СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Понятия о ВИЧ инфекции и СПИДе"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Понятия о ВИЧ инфекции и СПИДе"»

Технологическая карта урока по ОБЖ


Предмет

ОБЖ

Класс

9«б»

Учитель

Рождествина Елена Владимировна

Тема урока, № урока


«Понятия о ВИЧ – инфекции и СПИДе»

Тип урока

Комбинированный.

Цель урока

  • Формирование знаний по теме: «Понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДе ».


Задачи урока

Обучающие

  1. Сформировать у обучающихся представления о ВИЧ и СПИДе;

  2. Познакомить с основными сведениями о болезни;

  3. Ознакомить ребят с тем, как происходит заражение ВИЧ;

Развивающие

Развивать познавательную активность, логическое мышление.

Воспитывающие

  • воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения;

  • продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты

Предметные

  • Применение теоретических знаний в практической деятельности.

  • Контроль и самоконтроль изучения алгоритмов действий.

  • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

Метапредметные

познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

  • владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения

коммуникативные УУД:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Личностные

-знают основные инфекционные заболевания, их классификацию и профилактику;

-знают возбудителей ВИЧ;

-знают определение понятия иммунитет;

-знают способы передачи ВИЧ и причины их возникновения;

-дают характеристику ВИЧ и мерам их профилактики;

Основные термины и понятия

ВИЧ, СПИД, Иммунитет (Невосприимчивость к какому-н. заразному заболеванию).

Оборудование и ресурсы:

компьютер, презентация, видеофрагменты, раздаточный материал.

Формы работы

Фронтальная Работа в парах Индивидуальная




План урока



этапы урока задача этапа

деятельность учителя

деятельность

обучающихся

I. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности

Приветствие. Приём отчёта дежурного. Психологический настрой обучающихся на работу.

Рада видеть вас, надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти надолго. Я уверенна, что несмотря на то, что мы с вами не знакомы, сотрудничество будет активным. Давайте улыбнёмся друг другу. Присаживайтесь аккуратно на стулья, будем знакомиться. Меня зовут Елена Владимировна, я проведу урок, а дежурный скажет: « Кто отсутствует?»

Приветствуют учителя. Отчёт дежурного.


II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме

Закрепление пройденного материала.

Вся 4 четверть по предмету ОБЖ, темы посвящена здоровью, и здоровому образу жизни. Так как это не первый урок, я хочу спросить у вас….

Задание 1. (фронтальный опрос)

Что такое здоровье?- (Здоровье человека (по определению Всемирной Организации здравоохранения – ВОЗ) – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.)


Назовите критерии, характеризующие здоровье человека. (Наличие или отсутствие хронических заболеваний, вес, температура, давление)


-Какое здоровье называют физическим? физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

-Что такое «социальное здоровье?» состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.

-Дайте определение понятию «Духовное здоровье». (Способность человека анализировать происходящие в окружающем мире события и явления, определять ход

Репродуктивное здоровье – основная составляющая здоровья человека и общества, характеризующая их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребёнка и воспитания здорового поколения.

-Какие факторы влияют на индивидуальное здоровье? Наследственность, Окружающая среда, медицина и индивидуальный образ жизни . …

-Почему для общества важно, чтобы каждый человек был здоровым?-

Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

III. Мотивация (создание проблемной ситуации)



Актуализациязнаний

Здоровье народа превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь,

Никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз Слайд 1.

Прошу обратить внимание на доску. ( На доске написана дата 1 декабря) Что это за день? Разрешаю обратиться к гаджетам. Правильно, День борьбы со СПИДОМ и Вич инфекцией.

1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом. Эта дата завершает ежегодную Всемирную кампанию, направленную против СПИДа. Каждая кампания имеет собственную тему (лозунг), в соответствие с которой работа по борьбе со СПИДом ведётся в течение года.

Какой будет тема урока?

«Понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДе» Слайд 2

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока



Определяют тему урока.



Отвечают на вопросы, корректируют друг друга.

IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание). Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока.

Целеполагание:

Раз вы находитесь на уроке Основ безопасности жизнедеятельности, соответственно целью урока будет

Слайд 6.

Цель:

  1. Познакомимся, что такое ВИЧ – инфекция и СПИД?

  2. Узнаем, как он передается?

  3. Как вести себя, чтобы не заболеть?







Рассуждают, дают свои сформулированные ответы




V. Основной этап «Открытие нового знания» (Изучение новой темы)

Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления

Кто из вас сможет расшифровать абривиатуру ВИЧ и СПИД?

( На доске магнитами прикреплены слова в разброс)



Слайд 4 ВИЧ

ВИРУС ИММУННДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

СИНДРОМ ПРИОБРЕТЁННОГО ИММУННОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

(обращаем внимание на написание слов)





Слушают, задают вопросы, делают пометки в тетради



Слайд 6 История ВИЧ - Слай 8

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, является наиболее хорошо изученным вирусом в мире, однако лекарств, способных вылечить человека вируса, до сих пор не найдено.

• Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек

• Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.

• 80% ВИЧ-инфицированных в России - молодежь от 14 до 29 лет.

Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ-инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.

В Оренбургской области официально зарегистрировано более 30 тысяч больных ВИЧ-инфекцией. Ещё многие ВИЧ-инфицированные не знают о своём заболевании, болезнь долгое время протекает бессимптомно.

Попадая в организм, вирус постепенно поражает иммунную систему, со временем вызывая полную потерю иммунитета – синдром приобретённого иммунодефицита – СПИД, на фоне которого развиваются различные болезни, приводящие к смерти.

Более 70% больных, которых не удалось спасти в областной инфекционной больнице, были ВИЧ-инфицированы. Некоторые из них заразились всего 5 лет назад через иглу или в результате полового акта без средств защиты.

Вирус иммунодефицита человека содержится во всех биологических жидкостях организма, но в различных количествах.

«Несмотря на то, что число ВИЧ-инфицированных растёт, от нас зависит заболеем мы или нет. Чтобы не заболеть, нужно знать о ВИЧ, путях его передачи, последствиях рискованного поведения и соблюдать принципы безопасной жизни.

Просмотр презентации, слушают

VI. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя

А сейчас, откройте учебники, найдём способы передачи ВИЧ инфекции .. 5 мин Слайд 9


Работа с учебником



Динамическая пауза.

(ЧЕРЕЗ 25 минут после начала урока)




Просмотр видеоролика

Обсуждение способов передачи


Проведение эксперимента

«Игра с водой»

Задачи:

- дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция;

- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения.

Материалы:

- стаканчики с водой;

- крахмал; - йод.

Инструкция:

1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал.

2. класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга.

3. учитель говорит, стаканчик это человек, а вода в данный момент, символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.

4. учитель предлагает 2-3 ребятам поучаствовать в эксперименте. (переливать из стаканчика в стакан воду (это обозначает беспорядочные половые контакты, употребление инъекционных наркотиков)

6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики.

7. Через две минуты «тусовка» заканчивается.

8. После того как ребята сели, учитель говорит, что в один из стаканчиков оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал.

9. учитель спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет.

10. Учитель проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет.

11. класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех.

Встают из-за парт и перливают воду из одного стакана в другой.ходят по кабинету.


Дальше учитель обсуждает с классом те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.





VII. Закрепление

Задача этапа: Активизировать вербальную память

Тест “Пути переноса ВИЧ”


  1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку

  2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью)

  3. Совместные игры

  4. Чихание, кашель, через слюну

  5. Использование многоразовой посуды в столовой

  6. Домашние животные

  7. Половые контакты

  8. Занятия спортом

  9. Общественные туалеты

  10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми

  11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм

  12. Использование наркоманами общих игл для инъекций

  13. Страстный поцелуй

Совместная проверка результатов, исправление ошибок.


Притча «Мудрец и юноша»


В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить па любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: Всё в твоих руках!

Обучающиеся формулируют свои ответы

Меняются тетрадями и проверяют по шаблону на экране

VIII. Рефлексия и оценивание. Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке. Комментирование и выставление оценок

Какая была цель урока? Кто считает , что цели не достигнуты?

Смогли мы ее достичь?

Что нового вы узнали на уроке?

Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?

Организует оценку, обучающихся.


Сравнивают цель урока и достигнутые результаты.

Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.

Оценивают свою деятельность на уроке Оценивают урок. Дают устную характеристику наиболее понравившимся этапам урока.


Рефлексия

Обучающимся предлагается закончить предложения на карточках: «Сегодня на уроке мне понравилось….», «Сегодня на уроке я узнал….», «Сегодня на уроке мне было…», «Сегодня на уроке я понял…», «Сегодня на уроке мне не понравилось….»

Ребята дописывают предложения на карточках

IX. Домашнее задание

Задача этапа: Продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время

Подготовьте сообщение о знаменитостях , которые погибли от СПИДа

• Составить синквейн на тему СПИД

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

1. понятие (одно слово)

2. прилагательные (два слова)

3. глаголы (три слова)

4. предложение (из четырех слов)

5. существительное (одно слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Записывают домашнее задание.



ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

К концу 1981 года о наличии СПИД во Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) сообщили 20 государств, с 1983 года стали говорить об эпидемии, а затем о пандемии СПИД. 1981 год считается годом официального сообщения о новой инфекционной болезни СПИД.


По вопросу о времени появления заболевания мнения ученых разошлись. Одни считают, что СПИД появился давно, и он «сидит» в наших клетках, а болезнь не диагностировалась до недавнего времени, другие – недавно.


Так, исследователи Л. Монтанье и Р. Гало (1983 г.) явились первооткрывателями возбудителя СПИДа. По их мнению, вирус мог существовать десятки и сотни лет в изолированных популяциях людей, и, в связи с небольшими контактами людей в тот период широко не распространялся. Изменения условий жизни людей, интенсивная миграция их, «сексуальная революция», наркомания создали условия для широкого распространения вируса.


По данным современных исследователей, СПИД как болезнь мог появиться в 1950–1970 гг., т. е. это заболевание является для человека новым, возникшим уже в наше время. Эти данные основываются на результатах медицинской документации Центра контроля за болезнями США за период с 1950–1986 гг.


Место появления вируса СПИД также не определено и является спорным. Одна группа ученых считает, что вирус мог сформироваться в Центральной Африке, другая – в США, третья – на острове Гаити.


В. М. Жданов – российский вирусолог, поддерживает африканское происхождение СПИДа, но уточняет, что болезнь существовала еще в давние исторические времена. Первое появление болезни, по его мнению, имело место в этап работорговли. Большинство же исследователей считают, что вопрос происхождения вируса СПИДа пока не решен. Существует несколько версий по этому вопросу. Часть исследователей убеждена, что вирус приобретен человеком у обезьян – африканских зеленых мартышек, у которых он клинически не проявляется, и с которыми человек имел контакт, употребляя их в пищу. При разделке тушек обезьян охотник мог поранить руку, а через эту рану занести вирус в организм. Затем он мог заразить всех, вступающих с ним в половой контакт, и возбудитель начал циркуляцию в человеческом обществе.


Однако японские ученые отрицают эту версию, основываясь на том, что вирус, вызывающий СПИД у человека и вирус, выявленный у обезьян, принадлежит к различным семействам.


Некоторые считают, что вирус СПИДа – результат генетической гибридизации между лентивирусами животных и онковирусами.

Для лучшего усвоения информации необходимо организовать его обсуждение, предлагая ответить на вопросы о ВИЧ-инфекции, наиболее важные из которых выделены ниже жирным шрифтом.

3.1. Какие пути передачи ВИЧ существуют?

3.2. Через какое время ВИЧ-инфицированный человек становится заразным?

3.3. Через какое время можно установить факт заражения?

3.4. Сколько стадий ВИЧ-инфекции существует, чем они характеризуются?

3.5. В каких стадиях находится в настоящее время наибольшее число ВИЧ-инфицированных?

3.6. Какие последствия вызывает ВИЧ-инфекция?

3.7. Можно ли по внешнему виду человека определить, болеет он или нет?

3.8. Можно ли вылечить ВИЧ-инфекцию? При обсуждении этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что существуют антиретровирусные препараты, которые при своевременной диагностике и правильно подобранном лечении способны предотвратить стадию СПИД.

3.9. ВИЧ-инфицированный человек в быту опасен или нет? Этот вопрос имеет важное значение, так как среди большой массы населения ещё не сформировано толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией. Необходимо понимать, что при соблюдении элементарных мер предосторожности заразиться ВИЧ в быту невозможно. Больной ВИЧ-инфекцией в быту не опасен.

3.10. Верно ли утверждение, что ВИЧ-инфекция – это, как правило, болезнь поведения? На этот вопрос следует обратить особое внимание. Необходимо обсудить, что может привести к неосторожным поступкам. Например, алкоголь, снижающий контроль над поведением, а также дружба с людьми, которые не следуют принципам разумного и безопасного поведения.

3.11. Для чего необходимо своевременно обследоваться на ВИЧ? Где это можно сделать?


Заключительная часть.


Педагог ещё раз обращает внимание на различие понятий ВИЧ и  СПИДа.

ВИЧ-инфекция – инфекционное заболевание, причиной которого является ВИЧ, а исходом – СПИД.

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – это конечная стадия ВИЧ-инфекции, когда иммунная система человека поражается настолько, что становится неспособной сопротивляться любым видам инфекции.

Международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, свёрнутая петелькой, она означает принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа.

Автором данного символа является художник Франк Мур.

        Педагог также обращает внимание учащихся на путях передачи ВИЧ:

  • При половом контакте.  Половой путь – самый распространенный во всем мире путь передачи ВИЧ-инфекции. Риск передачи ВИЧ увеличивается при сопутствующих инфекциях, передающихся половым путем. 

Важно! Использование презервативов снижает, но НЕ исключает заражение ВИЧ-инфекцией.

  • Через кровь (при использовании одних шприцев или игл среди инъекционных наркоманов, при переливании крови и её компонентов).

Очень высок риск заражения ВИЧ через внутривенное употребление наркотиков.

ВИЧ также может содержаться в препаратах донорской крови, свежезамороженной плазме, тромбоцитарной массе, препаратах факторов свертывания. Переливание инфицированной крови в 90-100% случаев приводит к инфицированию.

  •  От ВИЧ – инфицированной матери ребенку.  Заражение плода может происходить во время беременности – вирус способен проникать через плаценту; а также во время родов. Риск заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери составляет 12,9%. Кроме того, существует явный риск заражения при кормлении грудью. Вирус обнаружен в молозиве и грудном молоке ВИЧ-инфицированных женщин.

Педагог обращает внимание на действия человека, при которых риск заражения ВИЧ отсутствует вообще.

ВИЧ не передаётся при:  кашле и чихании;  рукопожатии; объятиях и поцелуях;  употреблении общей еды или напитков; в бассейнах, банях, саунах, через «уколы» в транспорте и метро; через укусы насекомыми.

Комары, мошки и другие кровососущие не могут быть переносчиками ВИЧ. В пищевом тракте кровососущего не уместится минимальная инфицирующая доза не только ВИЧ, но даже вирусного гепатита, хотя его инфицирующая доза в 100 раз меньше, чем ВИЧ.

Педагог обращает внимание учащихся на необходимость сдать тест на ВИЧ в следующих случаях:  после сексуального насилия; после полового контакта с новым партнером без презерватива; если твой половой партнер вступал в половые контакты с кем-то ещё; после использования одних и тех же игл или шприцев для введения наркотиков или других веществ, а также для татуировок и пирсинга; после какого-либо контакта с кровью ВИЧ-инфицированного человека.

Научитесь  правильно,  рационально и с пользой для здоровья использовать свое свободное время, воспитывай в себе потребность в здоровом образе жизни!  

Делайте правильный выбор! Выбирайте жизнь!

Учащиеся получают красные ленточки – символ борьбы со СПИДом и вместе с педагогами одевают их на ветви деревца, символизирующего жизнь





Тест “Пути переноса ВИЧ”


1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку

2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью)

3. Совместные игры

4. Чихание, кашель, через слюну

5. Использование многоразовой посуды в столовой

6. Домашние животные

7. Половые контакты

8. Занятия спортом

9. Общественные туалеты

10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми

11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм

12. Использование наркоманами общих игл для инъекций

13. Страстный поцелуй



Тест “Пути переноса ВИЧ”


1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку

2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью)

3. Совместные игры

4. Чихание, кашель, через слюну

5. Использование многоразовой посуды в столовой

6. Домашние животные

7. Половые контакты

8. Занятия спортом

9. Общественные туалеты

10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми

11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм

12. Использование наркоманами общих игл для инъекций

13. Страстный поцелуй

Тест “Пути переноса ВИЧ”


1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку

2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью)

3. Совместные игры

4. Чихание, кашель, через слюну

5. Использование многоразовой посуды в столовой

6. Домашние животные

7. Половые контакты

8. Занятия спортом

9. Общественные туалеты

10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми

11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм

12. Использование наркоманами общих игл для инъекций

13. Страстный поцелуй

Тест “Пути переноса ВИЧ”


1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку

2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью)

3. Совместные игры

4. Чихание, кашель, через слюну

5. Использование многоразовой посуды в столовой

6. Домашние животные

7. Половые контакты

8. Занятия спортом

9. Общественные туалеты

10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми

11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм

12. Использование наркоманами общих игл для инъекций

13. Страстный поцелуй




1 ДЕКАБРЯ