Структурные элементы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационная часть | Приветствует, проверяет отсутствующих. | Проверяют готовность к занятию. |
2. Актуализация опорных знаний и способов деятельности | Опрашивает учащихся по ранее изученному материалу (Испарение и конденсация), используя презентацию «Найди ошибку» и слушает ответы учащихся по разделу. Вопросы: 1. Процесс перехода вещества в газообразное состояние, происходящий с поверхности жидкости называется конденсацией 2.Испарение происходит при температуре 100ºС 3. При испарении поверхность жидкости «покидают» молекулы с наименьшей кинетической энергией… 4. При испарении температура жидкости повышается 5. Интенсивность испарения зависит от: температуры жидкости; скорости удаления паров с поверхности жидкости; площади свободной поверхности; 6. Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое называется испарением 7. Если пар находится в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, то испарение жидкости прекращается. | Отвечают на поставленные вопросы, находят ошибки, |
2. Мотивация деятельности | Преподаватель (рассказ): Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это погода. Погода не только является темой многих праздных разговоров, но она также часто определяет наше поведение. Погода действует на здоровье, самочувствие и благополучие всего населения. Итак, сегодня мы будем с вами говорить об одной из составляющих погоды. Научимся измерять её очень простым способом. Ещё мы узнаем какое значение она имеет для нашего здоровья, для нашей жизни. А тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив задание. КАКИЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНЫ НА РИСУНКАХ? ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ? запишем в тетрадь названия природных явлений: туман, роса, иней, облака А теперь попробуйте ответить на основной вопрос: что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха). О чем же пойдет сегодня речь? | Слушают преподавателя. Называют природные явления, изображённые на слайде, записывают в тетрадь опорные слова: туман, роса, иней, облака Отвечают на поставленный вопрос. |
4. Изучение нового материала | Запишите тему урока: Влажность воздуха и способы ее измерения. ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА - Ребята, что такое влажность воздуха? Попробуйте сформулировать это понятие, используя знания о конденсации и испарении жидкости (Влажность воздуха – величина, указывающая на содержание в воздухе водяного пара) - Откуда берется эта влага в воздухе? (обучающиеся высказывают свою точку зрения) - из-за испарения воды из различных водоемов. Источники водяного пара в атмосфере: 1) океаны, моря, озёра, реки; 2) влажная почва; 3) растения; 4) все живые организмы | Записывают в тетради тему урока. Слушают преподавателя, просматривают слайды презентации, производят записи по новому материалу в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы. |
| ВЕЛИЧИНЫ,ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОДЯНОГО ПАРА В ВОЗДУХЕ ( слайд №8) АБСОЛЮТНАЯ ВЛАЖНОСТЬ ρ – величина, численно равная массе водяного пара в 1 воздуха (плотность водяного пара в воздухе при данных условиях) = Фактическое количество влаги (водяного пара), содержащееся в 1 м3 воздуха, называется абсолютной влажностью | | .ПАРЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ ВОДЯНОГО ПАРА p – давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали Фактическое количество влаги (водяного пара), содержащееся в 1 м3 воздуха, называется абсолютной влажностью. | ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ φ – отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах φ = · 100 ⁒ φ обычно меньше 100⁒ | Р – парциальное давление (Па) – давление, которое производил бы водяной пар, если все остальные газы отсутствовали. Р0- давление Н.П. при той же температуре. φ – относительная влажность воздуха (она показывает, насколько далек водяной пар в атмосфере от насыщения) | Слушают преподавателя, просматривают слайды презентации, производят записи по новому материалу в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы. |
5.Первичное усвоение новых знаний. Развитие функциональной грамотности. | Задание 1. Измерение влажности воздуха Оптимальное значение относительной влажности в помещении лежит в пределах 40–60%. Отклонение от нормы становится причиной плохого самочувствия и в целом приносит дискомфорт человеку. Измерить влажность воздуха можно при помощи специальных приборов: гигрометров и психрометров. Работа гигрометров основана на зависимости физических параметров различных материалов от влажности. Волосной гигрометр состоит из синтетического обезжиренного волоса, основания со шкалой, стрелки и шкива. При увеличении или уменьшении содержания водяных паров в воздухе сила натяжения волоса меняется, шкив проворачивается, меняя положение стрелки на шкале. В плёночном гигрометре в качестве чувствительного элемента выступает органическая плёнка, присоединённая к шкиву. При изменении влажности натяжение плёнки усиливается или уменьшается. Принцип действия конденсационного гигрометра состоит в измерении температуры, называемой точкой росы, при которой начинается конденсация влаги из воздуха. Механизм же работы психрометрических устройств основан на разности показаний сухого и влажного термометров. Вопрос 1: Установите соответствие между названием прибора для измерения влажности и его изображением. Название прибора: А - плёночный гигрометр Б - конденсационный гигрометр В - волосной гигрометр 1 . 2. 3. 4. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А – 4, Б – 1, В – 3 Вопрос 2: Различаются ли и, если различаются, то как, показания термометров (сухого и влажного) психрометра при относительной влажности в 100%? Ответ поясните. Ответ: показания термометров не различаются. При 100%-ной относительной влажности скорость испарения воды равна скорости её конденсации Начало формы Конец формы Вопрос 3: Нормой относительной влажности в квартире, где находится ребёнок, считается 50–70%. Психрометрический гигрометр, размещённый в детской комнате, даёт показания для сухого термометра 22 °С. Воспользовавшись психрометрической таблицей определите при каких показаниях влажного термометра требования к санитарным нормам будут соблюдены? А. Примерно от 16 до 18 °С В. Менее 16 °С С. Примерно от 14 до 30 °С Д. Более 14 °С Психрометрическая таблица Показания сухого термометра, °C | Разность показаний сухого и влажного термометра, °С | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Относительная влажность, % | 0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 | 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 | 81 84 85 86 87 88 89 89 90 91 91 92 92 92 93 93 | 63 68 70 73 75 76 78 79 81 82 83 83 84 85 85 86 | 45 51 56 60 63 65 68 70 71 73 74 76 77 78 78 79 | 28 35 42 47 51 54 57 60 62 65 66 68 69 71 72 73 | 11 20 28 35 40 44 48 51 54 56 59 61 62 64 65 67 | ─ ─ 14 23 28 34 38 42 46 49 51 54 56 58 59 61 | ─ ─ ─ 10 18 24 29 34 37 41 44 47 49 51 53 55 | ─ ─ ─ ─ 7 14 20 25 30 34 37 40 43 46 48 50 | ─ ─ ─ ─ ─ 5 11 17 22 27 30 34 37 40 42 44 | ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ 9 15 20 24 28 31 34 37 39 | Ответ: А Вопрос 4: Согласно существующим требованиям температура в учебных кабинетах должна поддерживаться в пределах 18–24 °С, а относительная влажность – в пределах 40–60%. В таблице представлены результаты измерений, проведённых в некоторых школьных кабинетах. Можно ли с полной уверенностью утверждать, что во всех кабинетах соблюдены требования к температуре и влажности, если известно, что погрешность прямого измерения температуры составляет ±1 °С, а абсолютная погрешность измерения относительной влажности составляет ±5%? Ответ поясните. № кабинета | Температура, °С | Относительная влажность, % | 1 | 19 | 45 | 2 | 22 | 60 | 3 | 20 | 50 | 4 | 23 | 55 | Ответ: требования к температуре соблюдены. Относительная влажность в кабинете №2 может превышать допустимую. С учётом погрешности все результаты измерения температуры попадают в допустимый интервал значений (от 18 до 24 °С). Учитывая погрешность измерения 5%, получаем, что относительная погрешность в кабинете 2 попадает в интервал (60 ± 5) %. Так что есть вероятность, что в кабинете 2 влажность превышает допустимую | Отвечают на поставленные вопросы, участвуя в беседе. Записи в опорных конспектах Просмотр Выдвигают гипотезы, заполняют опорный конспект Учащиеся высказывают свои предположения, делают выводы. . |
5. Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха» | Лабораторная работа. У каждого из вас на парте имеется инструкция по определению влажности, используя ее, вы должны, определить влажность воздуха в кабинете физики Измерение относительной влажности воздуха Помните, что термометр – стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно. После выполнения задания обязательно положите термометр в футляр. Для более точного определения температуры расположите термометр так, чтобы столбик термометра оказался на уровне глаз. Цель: определить влажность воздуха в кабинете физики Приборы: Порядок выполнения работы Снимите показания сухого термометра, запишите в таблицу Снимите показания влажного термометра для этого намочите кусочек ватки, отожмите оберните ватку вокруг термометра дождитесь момента, когда показания термометра перестанут меняться запишите результат в таблицу Найдите разность температур сухого и влажного термометра, запишите в таблицу С помощью психрометрической таблицы, определите влажность воздуха № опыта | условия | t сух | t вл | t сух - t вл | φ, % | 1 | в кабинете | | | | | Сделайте вывод Психрометрическая таблица И так влажность воздуха в кабинете-?. Соответствует результат оптимальному значению? (если не соответствует, что нужно сделать) | Выполняют лабораторную работу парами |
6.Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала. | Закрепление материала по вопросам: (беседа) 1.С какими физическими величинами вы познакомились сегодня на уроке? 2. Что такое влажность воздуха? 3.Какие виды влажности вы знаете? 4.Какие приборы используют для определения влажности воздуха? | Отвечают на вопросы преподавателя. |
7. Подведение итогов и рефлексия занятия | Подводит итоги и выставляет оценки. Рефлексия занятия Домашнее задание: -Параграф 19 -Карточка с заданием «Влияние влажности воздуха на жизнь человека» Влияние влажности воздуха на здоровье человека сложно преувеличить, учитывая то, что организм человека состоит из воды на 86% у новорождённого и до 50% у пожилых людей. Оптимальное значение относительной влажности в помещении лежит в пределах 40– 60%. Отклонение от нормы становится причиной плохого самочувствия и в целом приносит дискомфорт всем, кто находится в помещении (см. рисунок). | Влияние влажности внутри помещений на санитарные условия и на здоровье человека | Вопрос 1: Какие факторы могут привести к повышению относительной влажности в помещении? Выберите все верные ответы. А. Размещение в комнате открытого аквариума В. Частое опрыскивание или полив комнатных растений С. Проветривание помещения за счёт открытия окон и балконной двери Д. Приготовление пищи на плите без использования вытяжки Е. Использование электронагревательных устройств в помещении Ответ: А, В, Д Вопрос 2: Выберите все верные утверждения о том, как влияет влажность воздуха на человека и жилые помещения. А. При повышенной влажности страдают мебель, одежда, книги, находящиеся в квартире. В. При резком понижении влажности воздуха в квартире заводятся пылевые клещи. С. При слишком сухом воздухе у человека могут возникнуть проблемы с дыханием. Д. Во влажном воздухе в квартире скапливается статистическое электричество.Начало формы Ответ: А, С Вопрос 3: На рисунке представлены данные по ощущению человеком комфорта в зависимости от температуры и влажности воздуха. Какое утверждение соответствует данным диаграммы? А. Человек чувствует себя некомфортно, когда температура воздуха падает ниже 16 °C. В. Человек чувствует себя комфортно, когда температура воздуха выше 16 °C. С. Чем выше температура, тем больше относительная влажность необходимая для комфорта человека. Д. При относительной влажности 60% наиболее комфортно человек себя чувствует при температуре воздуха 20–22 °С. Ответ: А, Д | Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы. Записывают домашнее задание |