Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности | Учитель: внимательно прочтите эпиграф к уроку. Можете ли вы сейчас предположить, почему Вернадский так оценил деятельность Столыпина? | Учащиеся отвечают на уровне своих знаний и соображений. |
Актуализация знаний | Рассказ о покушении и смертельном ранении П.А. Столыпина. 1 сентября 1911 года. Из 18 ряда двинулся по направлению к 1 ряду черноволосый молодой человек в черном фраке. Он шел уверенно. Прикрывая афишкой оттопырившийся карман брюк. Дойдя до 2 ряда, когда его отделяло от Столыпина метра два, он вытащил браунинг. Столыпин смотрел прямо на него. По лицу млодого человека пробежала гримаса страха и напряжения. Он дважды выстрелил … Это произошло 1 сентября 1911 года в Киеве. Пятого сентября вечером П.А. Столыпин умер. Так трагически оборвалась жизнь человека, целиком посвятившего себя служению Россиии. А теперь давайте вернемся на несколько лет назад в 1906 год. Этот год Россия встретила на распутье. Ситуация в стране, сложившаяся к тому времени, могла развиваться по трем направлениям Вопрос к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития России? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной? | Учащиеся слушают и отвечают. По мере ответов учащихся на доске появляется следующая схема. Альтернативы общественного развития  России в 1906 году. трансформация дальнейшее наступление революции снизу в продолжение контрреволюции революцию сверху революции (разрешение поставленных перед страной задач путем реформ). |
Постановка проблемы | Вопрос учителя? Давайте поразмышляем: с каким из этих путей развития можно соотнести тему сегодняшнего урока «Реформы Столыпина: «тихая революция»? Почему? | Рассматриваются все точки зрения учащихся. |
Открытие нового знания | Деятельность учителя( продолжение информирования учащихся о событиях 1906 года). Спустя месяц после назначения на пост председателя Совета министров Столыпин вплотную работает над разработкой земельной реформы. До покушения на аптекарском острове остается три дня .Заседание совета министров состоялось в тот же день, 12 августа, спустя несколько часов после взрыва. Но сообщение в «Правительственном вестнике» появляется только 24 августа. В нем, в частности, говорилось: « За последние два года революционное движение проявляется с чрезвычайным напряжением. С весны этого года оно особенно усилилось… В чем же при таких обстоятельствах должна выражаться обязанность правительства и что оно должно предпринять? Ответ может быть один6 цель и задачи правительства не могут меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо. Но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться». | Рассказ учащегося. Домашняя подготовка. Историческая справка-биография П.А. Столыпина. Генеалогия Столыпиных прослеживается с 16 века с Григория Столыпина. Все его предки были дворянами, несли военную и гражданскую службу на пользу Отечеству. Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 году в подмосковном имении Середниково. Он был сыном героя обороны Севастополя в 1854-55 годах, генерал-адъютанта А.Д. Столыпина и княжны Горчаковой. Он закончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, рано и, стал служить в статистическом управлении министерства земледелия. Семья, служба, старая нянька Аграфена, обращавшаяся к Петру Аркадьевичу на «ты»… Столыпины переезжают в свое имение Колноберже неподалеку от Ковно. Молодой помещик избирается уездным предводителем дворянства, начинается совсем иная жизнь. 1899 год – уездный, затем губернский предводитель ковенского дворянства.1902 год- губернатор Гродненской губернии, февраль 1903 – апрель1906 – губернатор саратовской губернии. 26 апреля 1906 года назначен министром внутренних дел, а через два месяца возглавил правительство. В отличие от многих членов правительства , он часто посещал заседания 1 Государственной Думы , выступал там по многим вопросам. Его гражданскую позицию выражала формула: « успокоение и реформы». |
Первичное закрепление | Вопросы учителя к классу: Что понимал П.А. Столыпин под словами «восстановление возможности жить в стране и свободно трудиться?» Какие задачи предстояло решить, чтобы воплотить эту идею в жизнь? Учитель предлагает классу поделиться на три группы( зависит от количества учеников в классе). Задание: структурировать сведения , оформив их кластером | Учащиеся отвечают на заданные вопросы. Учащиеся сначала индивидуально, потом в парах, группах формулируют задачи, которые должно решить правительство. Итог обсуждения: составление общего кластера. Реформы Столыпина.    Меры по наведению аграрная меры по превращению порядка в России реформа России в правовое государство Эта схема отражает тот уровень понимания проблемы, который имеют учащиеся на данный момент урока.Но для того, чтобы иметь более глубокое представление о содержании реформ, необходима дополнительная информация. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Учитель раздает группам самостоятельные задания для работы с документами и учебником. Во время работы над текстами вы должны использовать известный вам прием маркировки текста, а после прочтения заполнить таблицу в соответствии с графами « V- Знаю» и «+ - Новое» | Первой группе учащихся прочитать п. 3 &8 «П.А. Столыпин: «Успокоение и реформы» и документ «Об учреждении военно-полевых судов» 19 августа 1906г. Второй группе прочитать п.4&8 «Разрушение общины» и документ « Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г». Третьей группе прочитать п. 7 &8 «Переселенческая политика» и ответить на вопрос: каковы плюсы и минусы переселенческой политики? Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, обращаясь к маркированному тексту, осмысливают полученную информацию, оценивают ее, сравнивают с имеющейся. После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе, отвечая на вопросы: Что из того, что вы прочитали , вам уже было знакомо? Какую новую информацию вы получили? Какие трудности вам встретились? |
Повторение | Учитель возвращает учащихся к кластеру. Вопрос: Какими деталями мы можем его уточнить ? | Учащиеся ведут обсуждение, в ходе обсуждения кластер дополняется новой информацией, которая появилась у учащихся. Одновременно идет закрепление и повторение материала. Реформы Столыпина.      5 1 2 4 3 Меры по наведению порядка в России. *Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер; *объявление в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов. 2. Основная цель: * отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель 3. Социальный смысл: *создать широкий слой мелких буржуазных собственников. 4. Меры по созданию в России правового государства: пакет законопроектов *о свободе вероисповедания *о гражданском равноправии *об улучшении быта рабочих *о реформе местного самоуправления *о реформе высшей и средней школы * о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей * о подоходном налоге * о полицейской реформе. 5.Аграрная реформа. * Право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина; * поощрение образования отрубного и хуторского хозяйства; *уравнение крестьян в правах с другими сословиями; * право продажи и залога крестьянских надельных земель; *переселение малоземельных крестьян на казенные земли в малообжитые районы Сибири и Урала. Цель: ослабить земельный голод и снизить накал революционной борьбы. |
Итог урока Домашнее задание | Учитель проверяет уровень усвоения материала по вопросам: Как ни парадоксально, против реформ выступали совершенно разные слои общества. Какие? Почему? Ответ обоснуйте? Почему , на ваш взгляд, Столыпина можно назвать одиноким реформатором? Как бы вы охарактеризовали Столыпина как человека и политика? Согласны ли вы с эпиграфом урока? Обоснуйте свой ответ. : Работа над вопросами: «Думская деятельность», « Итоги аграрной реформы», составление синквейна по « П.А. Столыпин – человек и политик». Выставляются оценки за работу на уроке. | Рассматриваются все точки зрения учащихся. |
Приложение1 Документ « Об учреждении военно-полевых судов» (19 августа 1906г.): «На основании статьи 87 Свобода Основных Государственных законов, издания 1906 года, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал – губернатором, главнокомандующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предовать обвиняемого военно-полевому суду, с примечанием в надлежащих случаях наказания по законам военного времени, для осуждения в порядке, установленном нижеследующими правилами: Военно-полевой суд учреждается… в составе Председателя и четырех членов из офицеров от войска или флота. Распоряжение… должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указывается лицо, предоваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения. Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течении двух суток. Разбирательство дела производиться при закрытых дверях… Приговор… немедленно вступает в законную силу и … не позже суток, приводится в исполнение…». Приложение 2 Документ «Разрушение общины» и документ «Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906г.»6 «Манифест Нашим от 3 ноября 1905г. В зимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела… Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном ( не арендном) пользовании. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставленны ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование… каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту». |
|