1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 9 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Раздел 3. Металлы и их соединения. |
Тема урока | Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза), их применение в быту и промышленности. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; |
Метапредметные Регулятивные УУД: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; Коммуникативные УУД: координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего плана; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; |
Предметные знать и понимать сущность понятия сплавы металлов; уметь описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; уметь формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): Сплавы металлов, свойства и применение сплавов, эксперимент, проблемное обучение. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок изучения нового материала посредством постановки проблемы и организацией групповой работы учащихся. Необходимое оборудование – Оборудование для учителя: интерактивная доска, конспект интерактивной доски, образцы сплавов металлов. Оборудование и реактивы для учащихся: образцы сплавов металлов (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Перед уроком учащиеся разбиваются на группы по 5-6 человек. В каждой группе выбирается координатор. Учитель демонстрирует слайды с изображениями изделий, состоящих из сплавов металлов. Предлагает учащимся ответить на вопрос, о каких материалах сегодня пойдёт речь? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Учитель организует устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагает сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить при изучении темы. Учащиеся формулируют вопросы: Узнать, что такое сплавы? Как их получают? Зачем сплавы создают? Каковы области применения сплавов? Пробуют дать определение понятию «сплавы». |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Из поставленных вопросов формулируется цель урока: узнать причины создания сплавов, изучить состав сплавов на примере стали, чугуна, дюралюминия, бронзы и рассмотреть области применения этих сплавов. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Учитель демонстрирует образцы сплавов, слайды с информацией о составе продемонстрированных сплавов. Организует учебное взаимодействие учеников в группе с целью изучения образцов сплавов, выданных на рабочие столы учеников, их физических свойств, фиксации результатов и обсуждения полученных сведений. Ученики фиксируют результаты работы в виде таблицы, приходят к выводам о состава и физических свойств сплавов. Учитель организует учебное исследование для выявления взаимосвязи состава сплавов и областями их применения. Создание проблемной ситуации: Почему чаще используют сплавы, а не чистые металлы? Учащиеся проводят коллективное исследование, Учащиеся выдвигают гипотезы и обосновывают их. Координаторы в группах фиксируют гипотезы. Участвуют в обсуждении содержания материала в ходе приёма «мозговой штурм». Учитель оценивает выдвинутые гипотезы и их обоснованность. Учащиеся делают выводы. |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Дайте определение понятию «сплавы металлов». Сформулируйте причины создания сплавов. На чем основано применение различных сплавов. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Учитель организует самостоятельную работу по применению изученного материала к решению частных задач: предлагаются несколько изображений объектов. Предположите какие из них сделаны из сплавов, которые вы характеризовали. На каких свойствах сплавов основано их использование. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
1. Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300 грамм 20% сплава и 200 грамм 40%. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
1.Выберите два высказывания, в которых говорится об алюминии как о химическом элементе: 1) Алюминий — лёгкий металл серебристо-белого цвета 2) Бокситы, в состав которых входит алюминий, являются важнейшей рудой, на которой базируется почти вся мировая алюминиевая промышленность 3) Алюминий легко реагирует с простыми веществами 4) Алюминий восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия) 5) Сплавы алюминия используют в судостроении. Запишите в поле ответа номера выбранных высказываний. Ответ_____________________________ |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Ваш сосед прочел в книге для садоводов, что при посадке плодовых деревьев и ягодных кустарников надо в яму для саженца, вместе с удобрениями положить несколько расплющенных и обожженных на костре металлических консервных банок. Он попросил вас объяснить смысл этого приема. Как вы это объясните с точки зрения химии? Почему нередко комнатные растения, посаженные в металлическую банку из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках? Ответ: Консервные банки изготовлены из специальной жести, устойчивой к коррозии и содержащей, помимо железа, олово и некоторые другие металлы. Все эти элементы являются необходимыми компонентами минерального питания растений (микроэлементами). Постепенно растворяясь под действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную минеральную подкормку, и растение растет лучше. Обжечь банки необходимо потому, что их поверхность изнутри покрыта специальным пищевым лаком, защищающим от коррозии. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Почему химически чистое железо является более стойким против коррозии, чем техническое железо? |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
2. Установите соответствие между легирующим элементом в сплаве и названием сплава. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту. ЛЕГИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ | НАЗВАНИЕ СПЛАВА | А) Cu, 50% Zn Б) Cu, 20% Sn В) Cu, 20% Ni Г) AL, Cu, Mn | 1) дюралюминий 2) мельхиор 3) латунь 4) бронза | |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Рефлексия своих действий: Мне это пригодиться в жизни. На уроке было над чем подумать На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы На уроке я поработал(а) добросовестно |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
В III веке до нашей эры на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса. У Колосса Родосского бронзовая оболочка была смонтирована на железном каркасе. Колосс Родосский считался одним из семи чудес света, однако прсуществовал всего 66 лет и рухнул во время землетрясения. С чем связана столь скоротечная жизнь этого чуда света? При обдумывании ответа на этот вопрос воспользуйтесь электрохимическим рядом напряжений металлов. |