Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем знакомство с химическим составом клетки. У вас уже есть определенный багаж знаний по этому вопросу и сегодня на уроке мы его пополним новой интересной информацией. Обозначает проблему, предлагая следующую информацию: На доске слова полисахариды, белки, нуклеиновые кислоты. Посмотрите на доску. Перед вами названия трех веществ. Два из них вам известны, а одно является новым (слайд 1) -Какие вы уже знаете? -Что является новым? | - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую тему урока |
Актуализация | Организует работу для выяснения объема знаний обучающихся по определению понятия полимеры -Что объединяет полисахариды и белки? (они являются полимерами) - Что такое полимер? (Цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров); -Что является мономерами белков и полисахаридов? (аминокислоты и моносахариды) -Как вы думаете, случайно ли нуклеиновые кислоты оказались в одном ряду с белками и полисахаридами? Что это можем означать? ( то, что они также являются полимерами). Мы с вами выдвигаем гипотезу, что нуклеиновые кислоты являются полимерами. И если мы это сможем доказать, то в конце урока наша гипотеза станет научным фактом. Значит, нам придется это доказать. Создает условия для формулирования темы урока. Определяет тему в сотрудничестве с обучающимися (слайд2) Нуклеиновые кислоты: классификация, строение, функции | вспоминают нужную информацию, изученный ранее материал, отвечают на поставленный вопрос (в этот момент отрабатывается минимум) Высказывают свое мнение полимеры, ранее изученные. Термин нуклеиновые кислоты является новым формулируют тему урока |
Планирование | Исходя из темы урока, подводит обучающихся к формулировке целей урока: -сформировать понятие о нуклеиновых кислотах -изучить строение, функции и местонахождение в клетке нуклеиновых кислот, - выявить их сходства и отличия Сегодня мы поговорим о веществах, которые отвечают за хранение и передачу наследственной информации. Встречаются они в ядре (по латыни «ядро» - нуклеус). Имеют кислую среду, поэтому они называются нуклеиновые кислоты | - задают уточняющие вопросы; -отвечают на поставленные вопросы -ставят цель урока -определяют задачи |
Реализация плана | Дает информацию о нуклеиновых кислотах Нуклеиновые кислоты были открыты в 60-х годах 19 века швейцарским ученым Мишером. Он их обнаружил в ядрах клеток и назвал нуклеином. Однако в связи с недостаточным уровнем развития лабораторной техники установить точное химическое строение нуклеина Мишер не смог. Лишь к концу 30-х годов 20 столетия был уточнен химический состав нуклеиновых кислот, а также установлено, что имеется два типа нуклеиновых кислот ДНК и РНК и что они входят состав клеток всех без исключения живых существ на Земле. Нуклеиновые кислоты – полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. Схематично их можно изобразить так: Н-Н-Н-Н-Н-Н-Н-Н - Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, углевода и остатка фосфорной кислоты (слайд 3) - В зависимости от углевода различают два типа нуклеиновых кислот – дезоксирибонуклеиновые (сокращенно ДНК) и рибонуклеиновые (РНК) (слайд 4-6) Название кислот обусловлено тем, что молекула ДНК содержит дезоксирибозу, а молекула РНК – рибозу. Организует работу в парах по инструктивным картам с текстом учебника и материалами слайдов 4-6 распечатанных на каждый стол(приложение) Физминутка совмещенная с терминологической работой (учитель демонстрирует табличку с терминами «полимер», «мономер». Необходимо найти примеры, размещенные на стенах класса) | работают в парах по инструктивной карте |
Первичное закрепление | По результатам самостоятельной работы заполнить таблицу на интерактивной доске (слайд7) Сходство и различия молекул ДНК и РНК. Признаки сравнения | ДНК | РНК | Сходство | Полимеры, мономерами являются нуклеотиды, З азотистых основания А,Г,Ц , остаток фосфорной кислоты | Различия | | | 1.Структура | Двойная спираль | Цепочка нуклеотидов | 2.Мономеры | нуклеотид | нуклеотид | 3.Азотистые основания | А, Г, Ц,Т | А, Г, Ц,У | 4. Углевод | Дезоксирибоза | Рибоза | 5.Локализация в клетке | Ядро, митохондрии, хлоропласты | Ядро, рибосомы, митохондрии, хлоропласты | 6. Свойства | Способна к самоудвоению | Не способна к самоудвоению | 7.Функции | Хранение и передача наследственной информации | Участие в синтезе белков | Выявляет затруднения и проводит коррекцию Демонстрация слайда(8) Удивителен мир природы. Посмотрите, как похожи эти малыши на своих родителей. Это сходство обусловлено функцией ДНК сохранять и передавать наследственную информацию от родителей к детям. Как же это происходит? Выполнению этой функции способствует свойство ДНК удваиваться. Этот процесс называется репликация. В 1953 году Джеймс Уотсон (американец) и англичанин Френсис Крик (слайд 9 ) установили двухцепочечную структуру молекулы ДНК. Нуклеотиды в цепочках располагались по принципу комплементарности (10) слайд Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований в молекуле ДНК. А-Т, Г-Ц. А-Т-Г-Ц-А-А-Т-Ц-Ц-Г Т-А-Ц-Г-Т-Т-А- Г-Г-Ц Подчиняется закону Эрвина Чаргаффа: Количество пуриновых оснований (А,Г) равно количеству пиримидиновых (У,Т, Ц), количество аденина равно количеству тимина, а гуанина – количеству цитозина (А=Т) +(Г=Ц) =100 % (слайд 11) Демонстрация видеоролика В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? Количество всех нуклеотидов ДНК составляет 100% (А+Т+Г+Ц=100%). Согласно правила Чаргаффа, количество цитозина равно количеству гуанина (Ц=Г=30%), а сумма количества цитозина и гуанина равна 60% (Ц+Г=60%). На аденин и тимин остается 40% (А+Т=100-(Ц+Г)=100-60=40%). А так как аденин и тимин содержатся в молекуле ДНК в равных количествах, то количество и аденина, и тимина составит по 20% (А=Т=40:2=20%). За открытие структуры ДНК Джеймс Уотсон, Френсис Крик и Морис Уилкинс (англ. биофизик) были удостоены Нобелевской премии. | выполняют задания, отвечают на вопросы, корректируют свои ответы |
Включение в систему знаний и повторение | Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность Организация выполнения задания в инструктивной карте (приложение) с самопроверкой | выполняют задания, сверяя результаты с эталоном, корректируют свои ответы |
Рефлексия | Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Вначале урока мы выдвинули гипотезу. Какую? Удалось ли нам это доказать? -Почему нуклеиновые кислоты являются полимерами? Чем глубже вы изучаете предмет, тем больше вопросов у вас возникает. И на сегодняшнем уроке мы постарались ответить на часть из них. Задавайте вопросы, ищите ответы на них. И может быть ваши имена тоже будут стоять рядом с именами известных ученых – биология ждет вас. Ей нужны умные, энергичные и талантливые ученые. | - определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. |
Домашнее задание | Всем: § 9, упр. №2 стр.43 Индивидуально: упр. №3 стр.43 Творческое задание: составить синквейн (слайд 12) | - записывают задание |