СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Однородные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет обучающимся целостно воспринимать и понимать текст, научит анализировать и интерпретировать текст, способствует развитию устной речи и, как следствие - письменной речи, то есть является средством формирования читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Однородные члены предложения"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Вагайская средняя общеобразовательная школа







Разработка урока по теме: «Однородные члены предложения»

ФИО учителя: Безуглова А.В.

Должность: учитель русского языка и литературы







2023



Аннотация.

Актуальность работы: анализируя результаты Всероссийских проверочных работ, работ по диагностике УУД и читательских умений, мы увидели, что многие обучающиеся нашей школы не умеют работать с текстом, не дочитывают вопрос или задание до конца. Затрудняются письменно изложить информацию, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Не умеют анализировать, сравнивать, делать выводы, объективно оценивать результаты своей работы.

Поэтому научить обучающихся пользоваться текстом как источником знаний и информации, способствовать развитию самостоятельной читательской деятельности – это та задача, которая стоит перед современным учителем. Данный урок направлен на развитие познавательных интересов обучающихся, самостоятельного мышления, умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.

Цель: формирование у обучающихся пятого класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией.

Задачи: -продемонстрировать различные приёмы работы с текстом на уроке русского языка;

-отработать приёмы работы с текстом на деятельностной основе;

-научить высказывать в устной и письменной форме оценочные суждения;

-научить извлекать из текстов полезную информацию, которая может пригодиться и в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты: - обучающиеся научатся находить в тексте требуемую информацию: главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную;

-задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

-откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

-использовать полученную информацию для установления причинно- следственных отношений и связей.

Условия проведения: в классе.

Форма проведения: урок.

Оценка автором её эффективности: данный урок поможет обучающимся целостно воспринимать и понимать текст, научит анализировать и интерпретировать текст, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи, то есть является средством формирования читательской грамотности.



Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Однородные члены предложения

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-учить проверять себя

-учить давать оценку своим действиям

-учить управлять своим настроением, умением выражать эмоции

Метапредметные:

-уметь соотносить способ действия и его результат с установленными критериями, обнаруживать отклонения и отличия, осуществлять коррекцию

-продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать свои действия с ними, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

-уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать

Предметные:

-повторить сведения об однородных членах предложения

-показать выразительные возможности конструкций с однородными членами предложений

-закрепить умения и навыки по расстановке знаков препинания при однородных членах предложения

-совершенствовать орфографические умения и навыки обучающихся

- определять проблемы собственной учебно-познавательной деятельности и устанавливать их причины

Оборудование: проектор, компьютер, презентация



Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на активную работу. Рассказывает притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый своими учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
   — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
   — Всё в твоих руках.

-Ребята, как вы думаете, о чём эта притча?

Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. Слушают притчу.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.


Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Актуализация знаний

Приём «Верные» и «неверные» утверждения

Записать число, классная работа (1 слайд)

«Верные» и «неверные» утверждения (2 слайд)

  1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и обычно выражаются словами одной и той же части речи.

  2. Однородными членами предложения могут быть только подлежащее и сказуемое.

  3. Однородные члены предложения произносятся с перечислительной информацией.

  4. В предложении «Мороз щипал уши, лицо и руки» однородными членами являются дополнения: уши, лицо и руки.

  5. В предложении «Мы купались, и загорали» перед союзом и нужна запятая.


Правильные ответы: (3 слайд)

1.+

2.-

3.+

4.+

5.-

Критерии оценивания (4 слайд)

Выход на тему урока.

-Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

-Верно, будем повторять однородные члены предложения (5 слайд)

Учащиеся записывают число, классная работа.

Выполняют задание самостоятельно в тетрадях.

Затем обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка).

Проверяют и оценивают напарника по критериям, предложенным учителем.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные: проводят взаимопроверку, определяют уровень знаний, формируется стремление к познанию.


Предметные: повторяют определение «однородные члены предложения», знаки препинания при однородных членах предложения.


Работа с текстом

-Учитель предлагает обучающимся внимательно прочитать текст (6 слайд), раздаёт карточки с текстом.

-Переходим к выполнению первого задания (задания напечатаны на карточке после текста), (7 слайд). Озаглавьте предложенный текст.

Спрашивает варианты ответов, открывает критерии оценивания (8 слайд)


Читают текст.

Озаглавливают текст, читают свои варианты ответов, обсуждает весь класс. Затем учащиеся проверяют себя по критериям оценивания, ставят баллы.

Метапредметные: уметь соотносить способ действия и его результат с установленными критериями, обнаруживать отклонения и отличия, осуществлять коррекцию.



На основании прочитанного текста объясните значение слова «человековедение», запишите своё толкование в тетрадь одним – двумя предложениями, используя при этом однородные члены предложения (9 слайд)

Толкование учителем этого определения (10 слайд)

Критерии оценивания (11 слайд)



Выполняют письменно задание в тетради, зачитывают варианты ответов, обсуждают, проверяют свой ответ, оценивают себя по критериям, предложенным учителем.


Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать свои действия с ними, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка.



Представьте себе, что в следующем учебном году у вас начинается новый предмет «Человековедение», сформулируйте 2–3 темы, которые, по вашему мнению, вы будете изучать (12 слайд)

Критерии оценивания (13 слайд)



Выполняют письменно задание в тетради, зачитывают варианты ответов, обсуждают, проверяют свой ответ, оценивают себя по критериям, предложенным учителем.


Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать.



Рассмотрите рис. 1. Можно ли отнести специалистов наркологической службы к «человековедам»? Объясните свою позицию, используя предложения с однородными членами (2-4 предложения) (14 слайд)

Критерии оценивания (15 слайд)



Выполняют письменно задание в тетради, зачитывают варианты ответов, обсуждают, проверяют свой ответ, оценивают себя по критериям, предложенным учителем.


Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать.

Физминутка


Зачитывает предложения, если в предложении есть однородные члены, то надо встать, если их нет, то сесть.

1.На столе стоят чашки и блюдца.

2.В лесу растут сосны, ели, осины.

3.У меня сегодня отличное настроение.

4.В портфеле лежат учебники, тетради и карандаши.

5.У меня сегодня шесть уроков.

6.Снег лежит на крышах, дорогах и деревьях.


Делают физминутку.



Работа с текстом

Запишите номера предложений из текста, в которых есть однородные члены предложения (16 слайд)

Критерии оценивания (17 слайд)



Выполняют письменно задание в тетради, зачитывают варианты ответов, обсуждают, проверяют свой ответ, оценивают себя по критериям, предложенным учителем.


Предметные: умение находить предложения с однородными членами.



Как вы понимаете выражение В. А. Сухомлинского: «Учительская профессия – это человековедение…». Запишите свой ответ 2-3 предложениями, используя однородные члены предложения (18 слайд)

Критерии оценивания (19 слайд)

Выполняют письменно задание в тетради, зачитывают варианты ответов, обсуждают, проверяют свой ответ, оценивают себя по критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать свои действия с ними, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка.



Рассмотрите рис. 2. Специалист какой профессии должен обладать даром «человековедения»? Докажите свою точку зрения, используя предложения с однородными членами (2-4 предложения).

(20 слайд)

Критерии оценивания (21 слайд)


Выполняют письменно задание в тетради, зачитывают варианты ответов, обсуждают, проверяют свой ответ, оценивают себя по критериям, предложенным учителем.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать.

Рефлексия


Учитель задаёт вопросы (22 слайд)


Отвечают на вопросы, подсчитывают баллы, ставят себе оценку за урок.

Регулятивные: определять проблемы собственной учебно-познавательной деятельности и устанавливать их причины.















Список литературы:

https://kimc.ms/soobshchestva/gmo/gmo-ruslit/metodicheskaya-kopilka/[ЭИ]%20Сборник%20Читательской%20грамотности%20(5–9%20классы).pdf



































Приложение

Лист оценивания

ученика(цы) 5 «а» класса ________________



№ п/п

Задание

Количество баллов

1

«Верные» и «неверные» утверждения


2

Озаглавьте предложенный текст


3

На основании прочитанного текста объясните значение слова «человековедение», запишите своё толкование в тетрадь одним – двумя предложениями, используя при этом однородные члены предложения


4

Представьте себе, что в следующем учебном году у вас начинается новый предмет «Человековедение», сформулируйте 2–3 темы, которые, по вашему мнению, вы будете изучать


5

Рассмотрите рис. 1. Можно ли отнести специалистов наркологической службы к «человековедам»? Объясните свою позицию, используя предложения с однородными членами (2-4 предложения).


6

Запишите номера предложений из текста, в которых есть однородные члены предложения.



7

Как вы понимаете выражение В. А. Сухомлинского: «Учительская профессия – это человековедение…». Запишите свой ответ 2-3 предложениями, используя однородные члены предложения.



8

Рассмотрите рис. 2. Специалист какой профессии должен обладать даром «человековедения»? Докажите свою точку зрения, используя предложения с однородными членами (2-4 предложения).


Итого





Внимательно прочитайте текст.

1.В нашем спорте есть немало тренеров, обладающих даром человековедения. 2.Они есть и в футболе, и в хоккее, и в баскетболе, и в легкой атлетике... 3.Кого поставить на матч? 4.Кого посадить на скамейку запасных? 5.С кем следует расстаться навсегда? 6.Кто обещает стать первоклассным спортсменом, хотя этого не знает пока ни один человек? 7.Эти вопросы, постоянно терзающие, мучающие тренера, может по - настоящему решать только один человек, способный быть глубоким психологом...

Задания:

1.Озаглавьте предложенный текст.

2.На основании прочитанного текста объясните значение слова «человековедение», запишите своё толкование в тетрадь одним – двумя предложениями, используя при этом однородные члены предложения.

3.Представьте себе, что в следующем учебном году у вас начинается новый предмет «Человековедение», сформулируйте 2–3 темы, которые, по вашему мнению, вы будете изучать.


4.Рассмотрите рис.1. Можно ли отнести специалистов наркологической службы к «человековедам»? Объясните свою позицию, используя предложения с однородными членами (2-4 предложения).

5.Запишите номера предложений из текста, в которых есть однородные члены предложения.

6.Как вы понимаете выражение В. А. Сухомлинского: «Учительская профессия – это человековедение…». Запишите свой ответ 2-3 предложениями, используя однородные члены предложения.

7.Рассмотрите рис.2. Специалист какой профессии должен обладать даром «человековедения»? Докажите свою точку зрения, используя предложения с однородными членами (2-4 предложения).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!