4. Новый материал. 1. Чтение стихотворения на стр. 100 учебника. - Вы все открыли учебники на стр.100. - Прослушайте отрывок из стихотворения Кристины Россети. 2. Беседа о прочитанном. - Предположите, почему головка булавки называется головкой? (слайд №4) -Итак, головка булавки такая же круглая, как голова человека. Это одно и тоже слово, потому что верхушка булавки названа так не случайно, а по причине сходства с головой человека. -Где мы можем посмотреть значение слова головка? -Правильно, в толковом словаре на стр. 103. -Прочитайте словарную статью. - Сколько раз записано слово ГОЛОВКА в Толковом словаре? -Что же это означает? - Прочитаем хором вместе со мной сообщение Летучей мыши на стр.101 учебника. -Итак, слово головка записано всего один раз, а разные значения этого слова даны под разными цифрами. - Прочитайте вторую строчку стихотворения (слайд № 5). - Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? -Давайте проверим это. Найдите слово НОСИК в толковом словаре. (стр.117) -Теперь сможете объяснить, почему так названы ушко иголки, язычок туфель?(слайд №6 и №7) На что они похожи? - А почему так названы КИСТИ рябины- из-за сходства с кистью человека? (слайд № 8) - Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова КИСТЬ. -Сколько значений у этого слова? - Обратите внимание. Что если у слова несколько значений, то значение, которое появилось первым, записано в словаре первым. - Прочитайте 1 значение слова Кисть. Подтвердились наши предположения? -Какие значения может иметь слово Глазок? (Слайд №9) - Как вы думаете, какое значение слова Глазок будет записано первым в БОЛЬШОМ ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ - глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного? - Прочитайте подсказку Летучей мыши на стр. 102 учебника. - А как же можно назвать все эти слова, у которых несколько значений? - На стр. 103 учебника вы найдёте ответ на мой вопрос.(слайд №10) - Правильно, такие слова называются многозначными. | Совместное чтение вместе с учителем. Предположения детей Ответ: в Толковом слова учебника. Самостоятельное нахождение словарной статьи. 1 часть читает один ученик, 2 часть-другой Хоровое чтение Самостоятельное прочтение Предположения детей. Чтение определений слова Учащиеся высказывают свое мнение Учащиеся находят и читают самостоятельно. Ответы учащихся Самостоятельное чтение подсказки Самостоятельное чтение. Учащиеся по одному называют правильный ответ. |