СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Основные формы существования национального языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Основные формы существования национального языка

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Основные формы существования национального языка"»


Урок № 1. Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Основные формы существования национального языка

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: научить обучающихся анализировать текст, развивать речь, совершенствовать навыки работы с научно-учебными, лингвистическими и публицистическими текстами, формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации

Метапредметные:

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М. : Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация.

Интернет-ресурсы:

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Ребята, перед вами 3 высказывания. Прочитайте их и определите в каждом из них проблему.

  1. Из учебника «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова. М.2014. Эпиграф к §1- В.К. Журавлёва «Язык - среда обитания народа: мы «дышим»  речевой продукцией своих современников и своих далёких предшественников. И чем длительнее непрерывная традиция функционирования данного языка, тем мощнее звучит голос предков».

  2. Филологам - Д.С. Лихачев «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, думает. Думает!»

  3. Философам – Ч. Айтматов «Бессмертие народа в его языке.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы

3. Актуализация знаний.

Определите роль языка в жизни общества. Класс делится на 3 группы: филологи, философы, историки

Как вы думаете: о чём сегодня мы будем говорит на уроке?

1 группа – язык, среда обитания, традиции, голос предков

2 группа – язык – ценность народа

3 группа – язык бессмертен

Язык связан с историей народа, его традициями и далёким голосом предков.

Язык народа самый ценный, потому что на нём говорят и думают

Язык бессмертен и потому никогда не умрёт.

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Для того чтобы определить, кто автор данного текста, обратите внимание на лексику. По его мнению , какова роль языка.? В каждом тексте подчеркните ремы.

1 группа - упр.3 (2 часть) . Речь воплощается в букве и в звуке, в диалогах и монологах, в стенограммах и конспектах, в магнитофонной ленте. Язык же материально не существует никак!

2 группа - упр.1 Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может.

3 группа - "Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры", - также сказано в документе.


Работа с текстом по группам.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Лингвистический эксперимент. Обратите внимание на синтаксические конструкции языка.

  1. Все виды сложных предложений, предложения с причастными и деепричастными оборотами, предложения с однородными членами, вопросительные и восклицательные предложения.

  2. Безличные предложения, предложения с вводными словами.

  3. ССП, предложения с однородными членами, вводное предложение.


Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

6. Первичное закрепление

Охарактеризуйте текст с эмоциональной точки зрения .

Обилие вопросительных и восклицательных предложений, что говорит о том, что авторы переживают за духовное наследие нации.

А теперь представьте, что вам надо объяснить тему урока ребятам  другой национальности. Упростите текст, перестроив сложные предложения, предложения с причастными оборотами в простые,. Одним словом, адаптируйте для иностранцев. ….Прочитайте, что у вас получилось.

Анализируют прочитанный текст


познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упр.3 (первая часть) проанализируйте текст. Или

Напишите призыв к изучению русского языка, потому что он является хранителем духовных ценностей, и свою работу разместите в социальных.

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Найдите в интернете тексты – высказывания великих писателей, философов, учёных, которые можно использовать как воззвание, призывающее изучать русский язык, который является хранителем духовных ценностей нации.

Поменяйтесь своими работами. Прочитайте работу соседа, определите проблему текста и выскажите своё суждение: согласен или не согласен с автором.

Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.