СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник»"»


Урок № 5. Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов, выявление историко-литературного и жанрового своеобразия «Медного всадника»; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; развивать умение анализировать произведение; воспитывать в читателе чувство прекрасного, умение чувствовать и понимать прочитанное.

Планируемые результаты

Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
литературного произведения

Метапредметные:

Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений

Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*; информационная справка по теме урока (обзор курса литературы 10 класса), презентация.

Интернет-ресурсы:1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416.www.gumer.info

www.philology.ru, www.lectorium.ru


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы.

- Каким было домашнее задание?

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Слово учителя

-Какое ваше первое впечатление, что вызвало сложности, может, возникли непонятные слова.

Чтобы лучше понять поэму, мы обратимся к истории написания.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

Сообщение обучающегося.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

Тест на знание текста.

Выполняют тест на знание текста.

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Остановимся на сюжете.

О чём идёт речь в произведении? (Стройте ответ по сюжету, кто является героем, какова его судьба, что с ним происходит)

Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы охарактеризовать героя.

Какой конфликт вы увидели в произведении?

Какие проблемы затронул Пушкин в «Медном всаднике»?

Каков жанр произведения?

Давайте обратимся к тексту.

Зачем дано вступление? О чём говорится в нём?


Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Анализ произведения.

В чём заключается контраст? Что представлял из себя пейзаж, предшествующий основанию Петербурга?

Зачитайте описание из произведения. О чем думал Петр I, стоя на берегу пустынных волн? Пушкин слагает гимн Петру и его «творенью»: «Люблю тебя, Петра творенье…

Пышный, горделивый, неколебимый, как Россия..»

Обратимся к 1 части поэмы.

Поэт переходит к печальному рассказу, ужасной поре. Что это за событие? Зачитайте описание стихии.

Появляется герой – Евгений. Каково его социальное положение? О чем он думает? Мечтает? Почему именно такого человека (один из многочисленных чиновников без призванья) взял Пушкин?

В конце первой части – первая встреча с Медным всадником. В чём контраст между великим царём и бедным Евгением.

Перечитаем вторую часть поэмы.

Что же стало с Евгением? Что ощущает он? Как сложилась его судьба после наводнения?

К тексту поэмы: «Так проходит год…… он очутился под столбами. Евгений вздрогнул…» Память о пережитом приводит его на Сенатскую площадь..

Итак, переходим к кульминации поэмы.

Прав ли Евгений, обвиняя в своем несчастье Медного всадника? Меняется отношение автора к Евгению?

А вы как считаете?

Обратимся к заключительным строчкам поэмы.

К какому пейзажу возвращает нас автор и почему?

Найдите слова и словосочетания, которые перекликаются с начальными строками поэмы, выделите их.

Автор заканчивает тем же, с чего и начал. Какова композиция произведения?

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

6. Первичное закрепление

Как вы считаете, разрешен ли конфликт человека и власти в поэме автором? Что же делать?

Современна ли повесть «Медный всадник» сегодня? Почему так думаете?



Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Анализ эпизода

Опережающее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина. Раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в произведениях, подготовиться к их анализу.

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.


коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Обобщающее слово учителя

Повесть «Медный всадник» интересна и сегодня, она действительно заставляет задуматься над сложнейшими вопросами. Произведение современно и сегодня, потому что затрагивает «вечные» проблемы бытия нравственного, этического, философского характера.


Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.