1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку родного языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Эпиграф: «Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её…» А.А. Потебня О чем будем говорить на уроке? | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | Выполнение теста “Верные – неверные утверждения”. Вопросы: 1.Верно ли, что функциональные разновидности языка – это части литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств? (да) 2.Верно ли, что функциональные разновидности языка и стили речи не отличаются друг от друга?(нет) 3.Верно ли, что к функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический? (да) 4.Верно ли, что разговорная речь используется, как правило, в ситуациях непринужденного общения?(да) 5.Верно ли, что задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью?(да) 6.Верно ли, что официально-деловой стиль – это разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности (в законотворчестве, экономике, коммерции, управленческой и дипломатической деятельности), т.е. в разных речевых ситуациях делового общения?(да) 7.Верно ли, что публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью?(да) | Читают помещённые на слайде утверждения, в тетрадях ставят номер вопроса и слова “ДА” или “НЕТ”, обосновывая свой ответ | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | Б) Приём “Инсерт” – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. “V” – уже знал. “+” – новое. “-” – думал иначе. “?” – не понял, есть вопросы. Беседа по прочитанному теоретическому материалу. Текст. | Читают текст по абзацам и делают пометы Читают статью учебника . самостоятельно заполняют таблицу читают текст | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичное закрепление | Заполнить таблицу. Каждая пара (группа) получает карточку с текстом и на основании материалов текста заполняет свою графу в таблице. (Сначала таблица заполняется самостоятельно, затем проверяется по эталону, подсчитывается количество неверных ответов, затем обсуждение) | работа в парах; или в группах | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Итак, мы вспомнили особенности функциональных разновидностей языка. Заполнили таблицу, которой вы можете пользоваться при выполнении дальнейшего задания. На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и отметьте стилевые черты На слайдах и карточках даны 4 текста. Определите стиль речи каждого и отметьте стилевые черты | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |