Тема урока | «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» «Ирина Пивоварова Как провожают пароходы» |
Цель | Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением |
Задачи | Образовательные: учить наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения; отстаивать её с помощью текста. Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности. Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и учителем, чувство патриотизма к своей родине. |
Планируемые результаты | Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать текст на слух; формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним. Формируемые УУД Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок высказывать свое предложение Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов) |
Оборудование | Компьютер, проектор, презентация, учебник Литературное чтение 4 класс «перспективная Начальная школа» |
Задачи этапа урока | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные |
Организация класса на работу | |
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок. | Приветствие учителя. | Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; |
Сообщение темы и постановка целей и задач урока. | |
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | -А сейчас я предлагаю вам разгадать ребус, слово, которое в нём спряталось будет сопровождать нас на протяжении всего урока, и оно одно из главных в нашей теме. -Какое слово? -Конечно, это слово красота! -Прочитайте высказывания известных людей на слайде Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту. Лев Толстой Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника. Автор: Оскар Уайльд Красота есть во всем, но не всем дано это видеть. Конфуций Каждому своё красиво. Цицерон Красота спасет мир — из романа «Идиот» (1868) ф. М. Достоевского Красота - страшная сила Фаина Раневская -А что значит это слово, вы знаете? Красота- всё красивое, прекрасное. Например, красивые, прекрасные места в природе, в художественных произведениях. Сегодня мы с вами будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас и о том, что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой. - Какова же сила красоты? (Красота вдохновляет, придает уверенность в собственных силах, вселяет веру в себя). -Какая бывает красота? -А как вы думаете, может ли красота воздействовать на человека? Как? -Для чего нам нужна красота? (чтоб изменить мир к лучшему) -А чтобы узнать это, прочитаем диалог на странице 6 Тема нашего урока: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» | Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая загадку отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу. | Познавательные: Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих работ, выдвигать гипотезу и обосновывать её. Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу. |
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. | |
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. | -О чем сейчас прочитали? -Далее, мы познакомимся с замечательным произведением писательницы Ирины Пивоваровы «Как провожают корабли». -Вы уже знакомы с творчеством этой писательницы? -Какие произведения вы читали? Ирина Михайловна Пивоварова (1939 -1986) — русская детская писательница. Родилась в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество. После обучения в институте она стала замечательным художником. После Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны. Ирина Михайловна говорила о своих произведениях: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама». -Какие качества мы можем отметить у этой писательницы? (любовь к детям, к творчеству, трудолюбие, способность всегда учится, получать новую информацию). -Прочтите как называется наше произведение? - можно ли по названию определить о чем пойдет речь? - какое по- вашему отношение имеют пароходы к красоте? -Как вы думаете, о чём и о ком в нем пойдет речь? | Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; | Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные) |
2. Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. | |
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | -Начнем читать наше произведение и узнаем, верны ли были наши предположения. -А сейчас почитаем по очереди по абзацам. -Будем следить за поведением героев, их поступков, происходящих событий в тексте и образов. Первичное воспитание и усвоение содержания прочитанного текста Объяснение окончания отрывка для чтения со «стопом» 1.с. 7-8 до слов «И вдруг я услышал» 2.с. 8-10 до слов «И она ушла» 3.с. 10-11 до слов «Он повернулся и пошел» Чтение и слежение по тексту - Какое настроение у ребят? - Какие у них отношения? - Как думаете, Люська зачем говорила громким голосом? -Внимательно ли Павлик слушал Люську? -Почему Люська сменила тему разговора? -Почему она все так же громко говорила? Перечитать описание природы в начале текста и в этом отрывке. - Что-то изменилось? - Зачем автор использует прием повтора? _Перечитайте только слова Коли. -перечитайте только слова Люськи. - Так что же изменилось? - Как дальше могут развиваться события? Выборочное чтение. | Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. | Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; | Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД); |
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | 3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. Беседа после первичного чтения -А теперь соотнесём наши предположения перед чтением. -О ком и о чем шла речь в рассказе? -Какие чувства у вас вызвало это произведение и почему? | Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста; Учащиеся обсуждают задание, | Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике. | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД). Личностные: повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается |
4. Подведение итога урока. | |
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. | С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке? Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились? – Выразите своё мнение о произведении одним словом. (увлекательное). – Кто главные герои рассказа? - Что особенно вас удивило или тронуло в прочитанном? Каждая сказка нас чему – то учит. Чему вас научила эта сказка? | Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы. | Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД) |