СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Рынок труда и безработица"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся познакомятся с особенностями рынка труда, изучат основные виды безработицы, узнают о работе профсоюзов и государственном регулировании рынка труда, научатся рассчитывать уровень безработицы и уровень занятости

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Рынок труда и безработица"»

Сведения об авторе


Фамилия, имя, отчество (полностью)

Борисова Алена Владимировна

Район, город

Ленинский, г. Нижний Новгород

Место работы

МБОУ «Школа № 60»

Должность

Учитель



Общая информация


Образовательная область, учебный предмет

Экономика

Класс

9 класс

Программа

«Программа углубленного изучения экономики для учащихся 8-9 классов». И.А.Симонов, Р.С.Лукьянова, В.И.Миронова, Н.Н., 2007.

Тема учебного занятия

Рынок труда и безработица.

Тип урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, практикум, игра и т.п.

Изучение нового материала. Комбинированный урок с применением интерактивных технологий

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебных занятий

Тема раздела «Экономические проблемы безработицы.» Население страны. Рынок труда и безработица. Экономические и социальные последствия безработицы.



Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель – уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся познакомятся с особенностями рынка труда, изучат основные виды безработицы, узнают о работе профсоюзов и государственном регулировании рынка труда, научатся рассчитывать уровень безработицы и уровень занятости

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями:

  • работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и дополнительной литературе;

  • осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера;

  • организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание;

  • свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы;

  • осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности;

  • предвидеть возможные результаты своих действий.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, насколько важно делать правильный выбор при получении профессии, чтобы после окончания Вузов или колледжей можно было трудоустроиться, делать выводы о причинах и последствия безработицы, как для индивидуального человека, так и для общества в целом.

Исходное состояние обучающихся

  • Имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;

  • владеют техникой публичного выступления;

  • определяют виды безработицы, основываясь на основных характеристиках каждого вида;

  • обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением;

  • владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

  • могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

  • могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности;

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

  • выполнение заданий в рабочей тетради;

  • фронтальная работа в эвристической беседе;

  • выполнение тестовых заданий и ситуационной задачи;

  • выполнение ситуационной задачи;

  • участие в разрешении проблемной ситуации

  • участие в разрешении проблемной ситуации;

  • участив дискуссии;

  • выполнение ситуационной задачи



Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы


Учебник В.С. Автономов «Экономика»

Матвеева Т.Ю. «Введение в макроэкономику»

https://yandex.ru/company/researches/2011/yandex_on_jobsearch_2011

Рынок труда и поиск работы в интернете

http://nizhstat.gks.ru/ Нижегород стат

http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики

http://russia.trud.com/salary/692/ Обзор статистики рынка труда в России

https://ru.wikipedia.org/wiki/Безработица_в_России#Современная_ситуация_(по_состоянию_на_2014-2016_годы)

Презентация по данной теме

Материально-техническое обеспечение

  • компьютер,

  • проектор, интерактивная доска;

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

  1. Мотивационно- ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности. Фасилитационный подход. По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа). Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом).

  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (выполнение письменных заданий). Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале.

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика, опора на уже имеющиеся знания по предмету.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа).

  • По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация).

  • По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.

  • Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом мате риале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся.

  1. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

  • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата.

  • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока).

  • Организационный момент (2 мин.)

  • Опрос-повторение (7 мин.)

  • Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.)

  • Операционно – исполнительский этап (21 мин.) по плану (записывается на доске по мере объяснения).

  • Проверка усвоения знаний (5 мин.).

  • Подведение итогов урока. (3 мин)

  • Рефлексия. (3 мин)

  • Домашнее задание (1 мин.)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет дорабатываться в дальнейшем.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире.

  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта.

  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности.

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково-символических средств, представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях.

  • Построение системы конкретно- практических задач.

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости.

Рефлексивно- оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу.

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи – учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности со- держания (знаю что?), владения дей- ствиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и пониманиястепени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения.



Сценарий проведения учебного занятия

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

  1. Мотивационно- ориентировочный


1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учащимся предлагается задание на экране проектора.(Тест по теме «Население») Им необходимо ответить на предложенные вопросы. (Приложение 1)

Учащиеся проверяют свои работы, согласно ответам, показанным на слайде. Выставляют баллы, согласно предложенным критериям.

1.3. Создание проблемной ситуации

на экране видео о рынке труда в России

https://yandex.ru/video/search?filmId=2779946796888583767&text=видео%20рынке%20труда&reqid=1516047757025463-1526711070211223638710195-vla1-1597-V

Учащиеся делают предположения по формулировке темы урока. Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний.

  1. Операционно- исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Помогает сформулировать тему урока. Предлагает формулировку целей урока.

Учащиеся формулируют тему у и цели урока. Готовятся к активной учебно- познавательной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

На экране выдвигается гипотеза по теме урока «Для работодателей выгоднее нанимать иностранных трудовых мигрантов на рабочие специальности, не требующие высокой квалификации. Почему, в чем причина?»

Учащиеся предлагают варианты причин данной проблемы, выдвигают гипотезы, работая совместно в группах по 5-6 человек

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учитель помогает ученикам сформулировать правильные выводы по данной тематике, выступая организатором – фасилитатором и анализируя все плюсы и минусы в ходе дискуссии совместно с учащимися

Делают записи в рабочих листах. Формулируют определения. Записывают свои предположения в рабочие листы.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий

Учитель предлагает рассмотреть еще одну ситуацию «Некоторые демографы прогнозировали, что в период с 2014 по 2018 годы экономически активное население России (20-64 года) будет ежегодно сокращаться в среднем на 0,7 %, что повлияет на уровень безработицы. По другим прогнозам, в период с 2014 по 2025 год экономически активное население в России может сократиться на 6-7 миллионов человек, за 2010—2050 годы — на четверть, на 23 миллиона человек. К 2030 году трудоспособное население в России, по оценкам «Минэкономразвития» (2012 г.), может сократиться на 12 %» Актуальны ли данные предположения и на чем они основаны?


Учащиеся в процессе дискуссии друг с другом и с учителем, который уже выступает как участник беседы делают выводы о том актуальны ли данные предположения и выявляют на чем они могут быть основаны.

  1. Рефлексивно- оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Организуется беседа о ситуации на рынке труда в нашей стране, в нашем городе, в нашем районе .

На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Предлагает обучающимся самостоятельно выставить оценки в рабочих листах согласно озвученным критериям. Оценку предлагается поставить не только себе, но оценить работу в целом всей группы. Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся

Домашнее задание (дифференцированное

1 Проанализировать рынок труда в нашем городе. 2. Подготовить презентацию о Центре занятости населения нашего района.

Подведение итогов урока. Записывание домашнего задания Оценивают свои достижения, достижения своей группы, обсуждение что понравилось, что не понравилось, какие вопросы вызвали затруднение, какие понравились в большей степени.



Приложение 1

Определите статус перечисленных лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве:

  1. Инженер, работавший не по специальности, уволился и активно ищет работу по специальности

  2. Ирина Лебедева не работает и является студенткой дневного отделения университета имени Н.И. Лобачевского

  3. Технолог завода «Термаль» переведен на режим неполного рабочего дня

  4. Вязальщица, уволенная с предприятия «Чайка» из-за сокращения числа рабочих мест, отчаявшись найти работу, прекратила ее поиск

  5. Кати Иванова учится в университете на вечернем отделении и работает лаборанткой на кафедре органической химии

  6. Женщина, работающая в магазине «Пятерочка», ушла в декретный отпуск

  7. Дима Петров – ученик 7 класса МБОУ «Школа №60»

  8. В последнее время, вследствие внедрения новых технологий на производстве сократился спрос на рабочую силу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!