- развитие системы ценностных отношений к родному языку; уважительное отношение к родине, гордость за родину; совершенствование навыков этичного межличностного общения; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I Мотивация к учебной деятельности Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу». | Приветствует обучающихся, настраивает на продуктивную учебную деятельность: - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. Давайте получим удовольствие от урока! В классе должно царить хорошее настроение. Подарим друг другу улыбки. (Слайд 2) - Сегодня мы продолжаем разговор о публицистическом стиле. Что ещё нам надо узнать по этой теме? - А зачем нам нужны знания о публицистическом стиле? Где можно с ним встретиться? - Что бы вам хотелось получить от урока? Какова цель урока? - А как нам достичь желаемого? Что мы можем для этого сделать? - Где мы можем найти интересующую нас информацию? - Хорошо, откроем учебник на странице 164. | Приветствуют учителя и друг друга, положительно настраиваются на работу. Участвуют в диалоге с учителем, формулируют цель урока, ставят перед собой задачи на основе механизма «надо» - «хочу» - «могу». | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении и самореализации. Коммуникативные: - умение слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: подготовить учащихся к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.). | Организует работу по упражнению 217 и в рабочих листах. - В упражнении 217 даны толкования двух слов: девиз и слоган. Ознакомьтесь с толкованиями и докажите, что эти слова – синонимы. (Слайд 3) - В чём разница между этими понятиями? - Давайте отобразим это в наших рабочих листах. - Чтобы отразить разницу в оттенках значений этих слов, составим по одному предложению со словом «девиз» и со словом «слоган». - Вы большие молодцы! Теперь давайте сформулируем девиз нашего урока. - Отлично! А теперь придумаем слоган нашего урока. | Читают толкования слов, данные в упражнении 217, вспоминают, что такое синонимы, доказывают, что девиз и слоган – синонимы (девиз – это краткое изречение, выражающее идею, а слоган – это краткий девиз). Анализируют толкования, находят различия в значениях слов (девиз – для небольшой группы людей, а слоган – для масс; девиз длиннее, а слоган короче). Оформляют записи в рабочих листах. Придумывают предложения с этими словами и записывают в рабочие листы (например: Мы придумали девиз нашей команды. Это лучший слоган для нашей компании). Придумывают девиз урока и записывают в рабочий лист (например: На уроке не скучать! Всё узнать и всё понять!) Испытывают затруднение, не знают, как составить слоган. | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении, самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - выбор оснований и критериев для сравнения, - сравнение. |
III Выявление места и причины затруднения Цель: организовать осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает. | Организует диалог с целью выявления причины затруднения: - Почему возникло затруднение при выполнении задания? - Чего нам не хватает для преодоления затруднения? - Где мы можем найти знания, которых так не хватает? | Пытаются сформулировать причину затруднения (не знаем, что это, как его написать, что должен отражать). Осознают, что не достаёт знаний о слогане. Предлагают варианты источников знаний (в учебнике, в интернете, спросить у учителя) | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - поиск разнообразных способов решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. |
IV Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать проектирование учащимися процесса построения нового знания. | Организует работу по упражнению 218. - Предлагаю немного отвлечься и познакомиться с текстом упражнения 218. (Слайд 3) - О чём этот текст? Перескажите. - А вы гордитесь своей страной? - К какому стилю принадлежит этот текст? Докажите? - Зачем мы прочитали этот текст? Как он поможет преодолеть возникшее затруднение при написании слогана? - Теперь мы сможем вернуться к заданию и придумать слоган нашего урока? | Читают текст «Змейкой» по очереди по одному абзацу, начиная с последней парты первого ряда. Делают вывод, что текст о слогане Олимпиады в Сочи, пересказывают (Каждое слово в слогане имеет значение. «Жаркие» - борьба спортсменов, накал страстей болельщиков, жаркий город Сочи. «Зимние» - время проведения. «Твои» - каждый сопереживает спортсменам. Слоган раскрывает широту национального характера россиян. Олимпиада проходила в России, и этим нужно гордиться). Выражают гражданскую позицию. Доказывают, что тест публицистического стиля, опираясь на знания, полученные на прошлом уроке. Формулируют новое знание о слогане, выявляют его основные черты. Осознают возможность использования нового знания. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения, формирования границ собственного «знания» и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - структурирование знания. |
V Реализация построенного проекта Цель: организовать построение учащимися нового знания. | Участвует в диалоге, корректирует деятельность обучающихся. | По аналогии составляют слоганы и предлагают несколько вариантов, выбирают и записывают в рабочий лист. Примеры слоганов: Не скучай! Учись! Познавай! или Русский! Великий! Родной! или Интересный! Познавательный! Наш! | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного «знания» и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - установление причинно-следственных связей |
VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: организовать усвоение учащимися нового знания. | Организует диалог с обучающимися - Мы с вами отвлеклись от цели урока. Вспомним, кроме того, чтобы научиться определять публицистический стиль текста (кстати, с этим вы хорошо справились!), чему вы ещё хотели научиться? - Тогда нам нужно вспомнить, каковы основные приёмы и средства публицистического стиля? | Проговаривают цели урока, осознают, что могут определить текст публицистического стиля, выражают желание научиться самим составлять тексты публицистического стиля. Опираясь на рабочие листы и знания, полученные на предыдущем уроке и при работе с упр.218, называют приёмы и средства публицистического стиля. | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, - формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной форме. |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок. | Организует работу по упражнению 219. - Теперь, когда мы вспомнили особенности устного выступления, попробуем выполнить упражнение 219. (Слайд 5) Организует работу в группах: каждой группе выдаёт ноутбук с мультфильмом об одном из символов Олимпиады, консультирует по возникающим вопросам в процессе работы. Анализ выступлений: - Состоялось ли устное выступление? - Что хорошо получилось? - Что не удалось? В чём причина затруднений? - Давайте подумаем, что могло бы помочь создавать текст устного выступления? - Составим план выступления. | Читают задание, объединяются в группы, изучают материалы о символах (Приложение 2), готовят устное выступление, выступают. Анализируют собственные выступления и выступления представителей групп, отмечают положительные стороны, формулируют недостатки выступлений, приходят к выводу, что для хорошего устного выступления необходимо грамотно говорить, быть уверенным и опираться на план (Примерный план: 1. Вступление (вопрос или тезис); 2. Основная часть (аргументы или ответ на вопрос, рассказ); 3. Вывод (побуждение) *не забывать об интонации!!!). Записывают план в рабочий лист. | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - осуществление итогового и пошагового контроля по результату. - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - использование речи для регуляции своего действия. |
VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и включить его в систему ранее изученных знаний; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | Организует самостоятельную работу по составлению устного высказывания - Сейчас вы владеете всеми необходимыми знаниями для составления устного выступления? - Обязательно ли записывать полностью текст своего выступления? (можно составить план, подобрать опорные слова, составить схему, можно записать) - Предлагаю вам побыть в роли ораторов, то есть выступающих, и приготовить устное выступление на одну из тем: 1) Скажи спорту - ДА; 2) Нет в мире краше Родины нашей; 3) свой вариант. (Слайд 6) Выступление нескольких ребят, небольшой анализ выступлений. - Ребятам, которым сегодня не удалось выступить, я предлагаю по желанию записать своё выступление на видео и отправить в нашу с вами группу. Я думаю, и одноклассникам, и родителям, и другим учителям будет интересно послушать и посмотреть ваши выступления. | Осознают, что обладают достаточным уровнем знаний для самостоятельного составления устного высказывания, выражают желание попробовать применить знание на практике и составить своё собственное высказывание на одну из тем. Готовят план высказывания с опорными словами в рабочих листах. Несколько ребят выступают на уроке. | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности. | Совместно с обучающимися подводит итоги урока, организует самооценку обучающимися своей деятельности. - А сейчас нам необходимо подвести итоги работы, оценить успешность нашей деятельности. Для этого я предлагаю вам взять цветной фломастер или ручку и, отвечая на вопросы в листе самооценки, получить свой результат. - А завершить наш урок хотелось бы слоганом дня. Давайте его придумаем? - Желаю вам хорошего настроения и успехов в этом дне! Радуйтесь! Вдохновляйтесь! Энергии набирайтесь! | Оценивают свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы рефлексии в рабочем листе. Проговаривают, что получилось хорошо, над чем нужно ещё поработать. Совместно с учителем придумывают слоган дня, таким образом настраиваясь на продуктивный, успешный и радостный день. | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |