Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия учителя и ученика | Формируемые УУД |
1. Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Доброе утро! Настройтесь на работу! Сегодня мы будем читать, писать, выполнять задания, оценивать свою работу! Давайте определим настроение: Отличное? Хорошее? Не совсем готов? | Слушают учителя, вступают в диалог, готовят учебные материалы на рабочем столе | фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению Познавательные: осознают поставленную задачу Регулятивные: планируют вместе с учителем необходимые действия |
2. Актуализация и проблемное учебное действие | Беседа, ответы на вопросы | На доске записаны три предложения: Осень- чудесная пора. Солнце светит ярко. Солнце обнимает своим теплом прохожих. Перед вами три предложения из сочинения ученика. Что могло не понравиться учителю в данных предложениях? Какую ошибку в употреблении слова он нашел? Запишите 2и 3 предложения, исправив недочет. Прочитайте, что получилось? Какую часть речи использовали, чтобы избежать ненужного повтора? Что мы знаем о местоимении? Предлагаю детям поработать в парах (на партах распечатанная табличка. Нужно заполнить пустые строки | Отвечают на вопросы, строят высказывания. Дети предполагают, что в 3 предложении неуместно употреблено существительное «солнце» Солнце светит ярко. Оно обнимает своим теплом прохожих. Местоимение Местоимение часть речи…. | Отвечает на вопросы… | Изменяется по… | В предложении является | | | | | Употребляются вместо существительных, бывают 1,2,3лица изменяются по падежам, числам, родам в 3 лице, в предложении бывает подлежащим и дополнением. | Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на них, слушают, осуществляют свои действия в парах |
3. Выявление места и причины затруднения | Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | Прочитайте предложения. Выпишите из него все местоимения., определите лицо и падеж местоимений. 1. Я карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ним корову. 2. На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела. 3."Как мне не печалиться!" - ответил Иван-царевич. 4. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует. 5. Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра на пир привёз. 6. Отправляйся на пир, а я вслед за тобой буду. 7. Хоть бы в платочке её принёс. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы. | Групповая, индивидуальная | Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий Познавательные устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем свои действия, операции Коммуникативные: осуществляют свои действия в парах с учетом конкретных учебно- познавательных задач |
| | Прочитайте запись: У нее, к нему, до тебя, мне, за вами, пред тобой, к ним. Назовите лишнее, ответ обоснуйте. | Мне – лишнее, потому что без предлога | Формулируют ответ, высказывают и обосновывают свою точку зрения, вместе с учителем и одноклассниками делают выводы | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют учебную деятельность |
4. Целеполагание | Беседа по вопросам, формулировка правила, составление схемы. Демонстрация презентации по теме | Правописание местоимений с предлогами Местоимения с предлогами пишутся раздельно: за мной, с тобой и т.д. докажи! За (кем) мной С (кем?) тобой От (кого?) меня Измените местоимение 1 лица по падежам, используя предлоги! И.п я Р.п. у меня Д.п. ко мне В.п. на меня Т.п. со мной П.п. обо мне Как пишутся предлоги со словами? Почему? | | раздельно предлог-это тоже слово! | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют учебную деятельность. |
5. Практическая деятельность | Игра, письменная работа | Игра «Сколько местоимений в тексте» Прослушать текст, выписать местоимения, которые заметили. Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца. Я не понимал, что ей нужно и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Птица летает около человека и ловит насекомых на лету. Какие местоимения выписали? Как написали местоимения с предлогами? Почему? | Выписывают местоимения. Я, ко мне, она, у нее, я, ей, он, мне. Раздельно! | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать их Познавательные: читают и слушают, извлекают информацию Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают и исправляют допущенные ошибки Коммуникативные: осуществляют учебную деятельность с учетом конкретных учебно- познавательных задач, задают вопросы для уточнения последовательной работы |
6. Первичное закрепление | Письменная работа | Закрепляем наши знания, выполняет небольшой тест Тест Укажите местоимения 3 лица: А) я,вы Б) Он, они В) мы, ты 2. укажите местоимения 2 лица А) у тебя, у вас Б) у меня, у нас В) со мной, с ними Г) с ним, с ними 3. в каком предложении местоимение является подлежащим? А) У нас в классе есть аквариум. Б) Сегодня я пришел раньше В) Девочки вышли с нами на прогулку 4. Укажите предложение с местоимением 1-го лица, единственного числа: А) Дам тебе я хлебной корки Б) Жук летает над лужком, он устал ходить пешком. В) Мы шли-шли—шли, земляничку нашли. | Выполняют тест | Индивидуальная | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают трудности, ищут пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Игра «Четвертый лишний» На доске записаны группы слов. Одно слово в каждой группе лишнее. Обосновать свой ответ. Обо мне, о нас, нами, вам (вам- местоимение 2 лица) Их, о ней, меня, его (меня –местоимение 1 лица) Мы, но, он, вы (но-это союз) Тобой, вами, нас, о вас (нас- местоимение 1 лица) | Выполняют задания, обосновывая свой выбор | Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: используют приобретенные знания в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания | Что нового узнали на уроке? Какие затруднения выявились в процессе работы? Дайте оценку нашей работе: в конце работы нарисуйте смайлик: веселый, если урок понравился. Грустный, если нет. | Определяют свое эмоциональное состояние | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и исследовательских, аналитических умений. Регулятивные: оценивают свою работу. |