СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Влажность"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Влажность"»

Технологическая карта урока по теме «Влажность воздуха»

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Цели урока

расширение представления обучающихся о влажности воздуха посредством введения понятий абсолютная и относительная влажность, ознакомления со способами измерения влажности.

Задачи:

Образовательные:

1.выяснить теоретические знания учащихся по теме "Испарение. Кипение".

2.сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

3.продемонстрировать способ измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов.

Развивающие:

1.развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками;

2.вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер;

3.развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.

Воспитательные:

1.в ходе проведения урока воспитывать у школьников уверенность в познаваемости окружающего мира;

2. продолжить привитие навыков коллективной работы и товарищеской взаимопомощи.

Планируемый результат

Предметные:

В результате обучающийся

  • знает, как вычислять влажность;

  • умеет пользоваться психрометром;

  • имеет представление о значении влажности в жизни человека.

  • В результате обучающийся получает возможность

научиться определять влажность воздуха.

УУД

Личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

Регулятивные: умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Познавательные: умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, интерпретировать текст; и критически оценивать содержание.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.



























Технологическая карта урока

Структурные элементы занятия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационная часть

Приветствует, проверяет отсутствующих.

Проверяют готовность к занятию.

2. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

Опрашивает учащихся по ранее изученному материалу (Испарение и конденсация), используя презентацию «Найди ошибку»  и слушает ответы учащихся по разделу.

Вопросы:

1. Процесс перехода вещества в газообразное состояние, происходящий с поверхности жидкости называется конденсацией

2.Испарение происходит при температуре 100ºС

3. При испарении поверхность жидкости «покидают» молекулы с наименьшей кинетической энергией…

4. При испарении температура жидкости повышается

5. Интенсивность испарения зависит от:

  • температуры жидкости;

  • скорости удаления паров с поверхности жидкости;

  • площади свободной поверхности;

6. Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое называется испарением

7. Если пар находится в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, то испарение жидкости прекращается.

Отвечают на поставленные вопросы, находят ошибки,

2. Мотивация деятельности

Преподаватель (рассказ): Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это погода. Погода не только является темой многих праздных разговоров, но она также часто определяет наше поведение. Погода действует на здоровье, самочувствие и благополучие всего населения. Итак, сегодня мы будем с вами говорить об одной из составляющих погоды. Научимся измерять её очень простым способом. Ещё мы узнаем какое значение она имеет для нашего здоровья, для нашей жизни.

А тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив задание.

КАКИЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНЫ НА РИСУНКАХ? ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ?

   

запишем в тетрадь названия природных явлений: туман, роса, иней, облака


А теперь попробуйте ответить на основной вопрос: что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха).

О чем же пойдет сегодня речь?


Слушают преподавателя. Называют природные явления, изображённые на слайде, записывают в тетрадь опорные слова: туман, роса, иней, облака

























Отвечают на поставленный вопрос.


4. Изучение нового материала

Запишите тему урока: Влажность воздуха и способы ее измерения.

ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА

- Ребята, что такое влажность воздуха? Попробуйте сформулировать это понятие, используя знания о конденсации и испарении жидкости (Влажность воздуха – величина, указывающая на содержание в воздухе водяного пара)

- Откуда берется эта влага в воздухе? (обучающиеся высказывают свою точку зрения) - из-за испарения воды из различных водоемов.

Источники водяного пара в атмосфере:

1) океаны, моря, озёра, реки;

2) влажная почва;

3) растения;

4) все живые организмы


Записывают в тетради тему урока.














Слушают преподавателя, просматривают слайды презентации, производят записи по новому материалу в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы.




ВЕЛИЧИНЫ,ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОДЯНОГО ПАРА В ВОЗДУХЕ ( слайд №8)

АБСОЛЮТНАЯ ВЛАЖНОСТЬ

ρ – величина, численно равная массе водяного пара в 1  воздуха

(плотность водяного пара в воздухе при данных условиях)

 


Фактическое количество влаги (водяного пара), содержащееся в 1 м3 воздуха, называется абсолютной влажностью



.ПАРЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ ВОДЯНОГО ПАРА

p – давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали

Фактическое количество влаги (водяного пара), содержащееся в 1 м3 воздуха, называется абсолютной влажностью.


ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ

φ – отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах

φ =   · 100 ⁒

φ обычно меньше 100⁒

Р – парциальное давление (Па) – давление, которое производил бы водяной пар, если все остальные газы отсутствовали. Р0- давление Н.П. при той же температуре. φ – относительная влажность воздуха (она показывает, насколько далек водяной пар в атмосфере от насыщения)



Слушают преподавателя, просматривают слайды презентации, производят записи по новому материалу в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы.






















5.Первичное усвоение новых знаний.

Развитие функциональной грамотности.

Задание 1. Измерение влажности воздуха


Оптимальное значение относительной влажности в помещении лежит в пределах 40–60%. Отклонение от нормы становится причиной плохого самочувствия и в целом приносит дискомфорт человеку. Измерить влажность воздуха можно при помощи специальных приборов: гигрометров и психрометров. Работа гигрометров основана на зависимости физических параметров различных материалов от влажности. Волосной гигрометр состоит из синтетического обезжиренного волоса, основания со шкалой, стрелки и шкива. При увеличении или уменьшении содержания водяных паров в воздухе сила натяжения волоса меняется, шкив проворачивается, меняя положение стрелки на шкале. В плёночном гигрометре в качестве чувствительного элемента выступает органическая плёнка, присоединённая к шкиву. При изменении влажности натяжение плёнки усиливается или уменьшается. Принцип действия конденсационного гигрометра состоит в измерении температуры, называемой точкой росы, при которой начинается конденсация влаги из воздуха. Механизм же работы психрометрических устройств основан на разности показаний сухого и влажного термометров.


Вопрос 1:

Установите соответствие между названием прибора для измерения влажности и его изображением.

Название прибора:

А - плёночный гигрометр

Б - конденсационный гигрометр

В - волосной гигрометр


1 . 2. 3. 4.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А – 4, Б – 1, В – 3


Вопрос 2:

Различаются ли и, если различаются, то как, показания термометров (сухого и влажного) психрометра при относительной влажности в 100%? Ответ поясните.

Ответ: показания термометров не различаются. При 100%-ной относительной влажности скорость испарения воды равна скорости её конденсации

Начало формы

Конец формы

 

Вопрос 3:

Нормой относительной влажности в квартире, где находится ребёнок, считается 50–70%.

Психрометрический гигрометр, размещённый в детской комнате, даёт показания для сухого термометра 22 °С. Воспользовавшись психрометрической таблицей определите при каких показаниях влажного термометра требования к санитарным нормам будут соблюдены?

А. Примерно от 16 до 18 °С

В. Менее 16 °С

С. Примерно от 14 до 30 °С

Д. Более 14 °С



Психрометрическая таблица


Показания сухого термометра, °C

Разность показаний сухого и влажного термометра, °С

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Относительная влажность, %

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

26

28

30

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

81

84

85

86

87

88

89

89

90

91

91

92

92

92

93

93

63

68

70

73

75

76

78

79

81

82

83

83

84

85

85

86

45

51

56

60

63

65

68

70

71

73

74

76

77

78

78

79

28

35

42

47

51

54

57

60

62

65

66

68

69

71

72

73

11

20

28

35

40

44

48

51

54

56

59

61

62

64

65

67

14

23

28

34

38

42

46

49

51

54

56

58

59

61

10

18

24

29

34

37

41

44

47

49

51

53

55

7

14

20

25

30

34

37

40

43

46

48

50

5

11

17

22

27

30

34

37

40

42

44

9

15

20

24

28

31

34

37

39


Ответ: А


Вопрос 4:

Согласно существующим требованиям температура в учебных кабинетах должна поддерживаться в пределах 18–24 °С, а относительная влажность – в пределах 40–60%.

В таблице представлены результаты измерений, проведённых в некоторых школьных кабинетах. Можно ли с полной уверенностью утверждать, что во всех кабинетах соблюдены требования к температуре и влажности, если известно, что погрешность прямого измерения температуры составляет ±1 °С, а абсолютная погрешность измерения относительной влажности составляет ±5%? Ответ поясните.


№ кабинета

Температура, °С

Относительная влажность, %

1

19

45

2

22

60

3

20

50

4

23

55


Ответ: требования к температуре соблюдены. Относительная влажность
в кабинете №2 может превышать допустимую. С учётом погрешности все результаты измерения температуры попадают в допустимый интервал значений (от 18 до 24 °С). Учитывая погрешность измерения 5%, получаем, что относительная погрешность в кабинете 2 попадает в интервал (60 ± 5) %. Так что есть вероятность, что в кабинете 2 влажность превышает допустимую



Отвечают на поставленные вопросы, участвуя в беседе.


Записи в опорных конспектах

Просмотр

Выдвигают гипотезы, заполняют опорный конспект

Учащиеся высказывают свои предположения, делают выводы.

.




5. Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха»




Лабораторная работа.

У каждого из вас на парте имеется инструкция по определению влажности, используя ее, вы должны, определить влажность воздуха в кабинете физики


Измерение относительной влажности воздуха

Помните, что термометр – стеклянный, с ним нужно обращаться осторожно и бережно. После выполнения задания обязательно положите термометр в футляр. Для более точного определения температуры расположите термометр так, чтобы столбик термометра оказался на уровне глаз. 
Цель:
определить влажность воздуха в кабинете физики

Приборы:

  • Термометр лабораторный

  • Кусочек ваты

  • Стакан с водой

  • Таблица психрометрическая (справочник


Порядок выполнения работы

  1. Снимите показания сухого термометра, запишите в таблицу

  2. Снимите показания влажного термометра

  • для этого намочите кусочек ватки, отожмите

  • оберните ватку вокруг термометра

  • дождитесь момента, когда показания термометра перестанут меняться

  • запишите результат в таблицу

  1. Найдите разность температур сухого и влажного термометра, запишите в таблицу

  2. С помощью психрометрической таблицы, определите влажность воздуха


№ опыта

условия

t сух

t вл

t сух - t вл

φ, %

1

в кабинете





  1. Сделайте вывод


Психрометрическая таблица

















И так влажность воздуха в кабинете-?. Соответствует результат оптимальному значению? (если не соответствует, что нужно сделать)



Выполняют лабораторную работу парами

6.Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала.



Закрепление материала по вопросам: (беседа)

1.С какими физическими величинами вы познакомились сегодня на уроке?

2. Что такое влажность воздуха?

3.Какие виды влажности вы знаете?

4.Какие приборы используют для определения влажности воздуха?



Отвечают на вопросы преподавателя.




7. Подведение итогов и рефлексия занятия

Подводит итоги и выставляет оценки.

Рефлексия занятия





Домашнее задание:

-Параграф 19

-Карточка с заданием

«Влияние влажности воздуха на жизнь человека»

Влияние влажности воздуха на здоровье человека сложно преувеличить, учитывая то, что организм человека состоит из воды на 86% у новорождённого и до 50% у пожилых людей.

Оптимальное значение относительной влажности в помещении лежит в пределах 40–

60%. Отклонение от нормы становится причиной плохого самочувствия и в целом приносит дискомфорт всем, кто находится в помещении (см. рисунок).

 


Влияние влажности внутри помещений на санитарные условия и на здоровье человека


Вопрос 1:

Какие факторы могут привести к повышению относительной влажности в помещении? Выберите все верные ответы.

А. Размещение в комнате открытого аквариума

В. Частое опрыскивание или полив комнатных растений

С. Проветривание помещения за счёт открытия окон и балконной двери

Д. Приготовление пищи на плите без использования вытяжки

Е. Использование электронагревательных устройств в помещении

Ответ: А, В, Д


Вопрос 2:

Выберите все верные утверждения о том, как влияет влажность воздуха на человека и жилые помещения.

А. При повышенной влажности страдают мебель, одежда, книги, находящиеся в квартире.

В. При резком понижении влажности воздуха в квартире заводятся пылевые клещи.

С. При слишком сухом воздухе у человека могут возникнуть проблемы с дыханием.

Д. Во влажном воздухе в квартире скапливается статистическое электричество.Начало формы

Ответ: А, С


Вопрос 3:

На рисунке представлены данные по ощущению человеком комфорта в зависимости от температуры и влажности воздуха.

Какое утверждение соответствует данным диаграммы?

А. Человек чувствует себя некомфортно, когда температура воздуха падает ниже 16 °C.

В. Человек чувствует себя комфортно, когда температура воздуха выше 16 °C.

С. Чем выше температура, тем больше относительная влажность необходимая для комфорта человека.

Д. При относительной влажности 60% наиболее комфортно человек себя чувствует при температуре воздуха 20–22 °С.

Ответ: А, Д




Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.







Записывают домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!