СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Нуклеиновые кислоты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по теме : "Нуклеиновые кислоты"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Нуклеиновые кислоты"»



Технологическая карта урока.



Предмет, класс биология, 9 класс

Автор УМК В.В. Пасечик

Тема урока : Нуклеиновые кислоты

Тип урока «открытие новых знаний»

Ресурсы: учебник, инструктивная карта, интерактивная доска

Основные понятия: нуклеиновые кислоты; нуклеотид; ДНК и РНК;

комплементарность, правило Чаргаффа





Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные


научатся

-давать определение понятиям:

нуклеиновые кислоты; нуклеотид; ДНК и РНК;

комплементарность, правило Чаргаффа

- различать и сравнивать молекулы, ДНК и РНК

получат возможность научиться

-применять полученные знания в соответствии с решаемой задачей;


В результате урока учащиеся смогут


Познавательные УУД :

-устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы;

-использовать знаково-символические средства;


Регулятивные УУД:

- продолжить формирование умений формулировать цели урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения;

-планировать свою деятельность и прогнозировать результаты

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать свои ошибки самостоятельно.


Коммуникативные:

-вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других;

- овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения;

-регулировать собственное речевое поведение;

- выражать и аргументировать свою точку зрения;


В результате урока учащиеся смогут


-формировать добросовестное отношение к учению и умение управлять своей познавательной деятельностью;

-понимать значимость естественно-научных знаний для решения практических задач;




Организационная структура урока

(урок открытия нового знания)


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Мотивация

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем знакомство с химическим составом клетки. У вас уже есть определенный багаж знаний по этому вопросу и сегодня на уроке мы его пополним новой интересной информацией.

Обозначает проблему, предлагая следующую информацию:

На доске слова полисахариды, белки, нуклеиновые кислоты. Посмотрите на доску. Перед вами названия трех веществ. Два из них вам известны, а одно является новым (слайд 1)

-Какие вы уже знаете?

-Что является новым?

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока

Актуализация

Организует работу для выяснения объема знаний обучающихся по определению понятия полимеры

-Что объединяет полисахариды и белки? (они являются полимерами)

- Что такое полимер? (Цепь, состоящая из многочисленных звеньев – мономеров);

-Что является мономерами белков и полисахаридов? (аминокислоты и моносахариды)

-Как вы думаете, случайно ли нуклеиновые кислоты оказались в одном ряду с белками и полисахаридами? Что это можем означать? ( то, что они также являются полимерами). Мы с вами выдвигаем гипотезу, что нуклеиновые кислоты являются полимерами. И если мы это сможем доказать, то в конце урока наша гипотеза станет научным фактом.

Значит, нам придется это доказать.



Создает условия для формулирования темы урока. Определяет тему в сотрудничестве с обучающимися (слайд2)


Нуклеиновые кислоты: классификация, строение, функции

вспоминают нужную информацию, изученный ранее материал, отвечают на поставленный вопрос (в этот момент отрабатывается минимум)

Высказывают свое мнение

полимеры, ранее изученные. Термин нуклеиновые кислоты является новым








формулируют тему урока

Планирование

Исходя из темы урока, подводит обучающихся к формулировке целей урока:

-сформировать понятие о нуклеиновых кислотах

-изучить строение, функции и местонахождение в клетке нуклеиновых кислот,

- выявить их сходства и отличия


Сегодня мы поговорим о веществах, которые отвечают за хранение и передачу наследственной информации. Встречаются они в ядре (по латыни «ядро» - нуклеус). Имеют кислую среду, поэтому они называются нуклеиновые кислоты


- задают уточняющие вопросы;

-отвечают на поставленные вопросы

-ставят цель урока

-определяют задачи


Реализация плана

Дает информацию о нуклеиновых кислотах

Нуклеиновые кислоты были открыты в 60-х годах 19 века швейцарским ученым Мишером. Он их обнаружил в ядрах клеток и назвал нуклеином. Однако в связи с недостаточным уровнем развития лабораторной техники установить точное химическое строение нуклеина Мишер не смог. Лишь к концу 30-х годов 20 столетия был уточнен химический состав нуклеиновых кислот, а также установлено, что имеется два типа нуклеиновых кислот ДНК и РНК и что они входят состав клеток всех без исключения живых существ на Земле.

Нуклеиновые кислоты – полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. Схематично их можно изобразить так: Н-Н-Н-Н-Н-Н-Н-Н

- Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, углевода и остатка фосфорной кислоты (слайд 3)

- В зависимости от углевода различают два типа нуклеиновых кислот – дезоксирибонуклеиновые (сокращенно ДНК) и рибонуклеиновые (РНК) (слайд 4-6)

Название кислот обусловлено тем, что молекула ДНК содержит дезоксирибозу, а молекула РНК – рибозу.

Организует работу в парах по инструктивным картам с текстом учебника и материалами слайдов 4-6 распечатанных на каждый стол(приложение)

Физминутка совмещенная с терминологической работой (учитель демонстрирует табличку с терминами «полимер», «мономер». Необходимо найти примеры, размещенные на стенах класса)





























работают в парах по инструктивной карте

Первичное закрепление


По результатам самостоятельной работы заполнить таблицу на интерактивной доске (слайд7)


Сходство и различия молекул ДНК и РНК.


Признаки сравнения


ДНК

РНК

Сходство

Полимеры, мономерами являются нуклеотиды, З азотистых основания А,Г,Ц , остаток фосфорной кислоты



Различия



1.Структура

Двойная спираль


Цепочка

нуклеотидов


2.Мономеры

нуклеотид

нуклеотид

3.Азотистые основания

А, Г, Ц,Т

А, Г, Ц,У

4. Углевод

Дезоксирибоза

Рибоза

5.Локализация в клетке

Ядро, митохондрии, хлоропласты

Ядро, рибосомы,

митохондрии, хлоропласты

6. Свойства

Способна к самоудвоению

Не способна к самоудвоению

7.Функции

Хранение и передача наследственной информации


Участие в синтезе белков



Выявляет затруднения и проводит коррекцию



Демонстрация слайда(8)


Удивителен мир природы. Посмотрите, как похожи эти малыши на своих родителей. Это сходство обусловлено функцией ДНК сохранять и передавать наследственную информацию от родителей к детям. Как же это происходит? Выполнению этой функции способствует свойство ДНК удваиваться. Этот процесс называется репликация.

В 1953 году Джеймс Уотсон (американец) и англичанин Френсис Крик (слайд 9 ) установили двухцепочечную структуру молекулы ДНК. Нуклеотиды в цепочках располагались по принципу комплементарности (10) слайд

Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований в молекуле ДНК. А-Т, Г-Ц.

А-Т-Г-Ц-А-А-Т-Ц-Ц-Г

Т-А-Ц-Г-Т-Т-А- Г-Г-Ц

Подчиняется закону Эрвина Чаргаффа: Количество пуриновых оснований (А,Г) равно количеству пиримидиновых (У,Т, Ц), количество аденина равно количеству тимина, а гуанина – количеству цитозина

(А=Т) +(Г=Ц) =100 % (слайд 11)


Демонстрация видеоролика

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

Количество всех нуклеотидов ДНК составляет 100% (А+Т+Г+Ц=100%). Согласно правила Чаргаффа, количество цитозина равно количеству гуанина (Ц=Г=30%), а сумма количества цитозина и гуанина равна 60% (Ц+Г=60%). На аденин и тимин остается 40% (А+Т=100-(Ц+Г)=100-60=40%). А так как аденин и тимин содержатся в молекуле ДНК в равных количествах, то количество и аденина, и тимина составит по 20% (А=Т=40:2=20%).

За открытие структуры ДНК Джеймс Уотсон, Френсис Крик и Морис Уилкинс (англ. биофизик) были удостоены Нобелевской премии.



выполняют задания, отвечают на вопросы, корректируют свои ответы

Включение в систему знаний и повторение

Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность

Организация выполнения задания в инструктивной карте (приложение) с самопроверкой

выполняют задания, сверяя результаты с эталоном, корректируют свои ответы

Рефлексия


  • Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

  • Выставляет и комментирует отметки.

  • Подводит итоги урока.


Вначале урока мы выдвинули гипотезу. Какую? Удалось ли нам это доказать?

-Почему нуклеиновые кислоты являются полимерами?

Чем глубже вы изучаете предмет, тем больше вопросов у вас возникает. И на сегодняшнем уроке мы постарались ответить на часть из них. Задавайте вопросы, ищите ответы на них. И может быть ваши имена тоже будут стоять рядом с именами известных ученых – биология ждет вас. Ей нужны умные, энергичные и талантливые ученые.







- определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.


Домашнее

задание

Всем: § 9, упр. №2 стр.43

Индивидуально: упр. №3 стр.43

Творческое задание: составить синквейн (слайд 12)

- записывают задание