СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность использования:

1. Развитие высокого уровня мотивации к учебной деятельности

2. Активизация познавательных интересов учащихся

3. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных" (6 класс)»

Технологическая карта урока русского языка

с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Тема урока, 6 класс: «Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных»

Задачи урока:

1) (обучающие: предметные ЗУН) : научиться выбирать и использовать полученные знания.

2) (развивающие: УУД) :

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Регулятивные: планировать, оценивать результаты работы.

Коммуникативныепланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3) (воспитательные: личностные качества или УУД) :. устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.


Этап урока

Планируемые результаты (предметные, УУД)

Содержание деятельности (взаимодействия)

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Организационный момент

Личностные: самоопределение (самостоятельность)

Приветствие. Настрой учащихся на работу.

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний

Регулятивные

:определение темы и цели урока.

Познавательная: постановка цели деятельности.

Прочитайте слова (записаны на доске):

Осенний, искусственный, экскурсионный, овсяный, репетиционный, ветряной, ответственный; медленный, лебединый; лошадиный, гостиная, соловьиный, змеиный, коренной, торжественный, телефонный; кожаный, общественный, свиной.

- Какими частями речи являются записанные слова?

- Выделите их суффиксы.



- Что интересного заметили?




(побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?




Над какой темой будем работать?

Читают






Прилагательными.

Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации.

Среди этих прилагательных есть те, которые имеют в суффиксе Н, а есть те, которые имеют НН.


Почему в одних суффиксах имён прилагательных пишется Н, а в других НН? (Учебная проблема как вопрос).


(формулируют тему урока): Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

3.Первичное усвоение новых знаний.

Познавательные: поиск необходимой информации.

Регулятивные: Понимание и осознание задачи, осознание возникшей проблемной ситуации

Запишите тему урока.

Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН суффиксах прилагательных?


Все с этим согласны? Все ли относительные прилагательные пишутся с Н?


Какие ещё есть гипотезы?


С этой гипотезой все согласны?


Учитель: Другие гипотезы есть?

Н пишется в относительных прилагательных (Ошибочная гипотеза)

Прилагательное экскурсионный – относительное, но пишется НН;

Прилагательное лебединый – притяжательное, но пишется Н.


НН пишется на стыке корня и суффикса

В словах осенний, коренной и телефонный действительно НН пишется на стыке корня и суффикса, но в словах искусственный, экскурсионный, репетиционный, ответственный, медленный, торжественный, общественный – НН именно в суффиксе

4.Физминутка.

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья

Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами: Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.) Мы летать устали что-то, Приземлились на болото. (Несколько глубоких приседаний.) И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. ( повороты туловища вправо и влево.) По опушке зайчик скачет, Словно белый мягкий мячик. Раз прыжок и два прыжок - Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки.) Хоть приятно здесь кататься, Надо снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

Дети выполняют движения. Развивают координацию движений, согласовывают движения с речью.

5.Воспроизведение нового знания

Коммуникативные: участие в диалоге, в общей беседе, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: понимать учебную задачу, действовать по плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности.

Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать?


Какую закономерность заметили?



Как проверить вашу гипотезу?



Что дала проверка?



Сформулируйте общий вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишутся Н и НН?



А теперь обратите внимание на слова, написанные на доске: стеклянный, оловянный, деревянный. Что интересного заметили?







Какой возникает вопрос?



Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания

Мы с вами оказались в ситуации, когда для решения проблемы нам не хватает знаний. Поэтому предлагаю прочитать учебник и после этого объяснить причину такого необычного написания.

Как же объяснить причину написания в словах стеклянный, оловянный, деревянный НН?

О какие ещё исключениях вы узнали?

Запишите в тетрадь слова-исключения.

Н и НН. (Группируют слова).



Н пишется в суффиксах –ин, –ан, –ян; НН – в суффиксах –енн, –онн, (Решающая гипотеза).

Выпишем в первый столбик слова с Н, а во второй – с НН и посмотрим на их суффиксы.

Прилагательные первого столбика имеют суффиксы –ин, –ан, –ян, а прилагательные второго столбика – суффиксы –енн, –онн. Также во 2 столбике оказались прилагательные, у которых корень заканчивается на Н, и имеющие суффикс Н): прилагательные с суффиксами–ин, –ан, –ян пишутся с Н, а прилагательные с суффиксами–енн, –онн - НН; НН пишется также в прилагательных, у которых корень заканчивается на Н, и имеющих суффикс Н.

Это прилагательные с суффиксами -ян у которых почему-то в суффиксе пишется НН.

Почему у прилагательных стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН?


(выдвигают свои предположения)


Это исключения из правил.

Ветреный пишется с Н, но в словах с приставкой будет писаться НН: безветренный, подветренный.

6.Рефлексия

Регулятивные: оценка результатов работы

Личностные: личностное самоопределение

 Учитель: Так как же мы решили проблему?


Где мы можем подтвердить правильность нашего суждения?

Откройте учебник и прочитайте правило в слух.

в именах прилагательных, образованных от существительных, Н пишется в суффиксах –ан, -ян, -ин, НН пишутся в суффиксах – онн, енн и с основой на н.

7.Домашнее задание


1.Выучить правило на стр.186(всем)

2.Составить алгоритм применения изученного правила(по выбору)

3.На основе изученного материала составить словарный диктант (10-15 слов)(по выбору)

Урок окончен! До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!