Технологическая карта урока по ОБЖ
Предмет | ОБЖ |
Класс | 9«б» |
Учитель | Рождествина Елена Владимировна |
Тема урока, № урока | «Понятия о ВИЧ – инфекции и СПИДе» |
Тип урока | Комбинированный. |
Цель урока | |
Задачи урока | Обучающие | Сформировать у обучающихся представления о ВИЧ и СПИДе; Познакомить с основными сведениями о болезни; Ознакомить ребят с тем, как происходит заражение ВИЧ; |
Развивающие | Развивать познавательную активность, логическое мышление. |
Воспитывающие | воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения; продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания. |
Планируемые результаты | Предметные | Применение теоретических знаний в практической деятельности. Контроль и самоконтроль изучения алгоритмов действий. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; |
Метапредметные | познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
Личностные | -знают основные инфекционные заболевания, их классификацию и профилактику; -знают возбудителей ВИЧ; -знают определение понятия иммунитет; -знают способы передачи ВИЧ и причины их возникновения; -дают характеристику ВИЧ и мерам их профилактики; |
Основные термины и понятия | ВИЧ, СПИД, Иммунитет (Невосприимчивость к какому-н. заразному заболеванию). |
Оборудование и ресурсы: | компьютер, презентация, видеофрагменты, раздаточный материал. |
Формы работы | Фронтальная Работа в парах Индивидуальная |
План урока | | |
этапы урока задача этапа | деятельность учителя | деятельность обучающихся |
I. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности) Задача этапа: Настроить обучающихся на работу. Создать перед уроком атмосферу комфорта и доброжелательности | Приветствие. Приём отчёта дежурного. Психологический настрой обучающихся на работу. Рада видеть вас, надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти надолго. Я уверенна, что несмотря на то, что мы с вами не знакомы, сотрудничество будет активным. Давайте улыбнёмся друг другу. Присаживайтесь аккуратно на стулья, будем знакомиться. Меня зовут Елена Владимировна, я проведу урок, а дежурный скажет: « Кто отсутствует?» | Приветствуют учителя. Отчёт дежурного. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Задача этапа: Проверка знаний обучающихся по пройденной теме | Закрепление пройденного материала. Вся 4 четверть по предмету ОБЖ, темы посвящена здоровью, и здоровому образу жизни. Так как это не первый урок, я хочу спросить у вас…. Задание 1. (фронтальный опрос) Что такое здоровье?- (Здоровье человека (по определению Всемирной Организации здравоохранения – ВОЗ) – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.) Назовите критерии, характеризующие здоровье человека. (Наличие или отсутствие хронических заболеваний, вес, температура, давление) -Какое здоровье называют физическим? физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок. -Что такое «социальное здоровье?» состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. -Дайте определение понятию «Духовное здоровье». (Способность человека анализировать происходящие в окружающем мире события и явления, определять ход Репродуктивное здоровье – основная составляющая здоровья человека и общества, характеризующая их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребёнка и воспитания здорового поколения. -Какие факторы влияют на индивидуальное здоровье? Наследственность, Окружающая среда, медицина и индивидуальный образ жизни . … -Почему для общества важно, чтобы каждый человек был здоровым?- | Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
III. Мотивация (создание проблемной ситуации) Актуализациязнаний | Здоровье народа превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, Никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз Слайд 1. Прошу обратить внимание на доску. ( На доске написана дата 1 декабря) Что это за день? Разрешаю обратиться к гаджетам. Правильно, День борьбы со СПИДОМ и Вич инфекцией. 1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом. Эта дата завершает ежегодную Всемирную кампанию, направленную против СПИДа. Каждая кампания имеет собственную тему (лозунг), в соответствие с которой работа по борьбе со СПИДом ведётся в течение года. Какой будет тема урока? «Понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДе» Слайд 2 | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока Определяют тему урока. Отвечают на вопросы, корректируют друг друга. |
IV. Выявление причин затруднения и постановка цели урока, (целеполагание). Задача этапа: Подвести обучающихся к самостоятельному определению темы урока. | Целеполагание: Раз вы находитесь на уроке Основ безопасности жизнедеятельности, соответственно целью урока будет Слайд 6. Цель: Познакомимся, что такое ВИЧ – инфекция и СПИД? Узнаем, как он передается? Как вести себя, чтобы не заболеть? | Рассуждают, дают свои сформулированные ответы |
V. Основной этап «Открытие нового знания» (Изучение новой темы) Задача этапа: Поиск новых знаний обучающимися, путём рассуждений, анализа и сопоставления | Кто из вас сможет расшифровать абривиатуру ВИЧ и СПИД? ( На доске магнитами прикреплены слова в разброс) Слайд 4 ВИЧ ВИРУС ИММУННДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА СИНДРОМ ПРИОБРЕТЁННОГО ИММУННОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (обращаем внимание на написание слов) | Слушают, задают вопросы, делают пометки в тетради |
| Слайд 6 История ВИЧ - Слай 8 ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, является наиболее хорошо изученным вирусом в мире, однако лекарств, способных вылечить человека вируса, до сих пор не найдено. • Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек • Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ. • 80% ВИЧ-инфицированных в России - молодежь от 14 до 29 лет. Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ-инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы. В Оренбургской области официально зарегистрировано более 30 тысяч больных ВИЧ-инфекцией. Ещё многие ВИЧ-инфицированные не знают о своём заболевании, болезнь долгое время протекает бессимптомно. Попадая в организм, вирус постепенно поражает иммунную систему, со временем вызывая полную потерю иммунитета – синдром приобретённого иммунодефицита – СПИД, на фоне которого развиваются различные болезни, приводящие к смерти. Более 70% больных, которых не удалось спасти в областной инфекционной больнице, были ВИЧ-инфицированы. Некоторые из них заразились всего 5 лет назад через иглу или в результате полового акта без средств защиты. Вирус иммунодефицита человека содержится во всех биологических жидкостях организма, но в различных количествах. «Несмотря на то, что число ВИЧ-инфицированных растёт, от нас зависит заболеем мы или нет. Чтобы не заболеть, нужно знать о ВИЧ, путях его передачи, последствиях рискованного поведения и соблюдать принципы безопасной жизни. | Просмотр презентации, слушают |
VI. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя | А сейчас, откройте учебники, найдём способы передачи ВИЧ инфекции .. 5 мин Слайд 9 | Работа с учебником |
Динамическая пауза. | (ЧЕРЕЗ 25 минут после начала урока) | |
| Просмотр видеоролика Обсуждение способов передачи | |
Проведение эксперимента | «Игра с водой» Задачи: - дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция; - объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения. Материалы: - стаканчики с водой; - крахмал; - йод. Инструкция: 1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал. 2. класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга. 3. учитель говорит, стаканчик это человек, а вода в данный момент, символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ. 4. учитель предлагает 2-3 ребятам поучаствовать в эксперименте. (переливать из стаканчика в стакан воду (это обозначает беспорядочные половые контакты, употребление инъекционных наркотиков) 6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики. 7. Через две минуты «тусовка» заканчивается. 8. После того как ребята сели, учитель говорит, что в один из стаканчиков оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал. 9. учитель спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет. 10. Учитель проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. 11. класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех. | Встают из-за парт и перливают воду из одного стакана в другой.ходят по кабинету. |
| Дальше учитель обсуждает с классом те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось. | |
VII. Закрепление Задача этапа: Активизировать вербальную память | Тест “Пути переноса ВИЧ” Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью) Совместные игры Чихание, кашель, через слюну Использование многоразовой посуды в столовой Домашние животные Половые контакты Занятия спортом Общественные туалеты Совместная работа и проживание с зараженными людьми Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм Использование наркоманами общих игл для инъекций Страстный поцелуй Совместная проверка результатов, исправление ошибок. Притча «Мудрец и юноша» В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить па любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: Всё в твоих руках! | Обучающиеся формулируют свои ответы Меняются тетрадями и проверяют по шаблону на экране |
VIII. Рефлексия и оценивание. Задача этапа: выявить насколько обучающиеся были заинтересованы на уроке. Комментирование и выставление оценок | Какая была цель урока? Кто считает , что цели не достигнуты? Смогли мы ее достичь? Что нового вы узнали на уроке? Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение? Организует оценку, обучающихся. | Сравнивают цель урока и достигнутые результаты. Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо. Оценивают свою деятельность на уроке Оценивают урок. Дают устную характеристику наиболее понравившимся этапам урока. |
Рефлексия | Обучающимся предлагается закончить предложения на карточках: «Сегодня на уроке мне понравилось….», «Сегодня на уроке я узнал….», «Сегодня на уроке мне было…», «Сегодня на уроке я понял…», «Сегодня на уроке мне не понравилось….» | Ребята дописывают предложения на карточках |
IX. Домашнее задание Задача этапа: Продолжить закрепление полученных знаний во внеурочное время | Подготовьте сообщение о знаменитостях , которые погибли от СПИДа • Составить синквейн на тему СПИД Правила написания синквейна: В синквейне 5 строк: 1. понятие (одно слово) 2. прилагательные (два слова) 3. глаголы (три слова) 4. предложение (из четырех слов) 5. существительное (одно слово) Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. | Записывают домашнее задание. |
ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
К концу 1981 года о наличии СПИД во Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) сообщили 20 государств, с 1983 года стали говорить об эпидемии, а затем о пандемии СПИД. 1981 год считается годом официального сообщения о новой инфекционной болезни СПИД.
По вопросу о времени появления заболевания мнения ученых разошлись. Одни считают, что СПИД появился давно, и он «сидит» в наших клетках, а болезнь не диагностировалась до недавнего времени, другие – недавно.
Так, исследователи Л. Монтанье и Р. Гало (1983 г.) явились первооткрывателями возбудителя СПИДа. По их мнению, вирус мог существовать десятки и сотни лет в изолированных популяциях людей, и, в связи с небольшими контактами людей в тот период широко не распространялся. Изменения условий жизни людей, интенсивная миграция их, «сексуальная революция», наркомания создали условия для широкого распространения вируса.
По данным современных исследователей, СПИД как болезнь мог появиться в 1950–1970 гг., т. е. это заболевание является для человека новым, возникшим уже в наше время. Эти данные основываются на результатах медицинской документации Центра контроля за болезнями США за период с 1950–1986 гг.
Место появления вируса СПИД также не определено и является спорным. Одна группа ученых считает, что вирус мог сформироваться в Центральной Африке, другая – в США, третья – на острове Гаити.
В. М. Жданов – российский вирусолог, поддерживает африканское происхождение СПИДа, но уточняет, что болезнь существовала еще в давние исторические времена. Первое появление болезни, по его мнению, имело место в этап работорговли. Большинство же исследователей считают, что вопрос происхождения вируса СПИДа пока не решен. Существует несколько версий по этому вопросу. Часть исследователей убеждена, что вирус приобретен человеком у обезьян – африканских зеленых мартышек, у которых он клинически не проявляется, и с которыми человек имел контакт, употребляя их в пищу. При разделке тушек обезьян охотник мог поранить руку, а через эту рану занести вирус в организм. Затем он мог заразить всех, вступающих с ним в половой контакт, и возбудитель начал циркуляцию в человеческом обществе.
Однако японские ученые отрицают эту версию, основываясь на том, что вирус, вызывающий СПИД у человека и вирус, выявленный у обезьян, принадлежит к различным семействам.
Некоторые считают, что вирус СПИДа – результат генетической гибридизации между лентивирусами животных и онковирусами.
Для лучшего усвоения информации необходимо организовать его обсуждение, предлагая ответить на вопросы о ВИЧ-инфекции, наиболее важные из которых выделены ниже жирным шрифтом.
3.1. Какие пути передачи ВИЧ существуют?
3.2. Через какое время ВИЧ-инфицированный человек становится заразным?
3.3. Через какое время можно установить факт заражения?
3.4. Сколько стадий ВИЧ-инфекции существует, чем они характеризуются?
3.5. В каких стадиях находится в настоящее время наибольшее число ВИЧ-инфицированных?
3.6. Какие последствия вызывает ВИЧ-инфекция?
3.7. Можно ли по внешнему виду человека определить, болеет он или нет?
3.8. Можно ли вылечить ВИЧ-инфекцию? При обсуждении этого вопроса необходимо обратить внимание на то, что существуют антиретровирусные препараты, которые при своевременной диагностике и правильно подобранном лечении способны предотвратить стадию СПИД.
3.9. ВИЧ-инфицированный человек в быту опасен или нет? Этот вопрос имеет важное значение, так как среди большой массы населения ещё не сформировано толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией. Необходимо понимать, что при соблюдении элементарных мер предосторожности заразиться ВИЧ в быту невозможно. Больной ВИЧ-инфекцией в быту не опасен.
3.10. Верно ли утверждение, что ВИЧ-инфекция – это, как правило, болезнь поведения? На этот вопрос следует обратить особое внимание. Необходимо обсудить, что может привести к неосторожным поступкам. Например, алкоголь, снижающий контроль над поведением, а также дружба с людьми, которые не следуют принципам разумного и безопасного поведения.
3.11. Для чего необходимо своевременно обследоваться на ВИЧ? Где это можно сделать?
Заключительная часть.
Педагог ещё раз обращает внимание на различие понятий ВИЧ и СПИДа.
ВИЧ-инфекция – инфекционное заболевание, причиной которого является ВИЧ, а исходом – СПИД.
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – это конечная стадия ВИЧ-инфекции, когда иммунная система человека поражается настолько, что становится неспособной сопротивляться любым видам инфекции.
Международным символом борьбы со СПИДом является красная ленточка, свёрнутая петелькой, она означает принадлежность к кругу людей, объединившихся вокруг проблемы СПИДа.
Автором данного символа является художник Франк Мур.
Педагог также обращает внимание учащихся на путях передачи ВИЧ:
При половом контакте. Половой путь – самый распространенный во всем мире путь передачи ВИЧ-инфекции. Риск передачи ВИЧ увеличивается при сопутствующих инфекциях, передающихся половым путем.
Важно! Использование презервативов снижает, но НЕ исключает заражение ВИЧ-инфекцией.
Через кровь (при использовании одних шприцев или игл среди инъекционных наркоманов, при переливании крови и её компонентов).
Очень высок риск заражения ВИЧ через внутривенное употребление наркотиков.
ВИЧ также может содержаться в препаратах донорской крови, свежезамороженной плазме, тромбоцитарной массе, препаратах факторов свертывания. Переливание инфицированной крови в 90-100% случаев приводит к инфицированию.
От ВИЧ – инфицированной матери ребенку. Заражение плода может происходить во время беременности – вирус способен проникать через плаценту; а также во время родов. Риск заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери составляет 12,9%. Кроме того, существует явный риск заражения при кормлении грудью. Вирус обнаружен в молозиве и грудном молоке ВИЧ-инфицированных женщин.
Педагог обращает внимание на действия человека, при которых риск заражения ВИЧ отсутствует вообще.
ВИЧ не передаётся при: кашле и чихании; рукопожатии; объятиях и поцелуях; употреблении общей еды или напитков; в бассейнах, банях, саунах, через «уколы» в транспорте и метро; через укусы насекомыми.
Комары, мошки и другие кровососущие не могут быть переносчиками ВИЧ. В пищевом тракте кровососущего не уместится минимальная инфицирующая доза не только ВИЧ, но даже вирусного гепатита, хотя его инфицирующая доза в 100 раз меньше, чем ВИЧ.
Педагог обращает внимание учащихся на необходимость сдать тест на ВИЧ в следующих случаях: после сексуального насилия; после полового контакта с новым партнером без презерватива; если твой половой партнер вступал в половые контакты с кем-то ещё; после использования одних и тех же игл или шприцев для введения наркотиков или других веществ, а также для татуировок и пирсинга; после какого-либо контакта с кровью ВИЧ-инфицированного человека.
Научитесь правильно, рационально и с пользой для здоровья использовать свое свободное время, воспитывай в себе потребность в здоровом образе жизни!
Делайте правильный выбор! Выбирайте жизнь!
Учащиеся получают красные ленточки – символ борьбы со СПИДом и вместе с педагогами одевают их на ветви деревца, символизирующего жизнь
Тест “Пути переноса ВИЧ” 1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку 2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью) 3. Совместные игры 4. Чихание, кашель, через слюну 5. Использование многоразовой посуды в столовой 6. Домашние животные 7. Половые контакты 8. Занятия спортом 9. Общественные туалеты 10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми 11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм 12. Использование наркоманами общих игл для инъекций 13. Страстный поцелуй | Тест “Пути переноса ВИЧ” 1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку 2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью) 3. Совместные игры 4. Чихание, кашель, через слюну 5. Использование многоразовой посуды в столовой 6. Домашние животные 7. Половые контакты 8. Занятия спортом 9. Общественные туалеты 10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми 11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм 12. Использование наркоманами общих игл для инъекций 13. Страстный поцелуй |
Тест “Пути переноса ВИЧ” 1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку 2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью) 3. Совместные игры 4. Чихание, кашель, через слюну 5. Использование многоразовой посуды в столовой 6. Домашние животные 7. Половые контакты 8. Занятия спортом 9. Общественные туалеты 10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми 11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм 12. Использование наркоманами общих игл для инъекций 13. Страстный поцелуй | Тест “Пути переноса ВИЧ” 1. Рукопожатие, объятия, поцелуй в щеку 2. От матери к ребенку (в утробе, при родах, при кормлении грудью) 3. Совместные игры 4. Чихание, кашель, через слюну 5. Использование многоразовой посуды в столовой 6. Домашние животные 7. Половые контакты 8. Занятия спортом 9. Общественные туалеты 10. Совместная работа и проживание с зараженными людьми 11. Уход за больными СПИДом при соблюдении гигиенических норм 12. Использование наркоманами общих игл для инъекций 13. Страстный поцелуй |
1 ДЕКАБРЯ