужную информацию?

Ответы учащихся.

Предложения учащихся: «Если мы будем знать строение и способ питания , то сможем определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники».

Учащиеся предлагают: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

Составляют план работы:

1. Изучить строение лишайников.

2. Изучить способ питания лишайников.

3. Узнать, где обитают лишайники.

4. Выяснить значение лишайников в природе и для человека.

5 .Сформулировать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов.


Предложения учащихся: учебник, Интернет, справочники, энциклопедии, дополнительная литература, спросить.


Регулятивные УУД.

Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности и план решения проблемы.


Познавательные УУД.

Формируем умение анализировать, строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные УУД.

Умение свободно излагать свои мысли, слушать других.


5. Реализация построенного проекта.

10 мин.

(Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации).

 

Сейчас каждая пара получит свое задание.

Распределите ваши роли в паре. Выберите командира и оформителя результатов. Используя необходимую информацию, проанализируйте её, выполните предложенные в инструктивной карте задания, подготовьте выступление от пары и по одному вопросу для одноклассников.

Раздаются карты с заданиями. Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы.

1-ые пары работают над материалом “Понятие о лишайнике”.

2-ые анализирует материал “Строение лишайников”.

3-и по рис и тексту учебника изучают жизнедеятельность лишайников.

4-ые анализирует материал о значении лишайников в природе и жизни человека .

На работу дается 10 минут.

Подробные задания в Приложении 2.

Учащиеся работают в парах, осуществляют непосредственный контакт с новой информацией, выполняют задания инструктивной карты по мере осмысления этой информации, взятой из текста учебника или дополнительного материала. Готовят выступающих.

Личностные УУД

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД.

формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные УУД.

Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.


6. Первичное закрепление с комментированием (проговариванием во внешней речи).

10 мин.

Учитель проводит конкретизацию первичных знаний и просит представителям пар выступить с отчётом о проделанной работе по вопросам плана:

1. Лишайники часто встречаются на деревьях. Лишайники – паразиты? Что представляет собой организм лишайника?

2. Каково строение лишайника?

3. Как питается лишайник?

4. Какова их роль в природе и для человека?


Во время выступления учащихся учитель показывает слайды из презентации, демонстрирует способ поглощения воды лишайниками на примере фильтровальной бумаги, показывает применение лакмуса в химической лаборатории.

Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих, выполнили все задания инструктивной карты. Вспомните, для чего мы всё это делали? Как вы думаете, к какому же царству относятся лишайники?

Какой же вывод вы можете сделать на основе полученной информации?

Вы сделали совершенно правильный вывод!

Грибы, как вы узнали, способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником. С ними мы сегодня и познакомились на уроке.

По каждому вопросу выступают ученики от соответствующих пар, дав полный ответ на поставленные вопросы. Задают сами вопросы после своего выступления. Заполняют схемы, таблицы инструктивной карты.

































Высказывают суждения о систематическом положении лишайников на основе их строения:

лишайники – симбиотические организмы, состоящие из нитей (гиф) грибницы гриба и клеток зелёных водорослей или цианобактерий (синезелёных водорослей).

Вспомнив о симбиозе грибницы шляпочных грибов с корнями деревьев, относят лишайники к царству грибов.

Регулятивные УУД.

Умение давать развернутые ответы. Самоконтроль.

Коммуникативные УУД.

Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым к дополнению и коррекции ответа товарища.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5мин.

Ребята, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Поработайте над ними самостоятельно, каждый индивидуально, а затем мы проведём самоконтроль и самооценку.

Самостоятельная работа учащихся.


Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы и выставляют себе оценку.

Регулятивные УУД.

Формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения;

Формировать умение определять степень своей успешности на уроке.

8. Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание.

3мин.

Учитель подводит итоги урока, даёт позитивную оценку результатам

самостоятельной работы учащихся.

Даёт дифференцированное домашнее задание, комментирует его.

Творческое задание для всех: найти лишайники в ближайшем окружении, определить форму их слоевища, зарисовать в тетрадь и сделать вывод о чистоте окружающей нас воздушной среды.

Оценивают выступления одноклассников.

Записывают д/з.

Познавательные УУД.

Умение осуществлять анализ, творческую первработку, интерпретацию изучен-

 ной информации.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

2мин.

Учитель возвращает учащихся к их певоначальным

записям-предположениям (знаю, хочу узнать, узнал);

предлагает внести изменения,

дополнения.


Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока.

Подводит итоги.

Ребята, определите, как вы оцениваете свою работу на этом уроке? Для этого в листе самооценки ответьте на вопросы, подчеркнув нужное слово.

1. Я работал активно/ пассивно.

2. Своей работой я доволен /не доволен.

3. Урок для меня показался интересным /скучным.

4. Материал урока я усвоил/ не усвоил.


Ребята при необходимости корректируют свои записи; вспоминают тему, цели урока, проблему над которой работали. Делают вывод о достижении поставленной цели.



















Письменно оценивают свою работу. Сдают листы самооценки учителю.

Регулятивные УУД.

Умение соотносить

«новую» информацию со «старой», используя

знания, полученные на

стадии осмысления со-

держания.

Познавательные УУД.

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД.

Адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!