СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» «Ирина Пивоварова Как провожают пароходы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В технологической карте урока представлен урок по теме 

«Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» «Ирина Пивоварова Как провожают пароходы»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» «Ирина Пивоварова Как провожают пароходы»»

Технологическая карта по литературному чтению


Класс: 4

Учитель: Макаренко Валентина

Тема урока


«Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» «Ирина Пивоварова Как провожают пароходы»

Цель


Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения; отстаивать её с помощью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и учителем, чувство патриотизма к своей родине.

Планируемые результаты

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать текст на слух; формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Формируемые УУД

Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

  • высказывать свое предложение

Коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

Оборудование


Компьютер, проектор, презентация, учебник Литературное чтение 4 класс «перспективная Начальная школа»





Задачи этапа

урока

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

  1. Организация класса на работу


Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

Приветствие учителя.

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя;

  1. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.


Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-А сейчас я предлагаю вам разгадать ребус, слово, которое в нём спряталось будет сопровождать нас на протяжении всего урока, и оно одно из главных в нашей теме.





-Какое слово?

-Конечно, это слово красота!

-Прочитайте высказывания известных людей на слайде

Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.

Лев Толстой

Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника.
Автор: Оскар Уайльд

Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
Конфуций


Каждому своё красиво.
Цицерон

Красота спасет мир — из романа «Идиот» (1868) ф. М. Достоевского

Красота - страшная сила Фаина Раневская





-А что значит это слово, вы знаете?

Красота- всё красивое, прекрасное. Например,

красивые, прекрасные места в природе, в художественных произведениях.

Сегодня мы с вами будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас и о том, что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой.

- Какова же сила красоты? (Красота вдохновляет, придает уверенность в собственных силах, вселяет веру в себя).

-Какая бывает красота?

-А как вы думаете, может ли красота воздействовать на человека? Как?

-Для чего нам нужна красота? (чтоб изменить мир к лучшему)

-А чтобы узнать это, прочитаем диалог на странице 6

Тема нашего урока: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»

Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая загадку отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

Познавательные:

Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих работ, выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.



Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

-О чем сейчас прочитали?




-Далее, мы познакомимся с замечательным произведением писательницы Ирины Пивоваровы «Как провожают корабли».

-Вы уже знакомы с творчеством этой писательницы?

-Какие произведения вы читали?


Ирина Михайловна Пивоварова

(1939 -1986) — русская детская писательница.

Родилась в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество. После обучения в институте она стала замечательным художником.

После Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей

Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.

Ирина Михайловна говорила о своих произведениях: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама».

-Какие качества мы можем отметить у этой писательницы? (любовь к детям, к творчеству, трудолюбие, способность всегда учится, получать новую информацию).

-Прочтите как называется наше произведение?

- можно ли по названию определить о чем пойдет речь?


- какое по- вашему отношение имеют пароходы к красоте?

-Как вы думаете, о чём и о ком в нем пойдет речь?


Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные)

2. Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.



Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

-Начнем читать наше произведение и узнаем, верны ли были наши предположения.


-А сейчас почитаем по очереди по абзацам.

-Будем следить за поведением героев, их поступков, происходящих событий в тексте и образов.


Первичное воспитание и усвоение содержания прочитанного текста


Объяснение окончания отрывка для чтения со «стопом»



1.с. 7-8 до слов «И вдруг я услышал»



2.с. 8-10 до слов «И она ушла»



3.с. 10-11 до слов «Он повернулся и пошел»


Чтение и слежение по тексту


- Какое настроение у ребят?


- Какие у них отношения?


- Как думаете, Люська зачем говорила громким голосом?


-Внимательно ли Павлик слушал Люську?


-Почему Люська сменила тему разговора?


-Почему она все так же громко говорила?



Перечитать описание природы в начале текста и в этом отрывке.


- Что-то изменилось?


- Зачем автор использует прием повтора?



_Перечитайте только слова Коли.


-перечитайте только слова Люськи.


- Так что же изменилось?



- Как дальше могут развиваться события?


Выборочное чтение.

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя;

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.



















3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Беседа после первичного чтения

-А теперь соотнесём наши предположения перед чтением.

-О ком и о чем шла речь в рассказе?

-Какие чувства у вас вызвало это произведение и почему?

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;










Учащиеся обсуждают задание,

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.
















Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД).

Личностные:

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается


4. Подведение итога урока.



Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.

С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

– Выразите своё мнение о произведении одним словом. (увлекательное).

– Кто главные герои рассказа?

- Что особенно вас удивило или тронуло в прочитанном?

Каждая сказка нас чему – то учит. Чему вас научила эта сказка?


Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)


Учитель______________