2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация, показ) Практический (упражнение, минутка чистописания) «Осуществление разбора слова по составу» | Организует каллиграфическую минутку, выполнение задания, подводящий диалог к теме через задание. -Откройте тетрадь, напишите в ней число, «Классная работа». Проводит инструктаж по выполнению задания каллиграфической минутки, демонстрируя на доске слова: играл, поёт, светила, посмеет, могла, съела, сможет. -Обратите внимание на доску. Сегодня мы напишем букву, которая находится в суффиксе и образует форму прошедшего времени. Какая это буква? Где она находится? -Напишите цепочку, в которую бы входила строчная буква л, чередующаяся с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита. Проводит инструктаж по выполнению задания для правописания безударных гласных в корне слова. -Ребята, сегодня мы с вами будем работать с листом заданий. В 1-ом задании находятся слова с пропущенной безударной гласной, вставьте нужную букву и подчеркните её, рядом запишите проверочное слово, подчеркните проверяемую букву, поставьте ударение в словах. Организует взаимопроверку работ. Слайд 2 -Поменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания по слайду. Если ошибок нет, поставьте «+», если есть, исправьте их. Организует выполнение задания с последующим подводящим диалогом к теме. -Какое слово в карточке лишнее? Почему оно лишнее? -Что мы знаем о глаголе? Какие формы времени имеет глагол? -Каким членом предложения чаще всего является глагол? -Вспомним изменяемые части речи. Рассмотрите таблицу на интерактивной доске. Вспомним, как нужно работать с интерактивной доской. -Кто желает выйти и заполнить её. Необходимо указать части речи и род. -Остальные делают тоже самое в рабочем листе. -Мы знаем, что имя прилагательное стоит в том же роду, что и имя существительное (местоимение), с которым оно связано по смыслу. -В чём возникает затруднение? | Выполняют задания «Каллиграфической минутки», правописания безударных гласных в корне слова. Участвуют в диалоге с учителем. Выполняют задания каллиграфической минутки, ориентируясь на инструкцию учителя. -Сегодня мы будем писать букву л. Она находится в суффиксе -л- глаголов прошедшего времени играл, светила, могла, съела. Пишут цепочку букв: ла ля лб лю… Выполняют работу по правописанию безударных гласных в корне слова, ориентируясь на инструкцию учителя: кормушка - (о,а) –корм шелестеть - (е,и) –шелест роса - (о,а) – росы тепло - (е,и) – тёплый деревья - (е,и) –дерево шерстяной - (е,и) -шерсть морской - (о,а) –море жемчужина - (и,е) - жемчуг Осуществляют взаимопроверку работ. Выполняют задание. Участвуют в диалоге с учителем. -Шелестеть. Это глагол. -Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечают на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?» и т.д. Глаголы могут быть прошедшего, настоящего и будущего время. -Сказуемым. Повторяют технику безопасности работы с интерактивной доской: -При работе с интерактивной доской использовать стилус, не прислоняться к электронной доске, работать с чистыми и сухими руками Один ученик выходит к интерактивной доске и заполняет таблицу. Остальные выполняют задания в рабочих листах. -Мы не знаем, как определить род глагола. | Распознавать глаголы. | К: соблюдать правила ведения диалога. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; определять существенный признак для классификации; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. П: находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма. Р: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. К: соблюдать правила ведения диалога. П: определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по формулировке темы и цели урока. -Проведем наблюдение и поставим глагол шелестеть в форму настоящего времени в 3-ий столбик. Кто желает выполнить это у интерактивной доски? -Остальные работают в рабочем листе. -Какой вывод сделаем? -Верно, глагол в настоящем времени по родам не изменяется. Продолжим наше наблюдение и поставим глагол в будущем времени в следующей таблице. Кто желает выполнить это у интерактивной доски? -Остальные работают в рабочем листе. -Какой вывод сделаем? -Верно. Поставим глагол в прошедшем времени в следующей таблице. Кто желает выполнить это у интерактивной доски? -Остальные работают в рабочем листе. -Какой вывод? -Верно. Исходя из этого, сформулируем тему урока. Демонстрирует тему урока на слайде. Слайд 3 -Проверим, верно ли мы определили тему урока. -Сформулируйте цель урока. Демонстрирует цель урока на слайде. Слайд 4 -Верно! | Формулируют тему урока, ставят цель. Один ученик выходит к интерактивной доске и выполняет задание. Остальные выполняют задание в рабочих листах. -Глагол в настоящем времени по родам не изменяется. Один ученик выходит к интерактивной доске и выполняет задание. Остальные выполняют задание в рабочих листах. -Глагол в будущем времени по родам не изменяется. Один ученик выходит к интерактивной доске и выполняет задание. Остальные выполняют задание в рабочих листах. -Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам. -Тема: «Род глаголов в прошедшем времени». -Да. -Цель: узнать, как определять род глагола в прошедшем времени. | | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Проводит инструктаж по выполнению задания на слайде. Демонстрирует слайд с заданием. Слайд 7 -Посмотрите на слайд. Это упражнение мы выполним с вами у доски. 1.Алиса бродила по лесу. 2.Она блуждала. 3.Мой друг ездил на море. 4.Он путешествовал. 5.Облако плыло по небу. 6.Оно двигалось. Алгоритм выполнения упражнения. -Кто хочет прочитать все задания вслух? (1 ученик) -Перечислите по шагам, что нужно сделать. (2 ученик) -Кто желает прочитать все предложения? (3 ученик) -В какой форме времени находится глагол «бродила»? Блуждала? Ездил? Путешествовал? Плыло? Двигалось? -Как мы это определили? -Кто хочет выйти к доске, записать предложение, определить род имени существительного и глагола. ( 4 ученик) -Какой род имеет имя существительное? -Верно, раз имя существительное в данном предложении имеет женский род и употребляется с глаголом в прошедшем времени, с которым они связаны по смыслу, то какой род будет у глагола? -Кто желает выйти к доске и выполнить задание со следующем предложением? (5 ученик) -Какая часть речи может заменить имя существительное в предложении? -Значит, как мы в этом случае будем определять род глагола? -Какой род имеет местоимение в этом предложении? -Если местоимение в данном предложении имеет женский род и употребляется с глаголом в прошедшем времени, с которым они связаны по смыслу, то какой род будет у глагола? -Верно, кто хочет выйти к доске и выполнить работу с двумя следующими предложениями? (6 ученик) -Какой род имеет имя существительное? -Какой род тогда у глагола? -Какой род имеет местоимение в следующем предложении? -Какой род у глагола? -Кто желает сделать задание с последними двумя предложениями у доски? (8 ученик) -Какой род имеет это существительное? -Какой род тогда будет у глагола? -Род местоимения в следующем предложении? -Какой род у глагола? -Какой мы можем сделать вывод? Организует работу с текстом «Обратите внимание» в учебнике. -Молодцы. Теперь откроем 119 страницу в учебнике и прочитаем текст «Обратите внимание!», сравним со своим выводом. -Верно, молодцы. Организует физкультминутку. -Сейчас давайте встанем и немного разомнёмся. Если я называю глагол в прошедшей форме времени, то вы приседаете. Если в настоящей- вытягиваете руки вперёд. Если в будущей- моргаете. Проводит инструктаж к выполнению 211 упражнения в учебнике. Алгоритм выполнения упражнения. -Кто хочет прочитать все задания вслух? (1 ученик) -Перечислите по шагам, что нужно сделать. (2 ученик) -Кто желает прочитать? (3 ученик) Организует работу в парах. -Обсудите в парах и докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал, являются синонимами. - Также в парах подумайте и определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул. - Определим время, число, род глаголов. -Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? -Спишите эти глаголы, указав их род и выделив окончание. -Какой вывод можем сделать? -Что можно сказать об окончаниях этих глаголов Организует работу с правилом в учебнике. -Прочитаем правило в жёлтой рамке на 120 странице, сравним со своим выводом. -Верно, молодцы! | Выполняют упражнение по алгоритму. Один ученик читает задания. Второй ученик перечисляет: 1. Прочитать предложения. 2.Ответить на вопрос: «В какой форме времени находятся глаголы?». 3. Записать предложения. 4. Определить род имен существительных, местоимений и глаголов. Ученик читает все предложения. Отвечают на вопросы. -В прошедшей. -Эти глаголы показывают, что действия, обозначенные ими, происходили до того, как о них говорят. Ученик выходит к доске, записывает предложение, выполняет задание. -Женский. -Женский род. Ученик выходит к доске, записывает предложение, выполняет задание. -Местоимение. -Как и с именем существительным. -Женский. -Женский род. Ученик выходит к доске, записывает предложение, выполняет задание. -Мужской. -Мужской. -Мужской. -Мужской. Ученик выходит к доске, записывает предложение, выполняет задание. -Средний. -Средний род. -Средний. -Средний. Делают вывод. -Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного (местоимения), с которым глагол связан по смыслу. Один ученик читает правило. Сравнивают вывод и правило. Выполняют физкультминутку. Выполняют упражнение по алгоритму. Один ученик читает задания. Второй ученик перечисляет: Прочитать. Доказать, что глаголы блестел, сиял, сверкал, являются синонимами. Определить различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул. Определить время, число, род глаголов. Ответить на вопрос: «Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?» Списать глаголы. Указать их род. Выделить окончание. Ученик читает. Работают в парах. -Глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами, потому что имеют близкое значение: испускать свет. -Каждая пара глаголов отличается тем, что первый глагол обозначает длительное действие, а второй – завершенное. -Что делал? Блестел, сиял, сверкал – прош. вр., ед. ч., м. р. Что делала? Блестела, сияла, сверкала – прош. вр., ед. ч., ж. р. Что делало? Блестело, сияло, сверкало – прош. вр., ед. ч., ср. р. Что сделал? блеснул, засиял, сверкнул – прош. вр., ед. ч., м. р. Что сделала? блеснула, засияла, сверкнула – прош. вр., ед. ч., ж. р. Что сделало? Блеснуло, засияло, сверкнуло – прош. вр., ед. ч., ср. р. -Окончание. Списывают глаголы из упражнения, указывают род, выделяют окончание. Делают вывод. -Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам. -Глаголы прошедшего времени мужского рода имеют нулевое окончание, среднего – о, женского – а. Один ученик читает правило. Сравнивают вывод и правило. | Распознавать глаголы. Определять род глаголов в прошедшем времени. Определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени). Изменять глагол в прошедшем времени – по родам. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. К: соблюдать правила ведения диалога. К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. П: делать выводы. П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Проводит инструктаж к выполнению задания в рабочем листе. -Обратите внимание на 3 задание в рабочем листе. Алгоритм выполнения упражнения: -Прочитаем, что нам необходимо сделать. (1 ученик) -Перечислите по шагам, что нужно сделать. (2 ученик) -Прочитайте первое предложение. Какими глаголом заменим? -Какое время подпишем? Число? Род? -Выделим окончание. -Прочитайте второе предложение. Каким глаголом заменим? -Какое время подпишем? Число? Род? -Выделим окончание. -Прочитайте следующее предложение. Каким глаголом заменим глагол в скобках? -Какое время подпишем? Число? Род? -Выделим окончание. -Прочитайте последнее предложение. Каким глаголом заменим? -Какое время подпишем? Число? Род? -Выделим окончание. -Какой вывод мы можем сделать? | Выполняют упражнение для закрепления изученного материала. Один ученик читает задание. Второй ученик перечисляет: 1.Заменить глаголы в скобках глаголами в прошедшем времени в нужной форме числа и рода. 2. Подписать время, число и род глаголов. 3. Выделить окончание. - Шуршало, прыгало. Отвечают на вопросы. -Прошедш.вр., ед.ч., ср.р.. -о. -Запевала. -Прошедш.вр., ед.ч., ж.р.. -а. -Наступило. -Прошедш.вр., ед.ч., ср.р.. -о. -Приехал. -Прошедш.вр., ед.ч., м.р.. Делают вывод. -Нулевое окончание. - Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного (местоимения), с которым глагол связан по смыслу. | Распознавать глаголы. Определять род глаголов в прошедшем времени. Определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени). Изменять глагол в прошедшем времени – по родам. | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. П: объединять части объекта (объекты) по определённому признаку. К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |