Урок № 5. Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».
Тип урока: усвоение новых знаний |
Педагогические задачи: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов, выявление историко-литературного и жанрового своеобразия «Медного всадника»; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное. |
Планируемые результаты |
Предметные: понимание связи литературного произведения с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие литературного произведения | Метапредметные: Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений | Личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*; информационная справка по теме урока (обзор курса литературы 10 класса), презентация. |
Интернет-ресурсы:1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416.www.gumer.info www.philology.ru, www.lectorium.ru |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы. - Каким было домашнее задание? | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Слово учителя -Какое ваше первое впечатление, что вызвало сложности, может, возникли непонятные слова. Чтобы лучше понять поэму, мы обратимся к истории написания. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. Сообщение обучающегося. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | Тест на знание текста. | Выполняют тест на знание текста. | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Остановимся на сюжете. О чём идёт речь в произведении? (Стройте ответ по сюжету, кто является героем, какова его судьба, что с ним происходит) Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы охарактеризовать героя. Какой конфликт вы увидели в произведении? Какие проблемы затронул Пушкин в «Медном всаднике»? Каков жанр произведения? Давайте обратимся к тексту. Зачем дано вступление? О чём говорится в нём? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | Анализ произведения. В чём заключается контраст? Что представлял из себя пейзаж, предшествующий основанию Петербурга? Зачитайте описание из произведения. О чем думал Петр I, стоя на берегу пустынных волн? Пушкин слагает гимн Петру и его «творенью»: «Люблю тебя, Петра творенье… Пышный, горделивый, неколебимый, как Россия..» Обратимся к 1 части поэмы. Поэт переходит к печальному рассказу, ужасной поре. Что это за событие? Зачитайте описание стихии. Появляется герой – Евгений. Каково его социальное положение? О чем он думает? Мечтает? Почему именно такого человека (один из многочисленных чиновников без призванья) взял Пушкин? В конце первой части – первая встреча с Медным всадником. В чём контраст между великим царём и бедным Евгением. Перечитаем вторую часть поэмы. Что же стало с Евгением? Что ощущает он? Как сложилась его судьба после наводнения? К тексту поэмы: «Так проходит год…… он очутился под столбами. Евгений вздрогнул…» Память о пережитом приводит его на Сенатскую площадь.. Итак, переходим к кульминации поэмы. Прав ли Евгений, обвиняя в своем несчастье Медного всадника? Меняется отношение автора к Евгению? А вы как считаете? Обратимся к заключительным строчкам поэмы. К какому пейзажу возвращает нас автор и почему? Найдите слова и словосочетания, которые перекликаются с начальными строками поэмы, выделите их. Автор заканчивает тем же, с чего и начал. Какова композиция произведения? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; личностные: умение выражать своё отношение к событиям; |
6. Первичное закрепление | Как вы считаете, разрешен ли конфликт человека и власти в поэме автором? Что же делать? Современна ли повесть «Медный всадник» сегодня? Почему так думаете? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Анализ эпизода Опережающее задание Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина. Раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в произведениях, подготовиться к их анализу. | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Обобщающее слово учителя Повесть «Медный всадник» интересна и сегодня, она действительно заставляет задуматься над сложнейшими вопросами. Произведение современно и сегодня, потому что затрагивает «вечные» проблемы бытия нравственного, этического, философского характера. | Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |