Тип урока | Урок открытия нового знания |
Авторы УМК | А.В.Перышкин. |
Цели урока | Способствовать формированию информационно – коммуникативной и самоорганизационной компетенции. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметные: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. Предметные: формирование знаний о подъемной силе и использование силы Архимеда для создания летательных аппаратов, 1.Знать: условия воздухоплавания. 2.Уметь: решать задачи по теме. |
Оборудование | Презентация, ПК, мультипроектор, экран Демонстрационное оборудование: шар наполненный гелием и воздухом Раздаточный материал: рабочий лист. |
Образовательные ресурсы | А.В.Перышкин. Физика: 7 класс. – М.: Дрофа, 2017 А.В.Перышкин. Задачник по физике. 7-9 класс. - М.: Просвещение, 2012 В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс», М.: Просвещение, 2014г. |
Этапы урока | Содержание учебного материала Деятельность учителя Приемы педагогической техники | Деятельность учащихся Формы организации учебной деятельности | Формирование УУД |
I Мотивация к учебной деятельности | Учитель создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | ФОУД: индивидуальная, фронтальная | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II Актуализация знаний | Учитель организует актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Предлагает вспомнить, 3 условия плавания тел. Какие у вас были затруднения? | ФОУД: индивидуальная, парная Учащиеся выполняют физический диктант: | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
III Выявление места и причины затруднения | Вопросы учителя: 1. Что вы должны были сделать? 2. Где возникло затруднение? | ФОУД: индивидуальная, фронтальная Возможные ответы учеников: 1. Провести аналогию с плаванием тел в воде.. 2. Изучить свойства воздуха. 3. Изучить свойства газов. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
IV Построение проекта выхода из затруднения | Учитель с помощью побуждающего диалога помогает учащимся формулировать гипотезу, ставить проблему урока. Педагогический прием «Аналогия». Сформулируйте гипотезу. Какова проблема урока? Назовите тему урока. | ФОУД: индивидуальная, фронтальная Учащиеся формулируют гипотезу, ставят проблему урока, называют тему. Возможная гипотеза: Шар наполнен газом который легче воздуха и поэтому он летает. Проблема: Как можно заставить шар полететь. Чем лучше наполнять воздушные шары? Как управлять воздушными шаром? Какой груз может поднять воздушный шар? Для чего используются воздушные шары? Разгадывают ребус и кроссворд называют тему урока записывают в рабочий лист. Тема: Воздухоплавание. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
V Реализация построенного проекта | Учитель организует демонстрацию видео фрагмента о воздухоплавании. Сформулируйте условия воздухоплавания? Сообщение учащихся об истории воздухоплавания и летательных аппаратах | Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Делают выводы. Записывают условия воздухоплавания. Условие 1.Для того, чтобы воздушный шар поднялся в воздух, необходимо, чтобы F арх F тяж Условие 2.Для того, чтобы воздушный шар плыл на определенной высоте, необходимо, чтобы F арх =F тяж Условие 3.Для того, чтобы воздушный шар спускался вниз, необходимо, чтобы F арх Записывают в рабочий лист фамилии авторов создавших первый воздушный шар. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, использование знаково-символических средств, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем |
VI Первичное закрепление во внешней речи | Учитель организует усвоение учащимися нового способа действий с их проговариванием во внешней речи. Учитель предлагает решить задачу. Расчетами подтвердив условия воздухоплавания тел Задание: В воздух запущен шар объемом 40 м3, наполненный гелием. Определить подъемную силу шара. Физкультминутка. | ФОУД: индивидуальная, фронтальная Учащиеся работают с дидактическим материалом Задача. Предположим, в воздух запущен шар объемом 40 м3 , наполненный гелием. Определить подъемную силу шара. Дано: Решение. V=40 м3 mг=V· ρг =40·0,189=7,2 кг ρг=0,189 кг/ м3 Рг= g· mг=10·7,2=72 Н g=10 Н/кг FА=g· ρв·V=10·1,3·40=520 Н ρв=1,3 кг/ м3 Fп= FА- Рг=520-72=448 Н Найти: Fп-? Ответ: подъемная сила шара 448 Н. | Познавательные общеучебные: выполнение действии по алгоритму, установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные умение выражать свои мысли |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполнения самостоятельной работы организует рефлексию . | ФОУД: индивидуальная Учащиеся выполняют самостоятельную работу Решить задачу (В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс») № 657, 658 на выбор одну. Затем обсуждается решение задач. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция Познавательные: аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство |
VIII Включение в систему знаний и повторение | Учитель организует включение нового материала в систему знаний. Давайте вернемся к проблеме, с которой начинался урок. Вопросы учителя: Как поднять шар в воздух? Как шар опустить на Землю? Как рассчитать подъемную силу воздушного шара? Какие виды воздушных шаров вы знаете? | ФОУД: индивидуальная, фронтальная Учащиеся отвечают на вопросы | Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: использование критерия для обоснования своего суждения |
IX Рефлексия учебной деятельности | Учитель организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Вопросы учителя: Что нового вы узнали? Какую цель вы ставили на уроке? Достигли вы цели? Обоснуйте. Какие трудности еще остались? Над чем надо еще поработать? Педагогический прием «Бортовой журнал». Проанализируйте свою работу: выразите свое согласие или несогласие с высказываниями, изложенными в таблице (+/-). Учитель организует обсуждение и запись домашнего задания. Удачи вам в выполнении домашнего задания. | ФОУД: индивидуальная Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности. Учащиеся заполняют «Бортовой журнал»: Бортовой журнал: высказывания | +/- | 1. Я знаю, как определить условия плавания тел? | | 2. Я смогу определить условия воздухоплавания. | | 3. При работе на уроке у меня не возникало затруднений. | | 4. В самостоятельной работе у меня не было затруднений. | | 5. При работе на уроке у меня возникали затруднения (перечислите – какие) | | 6. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения (перечислите – какие) | | 7. Мне необходимо поработать над | | Записывают домашнее задание: §54 Совершите путешествие на воздушном шаре с вашим другом. Рассчитайте подъёмную силу шара, на котором вы будете путешествовать. Шар наполнен гелием. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |