СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: «Строение и работа сердца»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: «Строение и работа сердца»»

Технологическая карта моделирования урока

Название предмета: биология класс 9 А учитель: Азарченко Лариса Викторовна

Тема урока: Строение и работа сердца.

Цель: Изучить особенности строения и работы сердца человека, чтобы научиться применять эти знания на практике.

Задачи урока:

  • Сформировать знания учащихся об особенностях строения и работы сердца, о понятиях «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматизм сердца», «миокард», «сердечные клапаны».

  • Научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

Развивать универсальные учебные действия (УУД):

  • коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);

  • информационные (поиск нужной информации);

  • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);

  • здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).

  • Формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм ЗОЖ.

  • Воспитывать культуру общения при участии в беседе.

  • Формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);

  • наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);

  • практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).

  • частично-поисковый (эвристическая беседа);

  • проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера).

  • символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами)

  • сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)

  • стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);

  • самоконтроля и самооценки (самопроверка ответов на заданные вопросы и задания и самооценка знаний).

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная (демонстрация наглядностей по теме, беседа, решение проблемных задач)

Оборудование:

Технические:

  • ПК на базе процессора

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер (на подготовительном этапе)

  • Интерактивная доска

Программные:

  • Приложения Microsoft Office PowerPoint

Учебный комплект:

  • Основной учебник Биология. Человек. 9 класс А.Г.Драгомилов.,Р.Д.Маш, М.»Вентана-Граф»2015.

Другие материалы: карточки с заданиями для индивидуальной работы

Подготовительная работа:

  • Создание презентации к уроку.

  • Отбор видеоматериалов по теме «Строение и работа сердца», «Сердечный цикл», «Автоматизм сердца».

  • Подготовка карточек с заданиями для самоконтроля

  • Подготовка разрезного материала для вклеивания в тетрадь

  • Подготовка вопросов проблемного характера.

Продолжительность урока: 40 минут.

Тип урока: изучение нового материала

Основные термины: сосуды, аорта, артерии, вены, капилляры, предсердия, желудочки, полулунные клапаны, створчатые клапаны, автоматизм, сердечный цикл

Ход урока


Этап урока

Количество минут


Деятельность

Средства обучения

(№ страниц учебника, тетрадей на печатной основе, заданий, задач, вопросов, упражнений, слайдов презентации и др.)

Планируемый результат

учителя

учеников

I. Актуализация знаний

5 мин







Здравствуйте, ребята, садитесь. на протяжении двух уроков мы с вами изучаем какую систему органов?

Поэтому первым этапом урока мне хотелось бы проверить ваши первоначальные знания по этой теме.

у вас на партах есть листы самоконтроля, посмотрите внимательно на задания, если у кого-то возникли вопросы по структуре заданий задавайте. (на слайде вывожу задания, уч-ся выполняют и делают взаимопроверку) на выполнение заданий 5 минут. поменялись работами и проверили по критериям. выставили отметки, работы передали мне.

Отвечают на приветствие учителя.

Кровеносную.






Письменно работают и осуществляют взаимопроверку по критериям, анализируют




Презентация

Прил.1.






Коммуникативные УУД

  1. формируем умение слушать и понимать речь других.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

2. Мотивирование к учебной деятельности

4 мин

Сегодняшний урок будет посвящен особому, в своем роде уникальному органу человека.

Греки считали его вместилищем духа

Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье

Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда

Слайд №2. (0,5мин)

Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км.

Он может работать даже вне тела человека.

25 сентября люди всего мира отмечают его День.

Секундная   стрелка в часах была изобретена специально для изучения его работы.

В честь него в г. Пермь установлен памятник из красного гранита

Учитель: Наверное, вы все уже догадались, что это

какая тема будет нашего урока?

Сердце действительно особый орган. Во все времена и во всех культурах оно было символом мужества, широты натуры, человеческого сострадания и, конечно, любви. Может поэтому личностные качества человека, часто связывали с сердцем. Говорили:

У отчаянного, смелого человека - сердце…

У доброго, хорошего человека – сердце…

У равнодушного, жестокого человека - сердце….

О значимости сердца говорит и то, что люди посвятили ему огромное количество стихов, песен, сложили пословица и поговорки.


Попробуем вспомнить некоторые из них:

С глаз долой, из…

Сердцу не…

Сердце не…


Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что вы пока не знаете? Что вам хотелось бы узнать о нем? А каким образом мы можем получить эти знания? И самое главное - для чего нам нужны эти знания?

Исходя из ваших ответов, мы определили то, что должны изучить на уроке


Просматривают слайд, ведут диалог, участвуют в эвристической беседе













…. (сердце).

Проговаривают тему урока «Строение и работа сердца». Записывают тему в тетрадь











называют соответствующие слова







Проговаривают:

Цель: Изучить особенности строения и работы сердца человека, чтобы научиться применять эти знания на практике.

Задачи: 1. Ознакомиться с особенностями строения и работы сердца, с новыми понятиями, связанными с ними.

2. Научиться распознавать на рисунке составные части сердца, объяснять его работу, обосновать его значимость для здоровья человека.

Презентация , видеофильм

«Работа сердца» , «Сердечный цикл», «Автоматизм сердца»

Познавательные УУД

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта.

Регулятивные УУД

2) формируем умение определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные УУД

1) формируем умение слушать и понимать речь других;

3.Реализация знаний


25 мин.








Ребята! А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца?

А теперь проведем небольшой эксперимент.

  1. Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.

  2. Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может).

Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения

Ребята! ПОЧЕМУ МЫШЦЫ НОГИ УТОМЛЯЮТСЯ, А СЕРДЦЕ МОЖЕТ БЕЗОСТАНОВОЧНО РАБОТАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ?

ПОЧЕМУ ЖЕ СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ РИТМИЧНО, ПРИЧЕМ ЕГО РИТМ МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ?

Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

Что такое сердце? Просмотр видеоролика. «Строение сердца» (1 мин)

Скажите, ребята, почему сердце так назвали? Правильно, слово «сердце» от слова середина.

Используя текст учебника с. 90, составьте небольшой рассказ по вопросам: где расположено, какие слои имеет, из каких камер состоит.

Дополняет рассказ. Расположено сердце в грудной полости и чуть смещено в левую сторону. По форме сердце напоминает конус. Находится внутри околосердечной сумки (перикарда). Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость. При сокращениях сердца наружная оболочка скользит по внутренней поверхности околосердечной сумки. Жидкость внутри перикарда уменьшает трение скользящих поверхностей. (МПС - физика (силы трения))

Сердце полый мышечный орган и в нем различают три слоя. Эпикард – наружный слой из соединительной ткани. Эндокард – внутренний слой сердца. Миокард – это сердечная мышца.

Слайд №12 (4 мин)

Учитель: На ваших столах лежат карточки с заданиями. Из моего рассказа и видеоролика вы получили информацию о строении и работе сердца. Можно использовать текст учебника с. 91

Слайд №15 (1 мин)

Учитель: Для закрепления знаний попробуем назвать по рисунку части сердца

А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту.

Постановка проблемы: ПОЧЕМУ СЕРДЦЕ БЕЗОСТАНОВОЧНО МОЖЕТ СОКРАЩАТЬСЯ В ОТЛИЧИЕ ОТ МЫШЦ ТЕЛА?

подводит учеников к решению, задавая вопросы:

1) Любая мышца, в том числе и сердечная, при продолжительной работе утомляется. Чтобы восстановить работоспособность, она что должна делать?

Чтобы узнать, когда сердечная мышца отдыхает, нам что нужно узнать?

Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек. Что за это время успевает происходить в сердце посмотрим по видеоролику (включаю видеоролик «Сердечный цикл»).

Таким образом, когда отдыхает сердце?

Правильно, ребята. Сердечный цикл – это период от одного сокращения сердца до другого. Его продолжительность – 0,8 сек. Мы нашли ответ на поставленную проблему – почему сердце может безостановочно работать? Всего за 0,4 сек. Сердце успевает восстановить работоспособность.

Итак, мы выяснили, что сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока? (показывает в режиме анимации слайд).

Задача: Сердце сокращается 70 раз в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?

Сердце – уникальный орган. Чтобы убедиться в этом, вначале посмотрим немое кино о сердце лягушки, и вы скажете, в чем необычность увиденного (включает видеоролик в беззвучном режиме: «Автоматизм сердца»). Фильм демонстрирует сердце лягушки, сокращающееся в чашке, вне организма.

Что вас удивило в этом ролике?

А теперь ознакомьтесь с историческим фактом, который имеет прямую связь с явлением, увиденным только что в фильме.

Однажды Андрей Везалий (врач, основатель научной анатомии) вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце.

Его обвинили в убийстве, хотя человек действительно был мертв, и приговорили к смерти. Потом смертный приговор заменили паломничеством в Палестину, во время которого он умер.

Сейчас бы этот факт никого бы не удивил, потому что известно - сердце может работать автоматически при поступлении в него питательных веществ и кислорода.

Слайд №19 (1 мин.)

Автоматизм – это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце.

Слайд №20. (1,5 мин)

А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту, в ходе которого мы убедились, что ритм сокращения сердца может меняться. Приведите примеры из жизненных ситуаций в каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно?

А можем ли мы приказать сердцу, как работать?

Правильно. Есть даже крылатое выражение «Сердцу не прикажешь». Работа сердца регулируется самим организмом двумя путями: путем нервной и гуморальной регуляции. Объяснение в режиме анимации.

Мы выяснили, что на работу сердца влияют различные факторы. Ребята, перед вами рисунки, которые их отображают. Следующее задание заключается в следующем: По ним сформулируйте и запишите для себя правила, соблюдение которых позволит вам сохранить и укрепить работоспособность вашего сердца. Обратите внимание на % влияния этих факторов на сердце. Можно разработать правила, опираясь на уже имеющиеся у вас знания.

Дают ответы (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и т.д)



одни уч-ся выполняет, остальные комментируют

















отвечают, что нужно изучить строение сердца.


смотрят фильм

составляют рассказ по рисункам: и др























Работают с заданиями в листах




Проговаривают и зачитывают созданный рассказ о сердце







называют части сердца






пытаются найти ответ.




предполагаемый ответ - расслабиться и отдохнуть





предполагаемый ответ – как она работает.





смотрят фильм.

Когда наступает общее расслабление

















Делают вычисления. Решение: 200мл х 70 = 14000 мл (14л) в минуту. 14 х 40 = 560л (больше полутонны).:



смотрят фильм




Предполагаемый ответ: сердце сокращается вне тела лягушки.




























записывают термин






предполагаемые ответы: во время стресса, страха, при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее.





нет



делают вклейки в тетради







формулируют правила, используя картинки на слайде

Презентация, рисунки учебника




















































Прил. 2

Познавательные УУД

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку и самоанализ своей деятельности, Коммуникативные: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; овладение широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач

Предметные: Ученик должен знать: строение сердца, функции отделов, механизм работы

Ученик должен уметь: распознавать и описывать систему органов кровообращения, органы кровеносной системы, характеризовать сущность биологического процесса автоматизма сердечной мышцы; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов.

4.Закрепление

4 мин

Задание 4. Закрепление темы (провожу фронтально)

  1. Сердце – это …………………

  2. Масса сердца взрослого человека ……

  3. Сердце располагается в …………

  4. По форме сердце напоминает ………

  5. Сердце состоит из …………………………

  6. Каждая часть сердца включает……… и ……

  7. Сердце покрыто тонкой плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – …..

  8. Предсердия и желудочки соединяются между собой …………….. клапанами.

  9. Между левым предсердием и левым желудочком клапаны имеют 2 створки и называются……………………

  10. Между правым предсердием и правым желудочком находится …………. клапан.

  11. Между желудочками и сосудами тоже имеются клапаны, они названы ……

Поочередно устно отвечают и параллельно заполняют в рабочих листах

Слайд

Личностные УУД

1) формирование способности к

самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;


Умение применять знания биологии в практической деятельности людей

5.Рефлексия

1 мин

Ответьте одним предложением

Мне было интересно больше всего…

Мне запомнилось больше всего…

Меня удивило больше всего…

Я испытал затруднения, когда…

Я хотел бы еще узнать…

Полученные знания я смогу применить с целью…

Ребят отвечают на вопросы, анализируют деятельность класса в целом


Уметь осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

6.Домашнее задание

1 мин

П § 17, найти информацию о пагубных веществах, влияющих на работу сердца







Приложение 1.


Взаимоконтроль по теме: Кровь. Иммунитет.

1. Вставьте пропущенное слово в схеме_________________________

2. Вставьте пропущенный элемент крови_______________________

Выполни тест.

1. Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

1) Она улучшает всасывание питательных веществ. 2) Она способствует выработке антител.

3) Она усиливает кровообращение. 4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.

 2. Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?

 1) красными кровяными клетками крови 2) клетками нефронов почек

3) клетками альвеол лёгких 4) белыми кровяными клетками крови

3. Какова функция тканевой жидкости в организме человека?

  1) транспортирует углекислый газ и кислород 2) регулирует работу внутренних органов

3) обеспечивает фагоцитоз 4) омывает тонкий кишечник

4. Что может обес­пе­чить человеку не­вос­при­им­чи­вость к ин­фек­ци­он­ным болезням на дли­тель­ное время?

  1) вакцины 2) эритроциты 3) антибиотики 4) поливитамины

5. Термин «форменные элементы» применяется при описании клеток

 1) кровеносной системы 2) крови 3) печени 4) нервной системы

6. Что из пе­ре­чис­лен­но­го входит в со­став плазмы крови человека?

  1) тромбоциты 2) крас­ные клетки крови 3) сыворотка 4) белые клет­ки крови

7. Эритроциты не слипаются друг с другом, если человеку при переливании вводится кровь,

 1) принадлежащая любому здоровому человеку 2) имеющая достаточное количество солей кальция

3) содержащая необходимую концентрацию витаминов 4) соответствующая его группе крови

8. Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся

 1) белки фибрин и фибриноген 2) убитые возбудители заболевания

3) ослабленные возбудители заболевания 4) готовые антитела против возбудителя инфекции

9. Лейкоциты способны передвигаться за счёт

 1) ложноножек 2) сократительных волокон

3) наличия в цитоплазме пузырьков воздуха 4) сокращения сократительных вакуолей

10. Пассивный ис­кус­ствен­ный иммунитет у человека

  1) воз­ни­ка­ет как ре­зуль­тат действия ле­чеб­ной сыворотки

2) вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся после перенесённого ин­фек­ци­он­но­го заболевания

3) фор­ми­ру­ет­ся после вве­де­ния вакцины 4) яв­ля­ет­ся наследственным



Приложение 2.

Карточка – задание

Задание 1. Используя сведения видеоматериала, рисунки составьте небольшой рассказ по вопросам: где расположено, какие слои имеет, из каких камер состоит? Есть ли клапаны, какие?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Подпишите внутреннее строение сердца, используя рис. 41 на с. 91

1.___________________________________2.___________________________________

3.___________________________________

4.___________________________________

5.__________________________________

6.___________________________________

7.__________________________________

8.___________________________________

9.___________________________________

10.__________________________________

11._________________________________

12.__________________________________


Задание 3. Задача. Сердце сокращается 70 раз в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________