Предмет | Биология |
УМК | Т.А. Исаева, Н.И. Романова Биология 6 класс, Изд. «Русское слово»,2014 |
Класс | 6 |
Тип урока | освоение новых знаний |
Ресурсы: | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, дополнительная литература: книга для чтения, энциклопедии, справочники, проектор, мел, доска, таблицы, презентация, разработанная учителем |
Тема | Лист. Внешне и внутреннее строение листа. |
Цель | Сформировать представление о листе как сложном органе растения, выполняющем многочисленные функции в организме. |
Основные термины и понятия | Лист, вегетативные органы, жилкование листа, фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
научатся | получат возможность научиться |
Давать определение изученных понятий: жилкование листа, виды листьев | Выявлять отличительные признаки представителей однодольных и двудольных растений Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений | Регулятивные УУД: Умение планировать и регулировать свою деятельность Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности | Принятие социальной роли обучающегося Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Умение управлять своей познавательной деятельностью Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях |
Называть основные виды жилкования листьев | Приводить примеры основных видов жилкования листьев | Познавательные УУД: Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов Устанавливать причинно следственные связи Давать определения понятиям |
Описывать Клеточное строение листа | Обосновывать Взаимосвязь строения листа и выполняемой функции | Коммуникативные УУД: Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию Использовать информационные ресурсы для поиска информации строении растений |
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.
3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.
9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Актуализация | Организационный момент. Вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами - Какие вегетативные органы растения вы уже изучили? - Какое значение имеет корень растения? - Что представляет собой побег? - Какое значение имеет стебель растения? -Какое значение имеет почка растения? - Каковы особенности строения вегетативной почки? -Каковы особенности строения генеративной почки? | Взаимодействуют с учителем по определению первичного уровня знаний. Управляют поведением и деятельностью. |
| Мотивация | Первый на ветке, глянь, зеленеет, Осенью жёлтый цвет он имеет, В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь, Эту загадку на нём ты прочтёшь. Третий же крышу собой покрывает, Крыша такая уж течи не знает. А вот четвёртый в Венгрии жил И пианистом известным он был. (Лист.) Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися. «Лист. Внешне и внутреннее строение листа» | Определяют тему и цели урока. |
II | Выявление места и причины затруднения | Направить обучающихся на самостоятельное определение целей и задач занятия Что знаем | Что хотим узнать | Что узнали | | | | Познакомимся…. Узнаем… Будем учиться… Из чего состоят листья? Какие бывают листья по строению? Внутреннее строение листьев? - Строение листа: Из чего состоят листья? Какие бывают листья по строению? Внутреннее строение листьев? - Значение листа. | Определяют цели и выдвигают задачи урока. Формируют общую цель и задачи. . |
III | Планирование | Учитель организует работу: планирует и организует работу в группах, консультирует работу с инструкционной карточкой. На столах модели листьев разных цветов. Разделитесь на группы по цветам у рабочих столов, соответствующего цвета и выполните предложенное задание. Инструкция 1 1. Распределите роли в группе: Хранитель времени - следит за временем выполнения задания – 5 минут Художник – выполняет схематичный рисунок. Оформитель проекта – составляет схему ответа Оратор - представляет проект у доски. Исследователи – изучают источники информации, делают выводы 2. Прочитайте задание. 3. Проведите исследование. 4. Сделайте выводы. 5. Оформите проект в виде схемы и в виде рисунка. 6. Сделайте представление (презентацию) своего проекта. (На экран) Правила работы в группе Договариваться Не ссориться Быть терпимыми Не мешать другим | Самостоятельно контролируют собственное время и учатся управлять им, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Проверяют наличие в комплекте источников информации. Распределяют функции в группе Устанавливают рабочие отношения в группе. |
IY | Реализация плана | Организует работу обучающихся в группах: по выявлению отличительных признаков листьев. По строению листьев по виду жилкования по признакам однодольных и двудольных. | Добывают новые знания. Взаимодействие в групповом коллективе. Поиск и обработка ресурсов. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». |
| Первичное закрепление | Организует обсуждение результатов работы. | Анализ выполненной работы. Заполнение схем в рабочем листе. Взаимодействуют с учителем и обучающимися в ходе применения |
Y | Реализация плана по освоению новых знаний (смена формы работы, источника информации) | Организует работу обучающихся в парах по рядам по определению особенностей анатомии листа. На рельефной таблице «Внутреннее строение листа» и в учебнике рис.41 с.80. Лист состоит из клеток. Что образуют клетки сходные по строению и выполняющие одну функцию? Мы знакомились с типами и видами тканей? Но мы не знаем, какие из них образуют лист. Работа по рядам: 1 ряд кожица листа. 2 ряд мякоть листа 3 ряд проводящие пучки. | Заполнение таблицы «Внутреннее строение листа» Выстраивают причинно-следственные связи. Прогнозируют значение растений. |
| Первичное закрепление | Организует заполнение таблицы Подумайте, почему клетки кожицы прозрачны? | Фиксируют на бумаге свое «открытие».Добывают новые знания. Взаимодействие в парах Обработка источников информации. |
YI | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует обсуждение результатов работы, выполнение поставленной цели. | Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. |
| Включение в систему знаний и повторение | Игра третий лишний | |
| Рефлексия | Направить обучающихся на самостоятельную оценку достижения поставленных целей Что знаем | Что хотим узнать | Что узнали | | | | | Закончить предложение На уроке я узнал На уроке я научился Мне было сложно на уроке Мне было легко на уроке Мне было интересно на уроке Я хочу узнать |
| Домашнее задание | П. 20 Составить сказку «Внутренний мир листа» Выполнить проект «Самые, самые… листья». | Определяют свое задание. |