СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Склонение прилагательных м. р. и ср. р. с твёрдым согласным на конце основы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данный материал изучается в 4 классе. На уроке использованы: карта «Страна Знаний», макет корабля, памятка «Морфологический разбор» на каждой парте, таблица для самооценки у каждого ученика, орфографический словарь, мультимедиа – презентация. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Склонение прилагательных м. р. и ср. р. с твёрдым согласным на конце основы"»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы.

Задача урока: формировать общеучебную компетентность учащихся через развитие речевой деятельности

Цели:

1) познакомить учащихся со склонением прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы;

2) развивать речевую деятельность учащихся: говорение, слушание, чтение, письмо;

3) формировать навыки грамотного письма;

4) развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; самооценку учащихся;

5) воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь.

УУД:

Развивающие:

Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Формировать УУД:

Предметные УУД: учить правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Метапредметныеумение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение (регулятивные УУД);

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: карта «Страна Знаний», корабль, памятка «Морфологический разбор» на каждой парте, таблица для самооценки у каждого ученика, орфографический словарь, мультимедиа – презентация.




Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Сегодня у нас урок – приключение, полное неожиданностей.

Кто за приключения?

Все без исключения?

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало –

Смелее у штурвала!

Как настоящие мореплаватели мы возьмем с собой карту, на которой указан маршрут. А все, что увидим, будем записывать в судовой журнал. Записи нужно вести аккуратно и правильно. Итак, зафиксируйте дату нашего отправления (дети записывают число, Классная работа) Будьте внимательны, итоги подведем в конце урока!

  1. Активизация знаний учащихся.

Бухта «Карнавальная» Игра «Маска, я тебя знаю…»

1) словарная работа – игра «Найди слово»:

А отправляемся мы с острова Гимназистов в море Слов. Посмотрите, в волнах спряталось какое-то слово.

шкорпутешествиебикю (Когда дети угадывают, слово появляется на экране)

Запишите слово в тетрадь.

Растолкуйте смысл этого слова.

Теперь обратимся к словарю и попросим нашего консультанта объяснить значение этого слова (ученик, который дома работал со словарем, объясняет значение слова путешествие).

Что еще можете сказать об этом слове? (устный морфологический разбор имени существительного: путешествие – имя сущ., что? путешествие, неодуш., нариц., с.р., ед.ч., И.п).

На нашем пути встретились рифы из слов. Для того, чтобы прочитать первое, надо от слова путешествие образовать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ен- и –ник- (путешественник) (Когда дети называют, слово появляется на экране) Молодцы, запишите его в судовой журнал.

Следующие рифы – это слова-синонимы к слову путешествие (Когда дети называют, слово появляется на экране: Странствие, турне-[нэ]с.р. , Вояж- устар., м.р.) Запишите их.

Что можете сказать о словах?

На какие группы можно разделить данные существительные? (одушевленные, неодушевленные) А еще как? (Мужского и среднего рода) Запомните, это нам пригодится в путешествии.

Мы покидаем море Слов и отправляемся дальше.

Отметьте на маршрутном листе: Насколько хорошо вы знаете теперь, как пишутся эти словарные слова.

3 Усвоение новых знаний

Итак, наш путь лежит к морю Словосочетаний.

Карта урока:

- Какие прилагательные в списке нужных вещей? (м. р. и ср. р. с твёрдой основой).

Вооружитесь мощным биноклем, понаблюдайте, сравните окончания прилагательных мужского и среднего рода в каждом падеже. В чём различие?

Что ещё заметили? Какие ещё бывают окончания у прилагательных м.р. с ТВ. основой? ЫЙ

Прилагательные мужского рода в И.П. в единственном числе имеют окончание –ой под ударением и безударные окончания –ый, -ий. Прилагательные среднего рода имеют окончания –ое, -ее.

Работа в парах – упр. 57 по учебнику.

Итак, какие предложения получились?

Выделите окончания прилагательных, назовите их (самопроверка с экрана).

Почему окончания разные у прилагательных? (прилагательные мужского и среднего рода, в И.п.) Еще что заметили? (ударные и безударные окончания, можно ошибиться в написании безударных окончаний прилагательных) А еще что? (твердый и мягкий согласный на конце основы)

Тема урока: Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы. (на доске

  1. Наблюдение (работа со словосочетаниями)

Перед отправлением в странствие, нам пришла телефонограмма «Памятка путешественнику», но так как связь была плохая, некоторые части слов пропали. Что нужно сделать, чтобы прочитать памятку? (вставить окончания прилагательных). Запишите, вставив окончания прилагательных, и вы узнаете, что должен знать настоящий путешественник.

    1. Даже коротк… вояж может быть опасным.

    2. Надежн… друг для путешественника – самое главное.

    3. Молод… путешественник должен быть любознательным.

    4. Увлекательн… странствие запомнится на всю жизнь.

    5. Многолетн… путешествие требует хорошей подготовки.

Итак, какие предложения получились?

Выделите окончания прилагательных, назовите их. (самопроверка с экрана)

Почему окончания разные у прилагательных? (прилагательные мужского и среднего рода, в И.п.) Еще что заметили? (ударные и безударные окончания, можно ошибиться в написании безударных окончаний прилагательных) А еще что? (твердый и мягкий согласный на конце основы)

Тема урока: Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы (на доске).

Так от чего зависит окончание прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже в единственном числе? (от ударения и согласного на конце основы).

Какой вывод можно сделать о написании окончаний прилагательных мужского и среднего рода с мягким согласным на конце основы?

2) Знакомство с правилом на с. 52

Проверим свои предположения по учебнику (чтение правила вслух).

Это важное правило нам пригодится в нашем путешествии.

  1. Первичное закрепление

  1. «Грамматическая задача»

Помните 5 правило: Многолетнее путешествие требует хорошей подготовки.

Собираясь в путь, один мудрый человек составил список того, что нужно взять с собой. Этот список у каждого из вас на парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончание имен прилагательных.

Чист… бель.е, тепл… н.сок, пуш.ст… п.лотенце, зубн… п.р.шок, душ.ст… мыло, мя.к… (задание дается на карточках).

Что в этом списке вас удивило? ( один носок).

На какие правила встретились орфограммы? (безударная гласная непроверяемая ударением, жи-ши, парный согласный в середине слова, разделительный ь знак, окончания прилагательных).

Проверьте, правильно ли ваш сосед вставил окончания прилагательных (с экрана – взаимопроверка в парах).

Итак, какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже в единственном числе?

Отметьте на маршрутном листе: как вы справились сейчас с заданием.

Кто допустил ошибки?

Кто не допустил ошибки, но считает, что нам нужно еще поработать по теме нашего урока?

  1. Самостоятельная творческая работа

Мы отправляемся дальше по морю Предложений.

Физминутка (звучит музыка «Звуки моря», на экране слайды «Рыбы»).

Море не всегда бывает таким спокойным. Вот смотрите, волной к нам на борт корабля забросило бутылку и похоже в нем сообщение! Правда, некоторые слова совсем размыты!

Сегодня … день. Какое… небо, какое… море! Впереди … остров. Мы садимся в шлюпку и плывем к … острову. Перед нами открывается очаровательная картина…

Все ли соответствует тому, что мы видим на картине?

Нам предстоит непростая работа: восстановить текст, чтобы красочно и полно описать эту картину. А еще закончить текст.

Сегодня мы сделаем остановку только на одном острове – острове Творчества. Прочитайте, что вы записали. (1-2ученика )

Какие прилагательные помогли нам представить чудо-остров?

Подчеркните в тексте прилагательные в именительном падеже в единственном числе мужского и среднего рода. Объясните их правописание. Сделайте вывод.

Отметьте на маршрутном листе: как вы справились с написанием текста – грамотно, правильно, интересно. Я оценю вашу творческую работу в тетрадях.

3) Итак, теперь вы смогли бы объяснить правописание окончаний прилагательных в Памятке путешественника?

4. Рефлексия. Домашнее задание. Итог урока

1) Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились? (грамотно писать окончания прилагательных, словарные слова, правильно готовиться к путешествию, помогать друг другу, оценивать свои достижения и т.д.)

Оцените, своей работой на уроке ты:

              • Не совсем доволен

              • Не доволен

2) Домашнее задание: с. 51, № 291 по заданию,

Кого заинтересовало путешествие, внесите в Памятку свои предложения, используя имена прилагательные мужского и среднего рода в единственном падеже (по желанию).

Тем, кто интересуется путешествиями, кто хочет задержаться на острове Творчества, я приготовила задание на листочках (по желанию).

Будь смел и отважен –

Прочти много книг,

В большом море знаний

Плыви, ученик.

К заветной мечте и чудесной земле.

В нагруженном знаниями корабле!






6