СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Публицистический стиль. Устное выступление"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Публицистический стиль. Устное выступление"»

Название разработки: урок по родному русскому языку «Публицистический стиль. Устное выступление» (второй урок)


Общеобразовательная организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования "Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2"

ФИО автора работы: Ершова Тамара Андреевна


Должность, квалификационная категория: учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория.


































Пояснительная записка

Класс: 5

Наименование раздела: Речь. Речевая деятельность. Текст.

Тема: Публицистический стиль. Устное выступление (22 урок в разделе, 2 урок по теме)

Содержательная цель: развить представление о публицистическом стиле; повторение задач, сферы использования, стилевых черт и языковых средств публицистического стиля; развитие умений искать и выделять необходимую информацию.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей анализировать текст, составлять собственное монологическое высказывание на заданную тему по эталону; воспитание активной гражданской позиции учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты: расширить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить стилевые черты и языковые средства.

Метапредметные результаты:

- коммуникативные: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; аргументировать свою точку зрения;

- регулятивные: формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию; осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- познавательные: развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления; развитие умения логически верно излагать мысли; давать определение понятиям.

Личностные результаты:

- развитие системы ценностных отношений к родному языку; уважительное отношение к родине, гордость за родину; совершенствование навыков этичного межличностного общения; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Дидактические материалы: рабочий лист, материалы для заполнения рабочего листа, учебник русского родного языка для 5 классов О.М. Александровой и др. – М. : Просвещение, Учебная литература, 2020 г., презентация к уроку, мультфильмы о символах Олимпиады-2014 в Сочи. Оборудование: компьютер, проектор.

Краткая аннотация к работе: технологическая карта представляет собой урок открытия новых знаний в рамках технологии деятельностного метода.

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I Мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне на основе механизма «надо» – «хочу» – «могу».

Приветствует обучающихся, настраивает на продуктивную учебную деятельность:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. Давайте получим удовольствие от урока! В классе должно царить хорошее настроение. Подарим друг другу улыбки. (Слайд 2)

- Сегодня мы продолжаем разговор о публицистическом стиле. Что ещё нам надо узнать по этой теме?

- А зачем нам нужны знания о публицистическом стиле? Где можно с ним встретиться?

- Что бы вам хотелось получить от урока? Какова цель урока?

- А как нам достичь желаемого? Что мы можем для этого сделать?

- Где мы можем найти интересующую нас информацию?

- Хорошо, откроем учебник на странице 164.

Приветствуют учителя и друг друга, положительно настраиваются на работу.








Участвуют в диалоге с учителем, формулируют цель урока, ставят перед собой задачи на основе механизма «надо» - «хочу» - «могу».

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении и

самореализации.

Коммуникативные:

- умение слушать,

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями

коммуникации,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии

Цель: подготовить учащихся к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.).

Организует работу по упражнению 217 и в рабочих листах.

- В упражнении 217 даны толкования двух слов: девиз и слоган. Ознакомьтесь с толкованиями и докажите, что эти слова – синонимы. (Слайд 3)


- В чём разница между этими понятиями?








- Давайте отобразим это в наших рабочих листах.

- Чтобы отразить разницу в оттенках значений этих слов, составим по одному предложению со словом «девиз» и со словом «слоган».


- Вы большие молодцы! Теперь давайте сформулируем девиз нашего урока.



- Отлично! А теперь придумаем слоган нашего урока.

Читают толкования слов, данные в упражнении 217, вспоминают, что такое синонимы, доказывают, что девиз и слоган – синонимы (девиз – это краткое изречение, выражающее идею, а слоган – это краткий девиз).

Анализируют толкования, находят различия в значениях слов (девиз – для небольшой группы людей, а слоган – для масс; девиз длиннее, а слоган короче).

Оформляют записи в рабочих листах.

Придумывают предложения с этими словами и записывают в рабочие листы (например: Мы придумали девиз нашей команды. Это лучший слоган для нашей компании).

Придумывают девиз урока и записывают в рабочий лист (например: На уроке не скучать! Всё узнать и всё понять!)

Испытывают затруднение, не знают, как составить слоган.

Личностные:

- сформированность потребности в

самовыражении,

самореализации, позитивной

моральной самооценки и моральных

чувств.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы,

- формулирование собственного

мнения,

Регулятивные:

- планирование своих действий,

- различение способа и результата действий,

- внесение необходимых корректив в действие.

Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- умение строить речевое

высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- сравнение.

III Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает.

Организует диалог с целью выявления причины затруднения:

- Почему возникло затруднение при выполнении задания?

- Чего нам не хватает для преодоления затруднения?

- Где мы можем найти знания, которых так не хватает?

Пытаются сформулировать причину затруднения (не знаем, что это, как его написать, что должен отражать).

Осознают, что не достаёт знаний о слогане.

Предлагают варианты источников знаний (в учебнике, в интернете, спросить у учителя)

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной

позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:

- построение понятных для партнёров высказываний,

- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

- поиск разнообразных способов решения задач,

- структурирование знаний,

- установление причинно-следственных связей,

- формулирование проблемы,

- создание способов решения проблемы.

IV Построение проекта выхода из затруднения

Цель: организовать проектирование учащимися процесса построения нового знания.

Организует работу по упражнению 218.

- Предлагаю немного отвлечься и познакомиться с текстом упражнения 218. (Слайд 3)

- О чём этот текст? Перескажите.



























- А вы гордитесь своей страной?


- К какому стилю принадлежит этот текст? Докажите?




- Зачем мы прочитали этот текст? Как он поможет преодолеть возникшее затруднение при написании слогана?

- Теперь мы сможем вернуться к заданию и придумать слоган нашего урока?

Читают текст «Змейкой» по очереди по одному абзацу, начиная с последней парты первого ряда.




Делают вывод, что текст о слогане Олимпиады в Сочи, пересказывают (Каждое слово в слогане имеет значение. «Жаркие» - борьба спортсменов, накал страстей болельщиков, жаркий город Сочи. «Зимние» - время проведения. «Твои» - каждый сопереживает спортсменам. Слоган раскрывает широту национального характера россиян. Олимпиада проходила в России, и этим нужно гордиться).

Выражают гражданскую позицию.

Доказывают, что тест публицистического стиля, опираясь на знания, полученные на прошлом уроке.

Формулируют новое знание о слогане, выявляют его основные черты.





Осознают возможность использования нового знания.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения, формирования границ собственного «знания» и "незнания".

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации

различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,

- структурирование знания.

V Реализация построенного проекта

Цель: организовать построение учащимися нового знания.

Участвует в диалоге, корректирует деятельность обучающихся.

По аналогии составляют слоганы и предлагают несколько вариантов, выбирают и записывают в рабочий лист. Примеры слоганов: Не скучай! Учись! Познавай! или Русский! Великий! Родной! или Интересный! Познавательный! Наш!

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов

учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов,

формирование мотивов достижения, формирования

границ собственного «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения (позиции),

- использование речи для регуляции своего действия,

- построение монологического высказывания.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в

том числе моделей и схем для решения задач,

- установление причинно-следственных связей

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать усвоение учащимися нового знания.

Организует диалог с обучающимися

- Мы с вами отвлеклись от цели урока. Вспомним, кроме того, чтобы научиться определять публицистический стиль текста (кстати, с этим вы хорошо справились!), чему вы ещё хотели научиться?

- Тогда нам нужно вспомнить, каковы основные приёмы и средства публицистического стиля?

Проговаривают цели урока, осознают, что могут определить текст публицистического стиля, выражают желание научиться самим составлять тексты публицистического стиля.

Опираясь на рабочие листы и знания, полученные на предыдущем уроке и при работе с упр.218, называют приёмы и средства публицистического стиля.

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

- формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,

- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения,

- различение способа и результата действия.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение речевого высказывания в устной форме.

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок.

Организует работу по упражнению 219.

- Теперь, когда мы вспомнили особенности устного выступления, попробуем выполнить упражнение 219. (Слайд 5)

Организует работу в группах: каждой группе выдаёт ноутбук с мультфильмом об одном из символов Олимпиады, консультирует по возникающим вопросам в процессе работы.

Анализ выступлений:

- Состоялось ли устное выступление?

- Что хорошо получилось?

- Что не удалось? В чём причина затруднений?

- Давайте подумаем, что могло бы помочь создавать текст устного выступления?

- Составим план выступления.

Читают задание, объединяются в группы, изучают материалы о символах (Приложение 2), готовят устное выступление, выступают.















Анализируют собственные выступления и выступления представителей групп, отмечают положительные стороны, формулируют недостатки выступлений, приходят к выводу, что для хорошего устного выступления необходимо грамотно говорить, быть уверенным и опираться на план (Примерный план:

1. Вступление (вопрос или тезис); 2. Основная часть (аргументы или ответ на вопрос, рассказ); 3. Вывод (побуждение) *не забывать об интонации!!!). Записывают план в рабочий лист.

Личностные:

- развитие самооценки личности,

- формирование адекватной позитивной самооценки,

- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с задачей,

- учёт правил в контроле способа решения,

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

- оценка правильности выполнения действия на

уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

- умение договариваться, приходить к общему решению,

- использование речи для регуляции своего действия.

VIII Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания и включить его в систему ранее изученных знаний;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Организует самостоятельную работу по составлению устного высказывания

- Сейчас вы владеете всеми необходимыми знаниями для составления устного выступления?

- Обязательно ли записывать полностью текст своего выступления? (можно составить план, подобрать опорные слова, составить схему, можно записать)

- Предлагаю вам побыть в роли ораторов, то есть выступающих, и приготовить устное выступление на одну из тем: 1) Скажи спорту - ДА; 2) Нет в мире краше Родины нашей; 3) свой вариант. (Слайд 6)

Выступление нескольких ребят, небольшой анализ выступлений.

- Ребятам, которым сегодня не удалось выступить, я предлагаю по желанию записать своё выступление на видео и отправить в нашу с вами группу. Я думаю, и одноклассникам, и родителям, и другим учителям будет интересно послушать и посмотреть ваши выступления.

Осознают, что обладают достаточным уровнем знаний для самостоятельного составления устного высказывания, выражают желание попробовать применить знание на практике и составить своё собственное высказывание на одну из тем. Готовят план высказывания с опорными словами в рабочих листах.

Несколько ребят выступают на уроке.


Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной

задачи,

- различение способа и результата действия,

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

- выполнение учебных действий.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- доказательство.

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности.

Совместно с обучающимися подводит итоги урока, организует самооценку обучающимися своей деятельности.

- А сейчас нам необходимо подвести итоги работы, оценить успешность нашей деятельности. Для этого я предлагаю вам взять цветной фломастер или ручку и, отвечая на вопросы в листе самооценки, получить свой результат.

- А завершить наш урок хотелось бы слоганом дня. Давайте его придумаем?

- Желаю вам хорошего настроения и успехов в этом дне! Радуйтесь! Вдохновляйтесь! Энергии набирайтесь!




Оценивают свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы рефлексии в рабочем листе. Проговаривают, что получилось хорошо, над чем нужно ещё поработать.










Совместно с учителем придумывают слоган дня, таким образом настраиваясь на продуктивный, успешный и радостный день.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки,

самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания и

«незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и

письменной форме,

- анализ,

- синтез,

- установление причинно-следственных связей.