СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"»

Технологическая карта урока истории

Класс 6

Предмет: история

Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Технология урока: кейс-урок

Тип урока: урок открытие нового знания


Тема

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

формирование представления о времени правления Ярослава Мудрого, особенностях его внешней и внутренней политики.

Задачи урока

  1. Дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством;

  2. Охарактеризовать внутреннюю политику Ярослава Мудрого;

  3. Охарактеризовать внешнюю политику Ярослава Мудрого;

  4. Охарактеризовать систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.

Планируемый результат


Предметные умения

УУД

  1. Уметь выделять достижения в деятельности Ярослава Мудрого и определять их последствия на состояния государства

  2. Выделять положительные личностные качества государственного лидера

  3. Применять понятия: государство, династия, закон.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; оценивать свои и чужие поступки

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные: находить достоверную информацию в разных источниках; анализировать (выделять главное); определять понятия; обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия, представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные: развивать у учащихся умение работать индивидуально и в парах; излагать своё мнение, аргументируя его; продуктивно взаимодействовать со своими партнерами; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Обязательный минимум содержания

Ярослав Мудрый. «Русская правда». Международные связи Древней Руси. Государство. Вече.

Решаемые учебные проблемы

Почему князь Ярослав Владимирович вошёл в историю под именем Мудрого?

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Оборудование урока (ресурсы)

Литература: «Сказание о Борисе и Глебе»

Русский язык: основные понятия урока

Право/обществознание: «Правда Ярослава»

Искусство: скульптурный портрет Ярослава Мудрого, картина К.Лебедева (1917 г.) «Вече в Новгороде»

Кино- Ярослав Мудрый (1981) реж. Г. Кохан

Социология и статистика

Групповая, индивидуальная, самостоятельная

Компьютер (мультимедийная презентация «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»), экран, доска, учебник, раздаточный материал, документальный материал

«Иллюстрированная история государства Российского» 06 серия Ярослав Мудрый

http://www.youtube.com/watch?v=o5YIsg7iIL0

http://www.lants.tellur.ru/history/kon_rus.htm#Ярослав_Мудрый - краткая биография князей Рюриковичей

http://www.lants.tellur.ru/history/genealogy.htm - генеалогическое древо

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%E0%E7%E0%ED%E8%E5_%EE_%C1%EE%F0%E8%F1%E5_%E8_%C3%EB%E5%E1%E5 - историческая справка о «Сказание о Борисе и Глебе»

http://www.youtube.com/watch?v=7tLIm1QzYR4 – фильм история государства Российского. Ярослав Мудрый.








Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

Формируемые и осуществляемые способы деятельности

1-й этап урока Этап создания проблемной ситуации. Формулирование проблемы


Учитель приветствует учащихся, осуществляет проверку готовности, присутствия / отсутствия

1 минута.


Вводное слово

- Народ даёт правителям разные прозвища, иногда смешные, иногда достойные, иногда обидные. Князю, о котором мы будем говорить сегодня, дали прозвище «Мудрый». Что значит слово «мудрый». Давайте обратимся к словарю В. И. Даля.

http://slovari.yandex.ru 2 минуты


Видео фрагмент «Иллюстрированная история государства Российского» 06 серия Ярослав Мудрый

http://www.youtube.com/watch?v=o5YIsg7iIL0 - 0:44-1:50 – время 2 минуты


Именно об этой исторической личности мы будем говорить и собирать информацию в «Досье защиты», чтобы уверенно сказать в конце урока: «Ярослав заслужил /или не заслужил/» данное ему народом прозвище. («Досье защиты» - рабочий лист). Но сначала нам надо договориться, какие стороны личности мы будем брать во внимание, чтобы найти истину. Ведь говорить о Великой личности можно долго, для нас же главное – решить НАШУ проблему.


Учитель корректирует три опорных точки:


Политика

Закон

Нравственность

1 минута

Слушание





Ученики настраиваются на урок, слушают информацию о том, что будут делать на уроке.



Работа со словарем



Соотносение услышанного и увиденное
















Предлагают варианты.

Делают записи в тетради:

Политика

Закон

Нравственность






Слушание собеседника.




Взаимодействие с учителем во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме









Излагают своё мнение, аргументируя его.


Умение слушать в соответствии с целевой установкой;


принимать и сохранять учебную цель и задачи;


высказывать свое мнение и аргументировать его;


контролировать

правильность

ответов обучающихся




















слушают друг друга, дополняют, исправляют

2-й этап урока. Исследование проблемы

Мотивирует на дальнейшую деятельность:

Чтобы дать ответ на поставленный перед нами вопрос, надо, наверное, сначала вспомнить, что было до того, как Ярослав пришёл к власти.




Уточняет задачу:

Как вы думает, какое значение имел тот факт, что Владимир «посадил» управлять ближайшими к Киеву землями своих сыновей?

Чтобы дать ответ на поставленный перед нами вопрос, надо, наверное, сначала вспомнить, что было до того, как Ярослав пришел к власти.



Как Святополк расправился с братьями?

4 минуты










Подводит итог этапа 1 минута


Дает установку: у каждой группы кейс с документами. Ваша задача – изучить материал и дать подтверждение или опровержение высказыванию «Заслуги Ярослава в политике - значительны»



Работаем в «Досье».

Вторая опорная точка в нашем маршруте - Закон










Подводит итог этапа 1 минута


Динамическая пауза 2 минуты


Дает установку: Ваша задача – изучить материал и дать подтверждение или опровержение высказыванию «Заслуги Ярослава в законотворческой деятельности - значительны»


Работаем в «Досье». 5 минут


Подводит итог этапа 1 минута

Третья опорная точка в нашем маршруте – Нравственный кодекс времен Ярослава


Ваша задача – изучить материал и дать подтверждение или опровержение высказыванию «Заслуги Ярослава в утверждении нравственности - значительны»

Работаем в «Досье». Какова третья запись? Нравственно-просветительский кодекс времен Ярослава …5 минут

Подводит итог этапа 1 минута



Ученик работает с картой у доски, указывает на карте называемые города и читает отрывок /Стр. 57-58/


Владимир поступил так с целью укрепления государства, усиления власти киевских князей. Но после смерти Владимира Красного Солнышка на Руси вновь наступили тяжёлые времена.



«И встал брат на брата…» /Стр. 59/











Работа в группах: охарактеризовать систему управления

государством, роль вече.

/Приложение 5/

Записывают в тетрадь


Делают записи





Из документа, изданного Ярославом /на слайде – название документа «Правда Ярослава»/ Стр. 64







анализируют его и делают выводы

Записывают выводы в тетрадь.











Работа в группах с фрагментом летописей

Читают кейс, анализируют его и делают выводы

Записывают выводы в тетрадь.



Излагают своё мнение, аргументируя его.

Взаимодействие с учителем во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме













Излагают своё мнение, аргументируя его.

Взаимодействие с учителем во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме





Согласовывать усилия по решению учебной задачи


Договариваться и приходить к общему мнению и решению


Учитывать другие мнения















Согласовывать усилия по решению учебной задачи


Договариваться и приходить к общему мнению и решению


Учитывать другие мнения







Согласовывают усилия по решению учебной задачи


Договариваться и приходить к общему мнению и решению

Учитывать другие мнения




















Делают ценностно значимые выводы









принимают и сохраняют учебную цель и задачи;





















принимают и сохраняют учебную цель и задачи;













принимают и сохраняют учебную цель и задачи;





Присваивают ценности


3-й этап урока. Заключительный


http://www.youtube.com/watch?v=o5YIsg7iIL0

- видеофрагмент 2 минуты

Итак, снова я возвращаю вас к проблеме урока:

за что Ярослава назвали Мудрым?

Сделаем выводы. Давайте прочтем, какое досье мы собрали на князя Ярослава.

  1. Построил 5 городов и крепости. Укрепил положение Руси.

  2. Положил начало изданию на Руси письменного свода законов «Правда Ярослава», который был основой русского законодательства на протяжении двух веков.

  3. Происходит распространение христианской веры, строительство церквей (Собор Св. Софии в Киеве и Новгороде), открытие при них школы, перевод книг с греческого на славянский, введение единого древнерусского языка, дающего русичам осознание себя единым народом.



2 минуты






Анализируют (выделяют главное).


Обобщают, делают выводы.


Записывают окончательные выводы







Излагают своё мнение, аргументируя его.

Взаимодействие с учителем во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме








Контролируют правильность ответов




4-й этап урока Домашнее задание

Мотивирует познавательную активность

Есть еще одна важная, на мой взгляд, сторона жизни Ярослава, о которой нельзя не вспомнить. Это его отношение к детям. Именно с взаимоотношениями в семье Ярослава и будет связано ваше домашнее задание.


Инструктирует по домашнему заданию

Дома вы продолжите собирать «досье», чтобы привести еще аргумент в пользу князя Ярослава. Вам предстоит письменно ответить на вопрос: «Какие наставления дал Ярослав своим сыновьям? Смогут ли они найти общий язык и жить дружно? Актуальны ли эти наставления в наши дни?»

Ответить на эти вопросы вам поможет новый кейс, в котором вы найдете ссылку на параграф 9 учебника и дополнительную информацию для размышлений/Приложение 9/. Параграф учебника необходимо прочитать и пересказать сжато, то есть выбрать главную информацию.

2 минуты

Благодарит учащихся за работу и называет оценки за работу на уроке.

Записывают д/з
















Осознанно принимают информацию о дальнейшем знании








Осознанно воспринимают инструкцию, усваивают учебную задачу












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!