СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Разновидности литературного языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разновидности литературного языка

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Разновидности литературного языка»»


Урок № 6-7 Разновидности литературного языка

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: Расширить и углубить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка.

Планируемые результаты

Предметные: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

-понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

-освоение базовых понятий лингвистики;

-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами русского литературного языка, речевого этикета

Метапредметные:

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речь, формирование навыков, необходимых будущим сотрудникам органов внутренних дел РФ.


Образовательные ресурсы: "Основы русской словесности (От слова к словесности)" Автор А.И. Горшков — М.: Дрофа, 2001)

Интернет-ресурсы:

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку родного языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Эпиграф: «Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её…» А.А. Потебня

О чем будем говорить на уроке?

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”.

Вопросы:

1.Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да)

2.Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?(нет)


3.Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический?

(да)

4.Верно ли, что разговорная речь используется, как правило, в ситуациях непринужденного общения?(да)

5.Верно ли, что задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью?(да)

6.Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?(да)

7.Верно ли, что публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью?(да)

Читают помещённые на слайде утверждения, в тетрадях ставят номер вопроса и слова “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Б) Приём “Инсерт” – маркировка текста на полях значками по мере его чтения.

“V” – уже знал.

“+” – новое.

“-” – думал иначе.

“?” – не понял, есть вопросы.

Беседа по прочитанному теоретическому материалу.

Текст.


Читают текст по абзацам и делают пометы

Читают статью учебника .


самостоятельно заполняют таблицу

читают текст


познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичное закрепление

Заполнить таблицу.

Каждая пара (группа) получает карточку с текстом и на основании материалов текста заполняет свою графу в таблице.

(Сначала таблица заполняется самостоятельно, затем проверяется по эталону, подсчитывается количество неверных ответов, затем обсуждение)


работа в парах; или в группах

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Создание “синквейна”

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, мы вспомнили особенности функциональных разновидностей языка. Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания.

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и

отметьте стилевые черты

На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и

отметьте стилевые черты

Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!