2.Актуализация знаний | Регулятивные :определение темы и цели урока. Познавательная: постановка цели деятельности. | Прочитайте слова (записаны на доске): Осенний, искусственный, экскурсионный, овсяный, репетиционный, ветряной, ответственный; медленный, лебединый; лошадиный, гостиная, соловьиный, змеиный, коренной, торжественный, телефонный; кожаный, общественный, свиной. - Какими частями речи являются записанные слова? - Выделите их суффиксы. - Что интересного заметили? (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос? Над какой темой будем работать? | Читают Прилагательными. Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации. Среди этих прилагательных есть те, которые имеют в суффиксе Н, а есть те, которые имеют НН. Почему в одних суффиксах имён прилагательных пишется Н, а в других НН? (Учебная проблема как вопрос). (формулируют тему урока): Н и НН в суффиксах имён прилагательных. |
3.Первичное усвоение новых знаний. | Познавательные: поиск необходимой информации. Регулятивные: Понимание и осознание задачи, осознание возникшей проблемной ситуации | Запишите тему урока. Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН суффиксах прилагательных? Все с этим согласны? Все ли относительные прилагательные пишутся с Н? Какие ещё есть гипотезы? С этой гипотезой все согласны? Учитель: Другие гипотезы есть? | Н пишется в относительных прилагательных (Ошибочная гипотеза) Прилагательное экскурсионный – относительное, но пишется НН; Прилагательное лебединый – притяжательное, но пишется Н. НН пишется на стыке корня и суффикса В словах осенний, коренной и телефонный действительно НН пишется на стыке корня и суффикса, но в словах искусственный, экскурсионный, репетиционный, ответственный, медленный, торжественный, общественный – НН именно в суффиксе |
4.Физминутка. | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами: Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.) Мы летать устали что-то, Приземлились на болото. (Несколько глубоких приседаний.) И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. ( повороты туловища вправо и влево.) По опушке зайчик скачет, Словно белый мягкий мячик. Раз прыжок и два прыжок - Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки.) Хоть приятно здесь кататься, Надо снова заниматься. (Дети садятся за парты.) | Дети выполняют движения. Развивают координацию движений, согласовывают движения с речью. |
5.Воспроизведение нового знания | Коммуникативные: участие в диалоге, в общей беседе, умения высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: понимать учебную задачу, действовать по плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятельности. | Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? Какую закономерность заметили? Как проверить вашу гипотезу? Что дала проверка? Сформулируйте общий вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишутся Н и НН? А теперь обратите внимание на слова, написанные на доске: стеклянный, оловянный, деревянный. Что интересного заметили? Какой возникает вопрос? Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания Мы с вами оказались в ситуации, когда для решения проблемы нам не хватает знаний. Поэтому предлагаю прочитать учебник и после этого объяснить причину такого необычного написания. Как же объяснить причину написания в словах стеклянный, оловянный, деревянный НН? О какие ещё исключениях вы узнали? Запишите в тетрадь слова-исключения. | Н и НН. (Группируют слова). Н пишется в суффиксах –ин, –ан, –ян; НН – в суффиксах –енн, –онн, (Решающая гипотеза). Выпишем в первый столбик слова с Н, а во второй – с НН и посмотрим на их суффиксы. Прилагательные первого столбика имеют суффиксы –ин, –ан, –ян, а прилагательные второго столбика – суффиксы –енн, –онн. Также во 2 столбике оказались прилагательные, у которых корень заканчивается на Н, и имеющие суффикс Н): прилагательные с суффиксами–ин, –ан, –ян пишутся с Н, а прилагательные с суффиксами–енн, –онн - НН; НН пишется также в прилагательных, у которых корень заканчивается на Н, и имеющих суффикс Н. Это прилагательные с суффиксами -ян у которых почему-то в суффиксе пишется НН. Почему у прилагательных стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН? (выдвигают свои предположения) Это исключения из правил. Ветреный пишется с Н, но в словах с приставкой будет писаться НН: безветренный, подветренный. |
6.Рефлексия | Регулятивные: оценка результатов работы Личностные: личностное самоопределение | Учитель: Так как же мы решили проблему? Где мы можем подтвердить правильность нашего суждения? Откройте учебник и прочитайте правило в слух. | в именах прилагательных, образованных от существительных, Н пишется в суффиксах –ан, -ян, -ин, НН пишутся в суффиксах – онн, енн и с основой на н. |