Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Цель – уровень | Базовый («обучающийся научится») |
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся познакомятся с особенностями рынка труда, изучат основные виды безработицы, узнают о работе профсоюзов и государственном регулировании рынка труда, научатся рассчитывать уровень безработицы и уровень занятости |
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и дополнительной литературе; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера; организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий. |
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в том, насколько важно делать правильный выбор при получении профессии, чтобы после окончания Вузов или колледжей можно было трудоустроиться, делать выводы о причинах и последствия безработицы, как для индивидуального человека, так и для общества в целом. |
Исходное состояние обучающихся | Имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях; владеют техникой публичного выступления; определяют виды безработицы, основываясь на основных характеристиках каждого вида; обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением; владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности; |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
выполнение заданий в рабочей тетради; фронтальная работа в эвристической беседе; выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи; | | |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия |
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы |
| Учебник В.С. Автономов «Экономика» | Матвеева Т.Ю. «Введение в макроэкономику» | https://yandex.ru/company/researches/2011/yandex_on_jobsearch_2011 Рынок труда и поиск работы в интернете http://nizhstat.gks.ru/ Нижегород стат http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики http://russia.trud.com/salary/692/ Обзор статистики рынка труда в России https://ru.wikipedia.org/wiki/Безработица_в_России#Современная_ситуация_(по_состоянию_на_2014-2016_годы) | Презентация по данной теме |
Материально-техническое обеспечение | |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование |
Мотивационно- ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности. Фасилитационный подход. По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа). Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока. |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом). Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (выполнение письменных заданий). Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. | Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика, опора на уже имеющиеся знания по предмету. |
| 1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа). По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация). По характеру управления учебной работой: под руководством учителя. Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности | Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом мате риале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся. |
Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата. Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока). Организационный момент (2 мин.) Опрос-повторение (7 мин.) Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.) Операционно – исполнительский этап (21 мин.) по плану (записывается на доске по мере объяснения). Проверка усвоения знаний (5 мин.). Подведение итогов урока. (3 мин) Рефлексия. (3 мин) Домашнее задание (1 мин.) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет дорабатываться в дальнейшем. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире. Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности). | Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта. Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности. | Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково-символических средств, представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий | | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. |
Рефлексивно- оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи – учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности со- держания (знаю что?), владения дей- ствиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и пониманиястепени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?) | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения. |
Сценарий проведения учебного занятия |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование |
Мотивационно- ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Учащимся предлагается задание на экране проектора.(Тест по теме «Население») Им необходимо ответить на предложенные вопросы. (Приложение 1) | Учащиеся проверяют свои работы, согласно ответам, показанным на слайде. Выставляют баллы, согласно предложенным критериям. |
1.3. Создание проблемной ситуации | на экране видео о рынке труда в России https://yandex.ru/video/search?filmId=2779946796888583767&text=видео%20рынке%20труда&reqid=1516047757025463-1526711070211223638710195-vla1-1597-V | Учащиеся делают предположения по формулировке темы урока. Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний. |
Операционно- исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Помогает сформулировать тему урока. Предлагает формулировку целей урока. | Учащиеся формулируют тему у и цели урока. Готовятся к активной учебно- познавательной деятельности. Отвечают на вопросы учителя. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | На экране выдвигается гипотеза по теме урока «Для работодателей выгоднее нанимать иностранных трудовых мигрантов на рабочие специальности, не требующие высокой квалификации. Почему, в чем причина?» | Учащиеся предлагают варианты причин данной проблемы, выдвигают гипотезы, работая совместно в группах по 5-6 человек |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Учитель помогает ученикам сформулировать правильные выводы по данной тематике, выступая организатором – фасилитатором и анализируя все плюсы и минусы в ходе дискуссии совместно с учащимися | Делают записи в рабочих листах. Формулируют определения. Записывают свои предположения в рабочие листы. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий | Учитель предлагает рассмотреть еще одну ситуацию «Некоторые демографы прогнозировали, что в период с 2014 по 2018 годы экономически активное население России (20-64 года) будет ежегодно сокращаться в среднем на 0,7 %, что повлияет на уровень безработицы. По другим прогнозам, в период с 2014 по 2025 год экономически активное население в России может сократиться на 6-7 миллионов человек, за 2010—2050 годы — на четверть, на 23 миллиона человек. К 2030 году трудоспособное население в России, по оценкам «Минэкономразвития» (2012 г.), может сократиться на 12 %» Актуальны ли данные предположения и на чем они основаны? | Учащиеся в процессе дискуссии друг с другом и с учителем, который уже выступает как участник беседы делают выводы о том актуальны ли данные предположения и выявляют на чем они могут быть основаны. |
Рефлексивно- оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Организуется беседа о ситуации на рынке труда в нашей стране, в нашем городе, в нашем районе . | На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Предлагает обучающимся самостоятельно выставить оценки в рабочих листах согласно озвученным критериям. Оценку предлагается поставить не только себе, но оценить работу в целом всей группы. Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся Домашнее задание (дифференцированное 1 Проанализировать рынок труда в нашем городе. 2. Подготовить презентацию о Центре занятости населения нашего района. | Подведение итогов урока. Записывание домашнего задания Оценивают свои достижения, достижения своей группы, обсуждение что понравилось, что не понравилось, какие вопросы вызвали затруднение, какие понравились в большей степени. |
Определите статус перечисленных лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве: