Тип урока | Урок открытия нового знания |
Авторы УМК | В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений в 2-х ч. – М.: «Просвещение», 2019г. |
Цель урока | Заинтересовать учащихся личностью странного человека - Печорина, создав проблемную ситуацию. Дать представление о психологизме в литературе. формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания формировать эмоционально-ценностное восприятие мира учащихся способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе при групповой работе учащихся. Воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении М.Ю. Лермонтова. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Личностные: - учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности; - выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; - формировать границы собственного знания и «незнания»; Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; обобщение. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные: - понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; осуществлять выразительное чтение текста; - иметь представление о «странном человеке» Печорине; - выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения; - интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций; - строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
Оборудование | Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; раздаточный материал (приложение 1), мультимедиа-презентация. |
Образовательные ресурсы | Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 / |
Приветствует обучающихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Оценивает готовность учащихся к занятию | Проверяют готовность к уроку. | Личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим; регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. |
| Постановка учебной задачи. Цель: создание условий для самостоятельного формулирования темы урока | |
Читает цитату из романа «Герой нашего времени» и просит назвать героя, о котором идет речь. Предлагает поработать с цитатой: Найти противоположные по смыслу слова и сделать вывод об особенностях характера Печорина. Задает вопрос: - Каким человеком назвал Максим Максимыч Печорина? Предлагает обучающимся сформулировать тему урока. | Строят предположения о герое и особенностях его характера. Отвечают на вопрос учителя. Высказывают предположение о теме урока. Записывают тему в тетрадь. | личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»; регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; формулировать тему урока; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы в тексте; - проводить сравнение; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
| Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель: создание условий для самостоятельного формулирования цели и задач урока. | |
Предлагает учащимся, опираясь на тему, сформулировать цель урока и поставить учебные задачи. | Высказывают предположение о цели урока и задачах, которые в ходе урока следует решить (доказать, что Печорин – «странный человек»; выяснить, в чем проявляется странность героя) | регулятивные: планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривать последовательность действий на уроке; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
| Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: актуализация знаний обучающихся, подготовка к работе на уроке | |
Используя прием «До…», организует работу по актуализации знаний обучающихся. Просит детей ответить письменно на вопрос: - Почему Печорина называют «странным» человеком? | Отвечают письменно на вопрос учителя, соотнеся известные и неизвестные факты. | регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: строить письменное высказывание в связи с изучаемой темой. |
| Открытие нового знания Цель: применение обучающимися новых способов действия. | |
Предлагает ученикам обратиться к тексту и прочитать второй абзац главы «Бэла». Организует диалог с обучающимися, обращаясь к их читательскому и жизненному опыту: - О чем мы только что прочитали? - Зачем автор начинает главу, которая называется «Бэла», с описания картины природы? -Какие картины природы выбирает М.Ю.Лермонтов для своего описания? -Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести? - Где происходят события? - Вас это не удивляет? - Можем ли мы из прочитанного фрагмента сделать вывод о странном характере Печорина? | Обучающиеся читают вслух фрагмент текста. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, делая выводы из прочитанного текста. | регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения. коммуникативные: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; предметные: осуществлять выразительное чтение текста; строить устные высказывания в связи с изучаемой темой |
Предлагает обучающимся объединиться в группы. Организует работу групп. Обеспечивает группы раздаточным материалом, определяет круг вопросов для мини-исследований. | Обучающиеся работают в группах: распределяют роли; ищут и выделяют необходимую информацию. Делают выводы и записывают их в тетрадь. Каждая из групп готовит свое задание: 1 группа выявляет непредсказуемость Печорина, определяет противоречия в его характере; 2 группа рассказывает о взаимоотношениях Печорина и Бэлы; 3 группа выявляет причины, почему Печорин разлюбил Бэлу; 4 группа повествует о гибели Бэлы, рассказывает о том, как Печорин воспринял её гибель. | регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату; познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации; коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций. |
Предлагает группам представить результаты работы | Участвуют в презентации результатов групп, занимая позицию активного слушателя. | личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку со стороны учителя и других учащихся; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; умение свободно владеть монологической и диалогической речью; коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения; интерпретировать прочитанное; устанавливать поле читательских ассоциаций; осуществлять выразительное чтение текста; строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. |
| Подведение итогов урока Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности. | |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: -Итак, мы познакомились с этим необычным героем. Можем ли мы назвать его «странным» человеком? - В чем проявляется его странность? - Каков же на самом деле герой: злой гений или жертва общества? | Осуществляют самооценку работы групп. | личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам; регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: иметь представление о «странном человеке» Печорине. |
| Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | |
Организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке. Обращается к приему «После», предлагает ответить на вопрос: - Как вы теперь ответите на вопрос: почему Печорина называют «странным» человеком? - Оправдались ли ваши «ожидания»? - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? | Осуществляют самооценку работы. | регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: уметь сравнивать, оценивать. |
| Домашнее задание Цель: включение новых знаний в систему изученного материала | |
Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник: - прочитать главу «Максим Максимыч»; - найти причины отчуждения Печорина и Максим Максимыча. | коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного. |
- Прочитайте фрагмент текста, в котором наиболее полно отражены противоречия в характере Печорина, его непредсказуемость.
-Сделайте выводы.
- Свои выводы запишите в таблицу.
- Приведите цитату и запишите в таблицу.
- Сделайте вывод, запишите в таблицу.
- Расскажите о дальнейшей судьбе Бэлы.
- Сделайте вывод, запишите в таблицу.